Монополия разума

 «Совершенно очевидно, что способность к обучению как неотъемлемое свойство ядра системы должна закладываться при проектировании, а не добавляться в качестве запоздалого соображения позднее в виде расширения. То же самое касается способности эффективно работать с неопределенной и вероятностной информациями».

Ник Бостром «Искусственный интеллект».

Эпоха научного прогнозирования, о которой люди так долго мечтали, наступает! Первыми ласточками, предвестниками радикальных перемен, стали автопилоты, способные прогнозировать поведение участников движения. Однако количество объектов, захватываемых оборудованием контроля окружения, обычно сравнительно невелико, а логика их поведения строго регламентирована как правилами движения, так и законами физики. Современный автопилот не обладает задатками Вольфа Мессинга, по легенде способного предсказывать катастрофы. Видимо для этого необходима дополнительная функциональность, доступ к персональной информации, который сейчас законодательно закрыт. Простым примером может быть модуль анализа водительского рейтинга, учитывающего навыки и профессионализм водителей, обнаруженных детектором автопилота. Каждый участник движения может иметь личные проблемы, быть в алкогольном опьянении и так далее. Разумеется, учёт факторов риска подобного рода компьютеру по силам, вводить в маршрут корректировки, предвосхищающие катастрофы или просто снижающие вероятность аварии – дело недалёкого будущего. Но это, как говорится присказка, мне хотелось бы коснуться более глобальных проблем, связанных с установившимися естественными монополиями.
Антимонопольное законодательство как я уже не раз упоминал, во многих случаях работает против интересов простых граждан – клиентов, создавая лидирующим предприятиям искусственные проблемы, чтоб «они не захватили рынок», не позволяя им снижать цены на свои изделия демпингуя. Но дело именно в том, что критериями полезности и разумности такие запреты не являются, поскольку только тормозят развитие. Антимонопольные законы изначально принимались из страха повторения кризисов, вызванных несовершенством нерегулируемых рыночных отношений, в которых финансовые акулы пожирают своих менее сильных конкурентов, после чего устанавливают ценовой диктат. Думаю (на минуту предположим, что я – потомок Мессинга) вскоре произойдёт смена общественно-политической формации, собственно «конец рынка» в традиционном понимании, поскольку автоматизация и роботизация сделает бессмысленными попытки конкурировать с естественными монополистами, где людей на заводах вообще не будет. Автоматические линии в этом случае обеспечат любые разумные потребности населения, а ручной труд может стать только некоторым хобби или развлечением для ностальгирующих по прошлому веку. Нужно ли в этом случае ориентироваться на антимонопольное законодательство, уравнивающее заводы без роботов с оными?
 Давайте вспомним, как первые настольные станции без графической видеокарты могли успешно рассчитывать растровые кадры с феноменальной частотой – одна картинка в две-три секунды! Понадобилось десять лет, чтобы обязательный атрибут любой рабочей станции – видеокарта смогла просчитывать кадры раз в сто быстрее, обеспечив плавность видео на экране. Сейчас уже в нескольких статьях я веду речь о системе «антиплагиат», которую нужно встроить в операционную систему. Функциональность во многом определяется аппаратной платформой, очевидно на универсальном процессоре строгий режим системы антиплагиат может работать примерно так же, как на первых станциях – графическое приложение, а это никого не устроит. Проверка правописания стала неотъемлемой частью офисного пакета и проводится в фоне без каких-либо подтормаживаний или задержек. Антиплагиат значительно более требователен к ресурсам, по оценкам производительность некоторых специальных вычислений должна быть на три-четыре порядка выше, чтобы успевать в реальном времени за полётом мысли своего пользователя. Но можно видимо первое время ограничиваться и асинхронным анализом, давая время системе на «постразмышления». Несколько лет назад энтузиасты, развивавшие поисковики, настояли на включении в систему мобильных ассистентов, голосовых помощников. Для их корректной работы разработчики аппаратных средств только в этом году начали предлагать аппаратные ускорители (нейронные сопроцессоры), решающие специфические задачи распознавания до 400 раз быстрее, чем это делают стандартные смартфоны образца 2016. Полагаю простым пользователям пока трудно будет заметить различия, поскольку ускорение касается только специальных функций распознавания, а не работы помощника в целом, но именно появление подобных сопроцессоров даёт надежду на скорое появление новой функциональности смартфонов - способности защищать авторские права с помощью системы «антиплагиат». Каждый владелец компьютера или смартфона хочет, чтобы его авторская идея была оценена, не украдена, и даже вошла в международный регистр интеллектуальной собственности (если вы – современный Эйнштейн). Со временем рынок интеллектуальной собственности может стать самым высокодоходным, как это уже по недоразумению случилось с рынком биткоина. Вы же не хотите, чтоб у вас крали интеллектуальную собственность? Нужно принимать меры на самом высоком уровне, надеюсь меня услышат ТАМ. Предлагается создать миллионы виртуальных рабочих мест для изобретателей и творческих личностей, а не для спекулянтов (игроков фондовых рынков и электронных бирж). Впрочем, если ТАМ сидят воры, которые именно и рассчитывают воровать у народа идеи, то можно не заметить моего предложения, а ждать новых бесплатных публикаций.

7 января 2017 г.            Конструктор  Гаврук  В.  В.        г.  Осиповичи     МТС +375 29 8464082   ©


Рецензии