Ковбой из Кисловки

     1981 год. Сентябрь.
     Так как летом не отработал часы на благо своей Альма-матер, поехал в очередной раз с абитурой в колхоз.
     Мне было больше по душе пребывание в деревне на картошке, нежели чистить институтские общаги, которые превращались за учебный год в авгиевы конюшни. Не жил я в общаге.   
     Опасался, что назначат опять старостой сводной группы, как в минувшем году при восстановлении в институт после службы в армии. Честно говоря, совсем не хотелось выступать в роли «начальника», ходить на «старостаты» - так называли оперативки старост групп, которые проводил куратор от нашего факультета по вечерам после ужина. Да, и отвечать за работу и дисциплину группы не было желания.

     Куратор, казалось, был навечно зачислен на эту должность. Фамилию его я помню, но указывать не буду. Вместо имени воспользуюсь кличкой, которой его окрестили студенты ещё в прошлые годы.
     Пиночет! Так, из «поколения в поколение», за глаза звала нашего куратора студенческая «братва».
     Кличку эту он получил ещё в середине семидесятых. Окрестили его в честь Аугусто Пиночета, пришедшего к власти в результате военного переворота в 1973 года, свергнув социалистическое правительство президента Сальвадора Альенде в Чили.
     Имя Аугусто Пиночета было на слуху многие годы. Посудите сами:  Аугусто Пиночет – с 1973—1981 занимает пост Председателя Правительственной  хунты Чили, а с 1974—1990 является  президентом и диктатором Чили.
     Потому кличка эта оставалась в 1981 году актуальной.
Пиночет был спортивным парнем. Он занимался конным спортом. С какой кафедры нашего факультета он был, я не знал. Как и не знал его должности и научных званий.
 
     Благодаря тому, что с лошадями Пиночет был «на ты», правление совхоза, из чьей земли мы выковыривали картошку, свеклу, морковь и турнепс, выделяли ему лошадку для езды верхом.
     Умение управлять лошадью выгодно сказывалось на оперативность его работы. За день он неоднократно мог объехать поле и не раз сгонять в правление для утряски дел по обеспечению мешками, проконтролировать работу полевых грузчиков. Организовать поставку продуктов для нашей столовой и своевременный подвоз кухни для обеспечения своевременного полевого обеда. Работы у него было по горло. А по полям площадью 250 – 350 гектаров пешком не набегаешься.   
     Как наездник смотрелся он красиво! Я по белому завидовал его умению так искусно управлять лошадью.
     В тот год у него был молодой жеребец трёх леток. Почти вороной. Нрав жеребца был достаточно строптивый. Пиночет взялся его объездить. Ходили слухи, что Пиночет был первым, кому удалось взобраться на этого жеребца. И, похоже, это была правда!

     Воспользуюсь темой рассказа и объясню значение одно словечка, которого раньше в словарных запасах россиян не было. "Менеджмент" в переводе со староанглийского – это означает умение управлять лошадью. Да, именно, лошадью!!!

     Порой Пиночет грациозно, раскатывал по полю. То, вдруг приударив коня, галопом летел по полевой дороге вдоль поля. Да уж, любил Пиночет покрасоваться перед прекрасным полом. Он устраивал скачки с барьерами. Ими выступали заполненные картошкой мешки  и выстроенные рядами вдоль уже вскопанных борозд. Смотрелось эффектно!   

    Погода той осенью стояла хорошая. Сентябрь подарил прекрасное, затяжное бабье лето.

    Угораздило меня наступить на доску с ржавым гвоздём. Проколол ступню насквозь. Сперва и понять не мог, какого чёрта метровый кусок трухлявой доски прицепился ко мне как лыжа. Благо деревенский медпункт был открыт. Обработали рану. Вкатили укол от столбняка. Дали справку-освобождение от работы в поле.
     Почему-то в душе обрадовался, что не встретил красавцу Танюшку-медсестричку, с которой познакомился в прошлом году. Но не говори:"Гоп...."   
    Доложил Пиночету. При этом я сказал, что может я здесь сгожусь в хозяйстве, как «легкотрудник».
    Получил «должность» - истопник при кухне. Обязанности: своевременно утром растапливать печи, на которых готовили нам еду в столовой. Для этого приходилось рано вставать.
    А нога-то и на самом деле ныла, и ходил я прихрамывая. Но работа «не пыльная» и не весь день занят. Дрова наколотые сложены в поленницу рядом со столовой, под навесом. 

    Поутру в столовую приезжал на своём жеребце Пиночет. Коня он привязывал к импровизированной коновязи. Давал указание поварам. Да снимал пробы с баланды – иначе не назовёшь.
    В тот день в печах уже во всю потрескивали разгоревшиеся дрова. Я вышел курить. Прихватил с собой эмалированную, изрядно поколоченную  кружку  чая и кусок чёрного хлеба, смоченного подсолнечным маслом и слегка посыпанного солью. Непременно попробуйте - вкуснятина! Когда баландой кормят. 
    Вижу коня. Стоит, от утренних мух хвостом отмахивается. Переминается с ноги на ногу. Я вернулся в кухню, взял ещё хлеба и приблизился к коню. Он потянул воздух ноздрями, потянулся головой к хлебу, которым я хотел угостить его. Конь, казалось, был абсолютно миролюбивым. И дикая идея: а не покататься ли тут по двору? Пока Пиночет завтракает.
 
    Конь подпустил меня, отвязал его от плетня и с помощью этого же плетня я вскарабкался на него! И всё вроде ничего, но конь сделав круг по небольшому дворику, вдруг против моей воли пошёл на выход со двора. Все мои потуги развернуть коня ничего не давали.   
    А конь набирал скорость. Я еле держался в седле,вот-вот готов был вылететь из него. А эта чёрная бестия уже неслась с приличной скоростью. Я тяну поводья на себя, подаю звуковую команду, что бы тот остановился. Но конь, как одурел.
    Наверно, вся Кисловка содрогнулась тем ранним сентябрьским утром:
      - Тпру-у-у…. Тпру-у-у, — натягивая поводья, в панике орал я на всю деревню.
   А конь в ответ только фыркал, будто дразня меня ответным «тпр».
Конь прёт по главной улице Кисловки. Каким уж аллюром он шёл: рысь, галоп или иноходь? Я не спец, не знаю. Но эта «сволочь» ни в какую не хотела идти шагом и останавливаться.
     И вот вопреки моей воле конь сворачивает в проулок. В проулок, который знаком мне с прошлого года. В этот проулок я бежал со своим дружками, спасаясь от преследования огромной ватаги деревенских «хулиганов», которые на самом деле были нашими ребята, ринувшиеся спасать нас от "врагов". Про это можно прочитать в моём рассказе  «Деревенская история» (ссылка: "Деревенская история" , http://www.proza.ru/2017/11/29/1960)  .
    
Я знал, что, проулок заканчивался тупиком. В самом конце плетень, высотой с метр. Из него мы тогда вырвали жерди, чтобы принять «неравный бой» с якобы деревенскими парнями.
     Меня второй раз, ровно через год, судьба заводит в этот тупик. Но тут не мираж. Тут реально на меня надвигается плетень. Эта бестия наверняка решил перемахнуть через него. В мыслях я представил уже летящим себя в воздухе. И самый ужасный видеоролик закрутился в моём сознании…. Вижу я, как конь летит уже по полю, нога моя застряла в стремени. А я то мордой, то затылком черчу за собой след на стерне.

     Конь встал, толкнув плетень грудью. Плетень на деле оказался высотой с полтора метра. Не рискнул он махнуть через него. Наверно, на преодоление препятствия коню нужна была команда от всадника. Прав на управление лошадьми у меня нет. Потому и не нашёл ни «тормоза» ни «руля».

     Я мешком сполз с него на землю…. Тряслись поджилки. Живой.... я.

     А тем временем, пока я пугал деревню, из кухни вышел Пиночет. На месте нет коня. Сыров не отзывается.
     Подробностей уж я рассказывать не буду.  Только резюме: «Я вылетел с должности истопника». И ковбой из меня тоже не вышел!!!


Рецензии
Добрый день, Виталий! Перечитала рассказы по ссылках, запуталась немного. Спасибо пишите увлеченно, хорошо. Приятно читать.
С уважением,

Любовь Голосуева   25.02.2024 07:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Люба!

Виталий Сыров   25.02.2024 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.