Малефисента как символ интеграции добра и зла
• Деметра – мать,
• Афродита – возлюбленная,
• Гера – жена,
• Персефона – дочь,
• Артемида – сестра,
• Афина – мудрый стратег,
• Гестия – хранительница домашнего очага.
В упрощенном варианте их сводят к основным четырем, каждая из которых может проявлять себя по-разному, в зависимости от ситуации: это светлая / темная (теневая) части архетипов.
Если свести все архетипы к четырем (в светлом и теневом выражении) то такая классификация выглядит следующим образом:
1. Принцесса / Плохая девчонка
2. Жрица (она же Муза) / Ведьма
3. Охотница / Амазонка
4. Хозяйка / Ужасная мать
В каждой женщине присутствуют все архетипы в той или иной степени проявленности, но, как правило, один-два являются ведущими.
Надо отметить, что гармония женщины заключается в интеграции и реализации всех архетипов и способности контролировать их теневые проявления.
Все же в реальном мире такую сверхгармоничную женщину трудно встретить и баланс достигается тогда, когда в гармонии находятся ведущие архетипы.
В данной статье я предлагаю рассмотреть не столько причины, хотя и о них будет сказано, а сколько то, как происходит интеграция двух ведущих женских архетипов, а именно Принцессы и Ведьмы, которые оказались в конфликте.
Замечательнейшим образом эту ситуацию иллюстрирует фильм «Малефисента».
Сразу хотелось бы обратить внимание на то, что всегда «режет глаз» специалистам, которые интерпретируют данное произведение кинематографа, и я не исключение. Речь идет об окончании фильма, оставляющем ощущение некоего «женского царства», в котором мужчины исключены.
Предлагаю взглянуть на это окончание на как «не конец истории» во-первых, а во-вторых и на сам фильм и на концовку как на иллюстрацию исключительно женской задачи, той части пути женщины, где взаимодействуют ее женские архетипические составляющие, без активного участия Анимуса (хотя он присутствует).
Итак, о чем же повествует нам фильм «Малефисента». Во-первых, о том, что существуют два мира – мир земной человеческий в котором правит грозный король и мир волшебный, где царит очень необыкновенная девочка – крылатая фея с рогами (и если крылья еще не очень смущают, то рога как-то настораживают). Однако наличие и тех и других ярко иллюстрирует амбивалентную природу героини – совмещение символов добра (крыльев, как у ангела) и зла (рогов, как у беса).
Оба мира отражают девичье восприятие реальности, где царит жестокий король, и мир фантазии, где прячется уязвимая детская душа, то место, где она чувствует себя счастливой и защищенной.
Таким образом, наблюдается расщепление как реакция на материнскую травму.
Травма уже получена (унаследована по женской линии) и травматический опыт связан, судя по сюжету, с мужским миром. Здесь можно провести параллель с патриархальным мироустройством, где у женщины строго определенное назначение (в духе трех немецких «K»).
Таким образом, мы наблюдаем героиню бессознательное которой структурировано как волшебный рай, а сознательно жизнь воспринимается как мужской угрожающий мир.
Тем не менее, доверие к мужчине еще не утрачено и это подтверждает дружба и впоследствии любовное чувство, которое возникает у Малефисенты к Стефану.
Стефан единственный, кто получает доступ на топкие болота (в бессознательное) Малефисенты.
Образ будущего короля Стефана может отражать как Анимусную часть женщины, так и реального мужчину, в том числе здесь можно говорить опять же о том, что и мужчина в психике женщины расщеплен на злого короля Генри и доброго друга и впоследствии любимого, которому она безотказно доверяет в лице Стефана.
Но однажды Стефаном овладевает теневой аспект короля Генри. Это проявляется в жажде власти.
Теневой Анимус может являться женщине в снах и фантазиях в виде Чудовища, Злодея, Вампира, Кощея бессмертного и всегда в подобных случаях это фигура не просто обремененная властью, а жаждущая ее. И страх женщины мужчина – порабощающий ее.
Психическая структура подобная Малефисентиной может сформироваться у девочки, выросшей в патриархальной семье с авторитарным, но не обладающим авторитетом отцом. Власть родителя основана на страхе.
Итак, мир мужчин для юной Малефисенты опасен, но есть один, которому она безотказно доверяет, но и он совершает ужаснейшее предательство.
Надо отметить, что все-таки теплое чувство на первом этапе не совсем покинуло Стефана, ведь он мог убить уснувшую Малефисенту. Он не убивает, но отнимает нечто ценное – крылья. То, что дает уникальную способность летать. Нет ли в этом зависти? Зависти к уникальной женской способности (в психоаналитической трактовке это зависть к способности рожать / производить на свет человека / мир).
И тут мы видим как параллельно и Малефисента и коронованный Стефан становятся одержимыми. Малефисента возводит непроходимую стену между своим миром и миром короля.
Так внутри психики отдельного человека формируется неприступная стена между женским и мужским, между сознанием и бессознательным и жизнь делится на «черное» и «белое».
Тема предательства встречается часто как в произведениях искусства, так и в жизни, так и в кабинете психолога.
Преданный становится одержим местью или как иллюстрирует фильм своей теневой сущностью. Король одержимый местью буквально сходит с ума, а Малефисента превращается в истинную Ведьму и ее волшебный мир погружается во тьму.
В один прекрасный день у короля и королевы рождается дочь и, согласно сказочному сюжету ей приносят дары феи из сказочного мира. И в этот прекрасный момент грозная Малефисента накладывает свое заклятье – уколовшись веретеном, Принцесса уснет и очнется лишь испытав поцелуй любви.
О рождении принцессы Малефисенте сообщает Ворон Диаваль, которого она превращает то в человека, то в дракона.
Прообразом Диаваля можно считать вездесущего Меркурия – посланца богов. Диаваль – проводник между мирами, житель бессознательного, способный проникать в сознание.
Далее мы наблюдаем развитие сюжета и рост и взросление принцессы вдали от дома и родителей, в лесу, где постепенно проникаясь ее непосредственностью и добротой, Малефисента незримо оберегает девочку.
Раскаявшись, она пытается снять заклятие, но, увы, наступает момент, когда шестнадцатилетняя Принцесса Аврора знакомиться с заблудившемся Принцем Филиппом, и попадает чуть позже, в замок отца, куда держит путь, встреченный ею принц.
Во дворце отца заклятие Малефисенты реализуется и Аврора, уколов палец о веретено засыпает.
Малефисента и другие феи, надеются, что поцелуй Филиппа разбудит принцессу, но, увы.
Конец истории очень ярко иллюстрирует взаимное движение и помощь архетипов Принцессы и Ведьмы. Так Аврора символизирующая Внутреннего ребенка возвращает Ведьме-Малефисенте крылья, а поцелуй истинной материнской любви пробуждает Аврору от ее же заклятья.
Так разочарованная женщина может передать своей дочери психический интроект (вездесущую тень Ведьмы), в каком-то смысле «наложить заклятие» и тогда дочь рискует пережить такое же разочарование, как и когда-то ее мать.
Интересно, как в фильме в словах принцессы как бы невзначай показано знание девочки о тени. Она так и говорит Малефисенте, что «я знаю кто ты, ты – моя фея-крестная. Я всегда видела твою тень».
В конце мы видим, как происходит воссоединение Принцессы и Ведьмы и здесь эта история пересекается с мифом о Коре-Персефоне. Так и принцесса Аврора становиться властительницей обоих царств, т. е. обретает способность управлять как на сознательном (реальном), так и бессознательном (сказочном) уровне.
Если женщина стала Ведьмой, значит, она перестала верить в любовь и эту веру ей возвращает Принцесса (Внутренний ребенок). В этом смысле ребенок сильнее (его вера может и наивна, но непоколебима). А Ведьма как архетип ужасной матери, подпитываясь верой ребенка, возвращает способность любить.
Эта сказка иллюстрирует наследство дочери, которое она получает от завидующего женщине (скорее всего своей Ужасной матери) и жаждущем власти отца и травмированной матери. Говоря языком мифа, Аврора – плод отношений Эдипа и Электры.
Таким образом, первостепенная задача терапии оживить Внутреннего ребенка, т. е. обеспечить ресурсом, а уже затем восстановить разрушенную женственность, а значит веру в любовь и в мужчину.
Малефисента – иллюстрация именно этой части работы над женской травмой. Заклятье накладывает материнская фигура и реализуется оно через мужскую, но мужская роль здесь скорее посредническая, и потому, Принцессу не может оживить поцелуй Принца (это не его задача, а задача материнская).
Так внутри психики женщины происходит соединение мужского и женского начал, которые вступили в противоборство, возникает мост между сознательным и бессознательным.
Происходит соединение, того, что казалось невозможным соединить!
Символы, фигурирующие в фильмы вечны: Крылья – символ свободы, трон и корона – символы власти, как и борьба или все-таки можно соединить?
В конце фильма мы слышим слова, которые отражают суть происходящего:
«Два королевства примирила та, в ком соединились и зло и добро!»
Свидетельство о публикации №218010801549
Спасибо, Аля.
Анна Гриневская 08.01.2018 17:18 Заявить о нарушении
Аля Алев 08.01.2018 18:16 Заявить о нарушении