Чудо - добавленная действительность

  Проблема ЧУДА как волшебный кристалл сияет нашими надеждами и страхами, верой и сомнениями.
  Достижения Г.Гегеля в установлении согласия христианской картины мира с наукой оставили много вопросов. Философ не акцентировал проблему чуда в своей интерпретации евангельских событий, за что и ныне подвергается критике.
  Вот как сам Гегель понимал проблемы чудотворства. Он писал, что Христос предупреждал о лжепророках, чудодействующих от Его имени, и тем самым отвергал чудо в качестве  критерия истины. Философ подчёркивал: "нас не интересуют ни удостоверение посредством чуда, ни отрицание чуда и нападки на него - истинным является свидетельство духа". "Духовное не может быть подтверждено недуховным, чувственным" ( Филос. религии,М.:1977, т.2, с. 208-209).
  Сегодня наблюдается ускорение в формировании глобальной техносферы, процесса, в котором все мы участвуем,и поэтому для лучшего понимания нашей судьбы, христианская философия заинтересована в дальнейшем осмыслении феномена чуда.
  Какое содержание этого понятия закрепилось в общественном сознании?
  Полистаем словари. Чудо - это "нечто небывалое"(Ожегов); "явление или событие, не вытекающее из обычного действия законов природы" (Правосл. БЭС). "Явление, вызывающее удивление и восхищение," - говорят многие энциклопедии.
  Подытожим: чудо - это событие, явление, преодолевающее границы естественного бытия и входящее в действительность  как нечто новое.
  Древние мыслители уже саму действительность понимали как чудо. Бог сотворил  мир из ничего силой Своего Духа. Венец творения - человек. В нём собраны все достижения в созидании жизни на Земле, и сверх естественного - животного - состояния дал ему дух - от Своего Духа - как способность к дальнейшему творческому развитию жизни.
  По отношению к природе, к животному миру, человек - чудо и потенциальный чудотворец.
  Если мы принимаем определение, что чудо - это добавленная действительность, то именно так должны рассматривать культуру и цивилизацию - социальные институты и установления, религию, научно-технические теории и продукты, произведения искусства и философии.
  Действительность увеличивается и усложняется нашими усилиями. В наше бытие прочно (по крайней мере, нам так кажется) вошли электростанции, электромоторы и электроосвещение,автомобили и самолёты, телевизоры и телефоны. И множество других чудес!
  Но ещё остаются на планете сообщества с первобытной и замкнутой культурой. Живы и у горожан мегаполисов ностальгия о простом образе жизни и романтические мечты о возвращении в потерянный рай. Тысячи людей болезненно переживают отрыв от природы.
  И вот тут мы задумываемся: а все ли эти новые элементы действительности создаются по Божьему проекту? Или это - "чудеса мнимые, ложные, языческие, совершаемые демонами по попущению Божию"? ( Пр.БЭС)
  Оживает проблема различения духов.
  Неужели гильотина - подарочек от Господа? А атомная бомба?
  Как различать, оценивать новые изобретение, машину,постройку, произведение искусства?
  Найти ответы необходимо, иначе мы не можем осознать, что это такое - техносфера и наше участие в ней: Божия ли это воля или инерция механизмов нашего существования?
  Евангелие даёт нам критерий для оценки наших идей и произведений. Чудеса, совершённые Христом и его учениками, это прежде всего - исцеления, спасения полноты  жизни.
   Вовсе не следует, что апостольские чудеса нужно принять как канон,как это делают священнослужители для различения святости. Нам Христос говорит: "верующий в Меня, дела которые творю Я,и он совершит, и больше сих сотворит..."(Ин.14:12).
  Совершать с верой во Христа - значит посвящать свое творчество, труд на благо людей, для сохранения жизни.
  Христос подчеркнул, что чудеса могут быть и будут разнообразными, даже превосходящими те, что совершил Он Сам.
  Воскрешение Лазаря - больше чем исцеление. Это чудо, доступное только Богу. И  дано это событие как акцентация смысла истинного чуда. И смысл этот - в утверждении ценности  Вечной Жизни как Божиего проекта.
  Но всегда ли можем с полной уверенностью о любом элементе действительности сказать служит ли он сохранению жизни?
  Это самая трудная проблема.
  Библия учит, что познание добра и зла доступно лишь Творцу Вселенной, лишь Он владеет абсолютным пониманием происходящего. А людям Бог дал десять заповедей для оперативной оценки событий и поступков.
 Утвердившись в заповеди "Не убий!", мы твёрдо скажем: гильотина - не от Бога. Человек  дал волю своей животной природе и в страхе ли, в жестокости и лицемерии, а значит во грехе, изобрёл машину для умерщвления подобных себе.
  Эшафот, электрический стул или "стрелковое средство для исполнения приговора" - всё это языческие чудеса.
  "Повесил ты злодея, вообразив, что он есть зло, а зло-то лишь перебралось из него в тебя" - так истинно по-христиански выявил смысл этих научно-технических достижений Лев Карсавин (Поэма о смерти,ХХ1,123).
  С трудностями оценки мы сталкиваемся в отношении к созданию и применению оружия. С одной стороны, оружие и военные действия служат для защиты порядка и сохранения конкретных жизней. С другой, всякое оружие несёт смерть.
  Ещё в начале прошлого века по поводу массовой гибели людей в русско-японском конфликте Андрей Белый писал:"Безнравственное  приложение науки создаёт ужасы современной войны." С тех пор быстрыми темпами убойная сила оружия возрасла в тысячи раз.
  Христианин не может оценивать оружие массового уничтожения иначе как злое изобретение.
  Каждый здравомыслящий человек по поводу, например, создания генетиками новых штаммов чумы или сибирской язвы скажет, что такая добавка к действительности инспирирована дьяволом.
  Вместе с тем, многое из того, что наука готовит добавить к нашему существованию, трудно оценить оперативно, так как невозможно порой просчитать последствия открытий и технических новинок.
  В этих случаях мы можем только надеяться, что исполняем Божий проект. Такова и сама глобальная техносфера, в строительстве которой мы участвует, и пока что успешно преодолевая взаимные подозрения и непонимание.
  Есть один важный феномен, и только он мог бы укрепить наши надежды.
  Нам всем и каждому даны начатки духа - способность совершить чудо,прежде всего, с собой и для себя. Это чудо - преодолеть в себе природного индивида,т.е. изначального животного; затем не остаться только "человеческим капиталом", т.е. профессионалом в каком-либо социальном механизме, и наконец развиться до личности, растущей по алгоритмам-идеалам Блага,Истины и Совершенства.
  А пока что мы не знаем, что такое техносфера, этот манящий чудесный мир, который мы создаём.  Возвращённый ли Рай с беспредельным комфортом и бессмертием? Или коллапс жизни на Земле?
  И всё же, как назвать такие добавки к действительности, как гильотина или атомная бомба?
  Пожалуй, тоже чудо: гильотиной режут металл, а ракетой с ядерным зарядом можно остановить комету, угрожающую жизни на Земле.
  Всё дело в том, в чьих руках этакая новинка. В руках чудовища чудо становится
чудовищным.

   






 
 

 

 
 
























 
 
 




 





















































 







 
 

А
 


Рецензии