Реабилитация Меттью Бултона

Реабилитация Меттью Бултона.
(Глава из книги "Награды эпохи Наполеона", опубликованная в журнале "Рейтар").

В своей книге «Беседы о фалеристике», её автор И. В. Можейко (Кир Булычёв) описал некую медаль, которую английские матросы получили за сражение при Трафальгаре.
Можейко пишет, что некто Бултон, за свой счет, изготовил дешевые медали из олова. И, некоторые оскорбленные матросы, якобы, выбрасывали свои награды в море. То есть, изготовитель наград для английских моряков был записан Можейко в преступники.
На самом же деле, история этой медали несколько иная и начинается она несколькими годами раньше.
Промышленник Александр Дэвисон, он же и близкий друг адмирала Нельсона, был восхищён победой своего друга в морском сражении у Нила в 1798 году. Как другу семьи и доверенному лицу адмирала, ему были поручены подсчёты трофеев по итогам предыдущих, и конкретно этого сражения.
Он также занимался закупками продовольствия для эскадры Нельсона. А нам, из истории, хорошо известно, что служба снабжения войск, была в то время, самым доходным местом в армии…
А поскольку Дэвисон был причастен также и к разграблению прибрежных городов после сражения у Нила, то, наверное, решив отмыть, таким образом, свою сомнительную прибыль, он и поспособствовал выпуску медали за Нил.
Надо добавить, что Дэвисон, будучи другом прославленного адмирала, действительно хорошо нагрел себе руки. В частности, после смерти его благодетеля, Дэвисона не раз обвиняли в скупке трофеев, захваченных английскими моряками в Копенгагене и в других городах. За эти махинации, в 1809 году, он даже угодит в тюрьму.
Словом, именно таким образом, он и решил прикрыть своё внезапное благополучие. И вот, по его предложению, в честь победы на Ниле, была учреждена соответствующая медаль.
В качестве гравера, друг Дэвисона, Меттью Бултон, посоветовал пригласить лучшего на то время мастера, Конрада Кюхлера.
Всего было изготовлено около семи тысяч медалей. По просьбе Дэвисона, они делились на пять видов. Из них, двадцать пять были выполнены в золоте и предназначались для капитанов эскадры Нельсона. Для офицеров рангом пониже, приготовили сто пятьдесят серебряных медалей. Следующая партия была в триста медных медалей с позолотой, потом 525 медных и шесть тысяч для моряков из металла странного вида: фиолетово-коричневых. Это была бронза, покрытая патиной. Эти медали тогда выполнила фирма Бултона.
На аверсе Нильской медали изображалась богиня Победы с портретом Нельсона, а не реверсе, художник Роберт Клини попытался показать самое начало сражения: стоящий на рейде французский флот, и атакующий его, флот Англии, идущий к берегу на всех парусах.
---
Трафальгарская битва, случившаяся несколькими годами позже, тоже поразила воображение Дэвисона. Он посчитал её самой великолепной и самой выдающейся из всех побед Нельсона, и загорелся идеей выпустить медаль и в честь этого сражения тоже. Тем более, что английское Адмиралтейство и на этот раз самоустранилось от учреждения новой награды.
Далее всё пошло по уже накатанной схеме. Дэвисон попросил своего знакомого промышленника Меттью Бултона, отчеканить вторую медаль.
Бултон был тогда очень известным человеком. В частности, он являлся партнёром знаменитого инженера Джеймса Уатта. По предложению последнего, Бултон создал в Сохо Монетный двор, на котором медали и монеты чеканились с помощью парового пресса.
Разумеется, Бултон изготавливал Трафальгарские медали не за свой счет. Деньги ему дал тот же Дэвисон. Медали снова были заказаны в пяти видах: золотые для адмиралов и капитанов, серебряные — для офицеров, позолоченные бронзовые — для унтер-офицеров и бронзовые для матросов. Обе медали: Нильская и Трафальгарская, следовало носить на темно-синей ленте.
Надо признать, что обе медали имели диаметр 48 мм и были невероятно тяжелы и неудобны при ношении их на мундире. Они были единственными медалями той эпохи, имевшими такой вес и размер. Судя по всему, в дальнейшем эти ошибки были устранены и английские солдаты и матросы получали уже более удобные награды.
---
Бултон не просто заведовал Монетным двором. Он был экспериментатором. И он, с удовольствием, занялся исполнением заказа. К сожалению, нам неизвестно, по какой причине, он вдруг решил сэкономить, и выпустил медали для матросов из олова.
На то время, паровой пресс давал более четкий оттиск, чем ручная работа. Возможно, именно по этой же причине, Бултон и посчитал, что его оловянные медали, будут, в качественном отношении, ничуть не хуже бронзовых.
В любом случае, он был очень известным и уважаемым человеком. Словом, обвинять его в том, что он просто захотел подзаработать на этом заказе, наверное, не стоит.
Ну и тот факт, будто кое-кто из матросов посчитал себя оскорблённым, действительно имел место. И, некоторые из моряков, на самом деле, выбросили свои награды за борт.
Однако, в своей книге, Игорь Можейко пишет также, что на медали было написано: «Героям Трафальгара от М. Бултона».
Сохранилось довольно много этих Трафальгарских медалей. На их аверсе изображался в профиль сам победитель, адмирал Нельсон, окружённый надписью: «HORATIO VISCOUNT NELSON. K.B. DUKE OF BRONTE» (Горацио виконт Нельсон. K.B. герцог Бронтэ).
На реверсе гравер изобразил эпизод сражения, окружённый надписью: «ENGLAND EXPECTS EVERY MAN WILL DO HIS DUTY»  (Англия ожидает, что каждый выполнит свой долг).  А под картиной шла вторая надпись: «Trafalgar, oct. 21 1805» (Трафальгар, 21 октября 1805).
А вот на гурте медали, мы, наконец, находим долгожданную надпись: «TO THE HEROES OF TRAFALGAR FROM M. BOULTON». (Героям Трафальгара от М. Бултона).
В принципе, в этой надписи нет ничего оскорбительного. К тому же, почему матросы должны были обижаться именно на Бултона? Почему они, например, не обиделись на своё родное Адмиралтейство, которое, уже во второй раз,  «прокатило»  их  с  заслуженной наградой за выигранное сражение?
Чем же было вызвано появление надписи на медали? Именно в то время, в Англии только-только начинали практиковать именные надписи на гурте медалей, и именно на этих наградах, Бултон проводил свой эксперимент. А поскольку, хоть какую-то надпись, всё-равно надо было сделать, он и написал о своём восторге по поводу этой победы.
Несмотря на обиду матросов, Бултон всё продолжал эксперименты, штампуя свои медали из самых различных металлов. Он даже предположил, что ценность награды определяется вовсе не ценностью её металла. Но эту его идею никто не поддержал. Так что, его Трафальгарская медаль была первой и последней, которую отчеканили из олова.
Стоит так же заметить, что начиная с этой награды, большинство английских медалей стали выпускать без ушка, потому что оно мешало делать именные и прочие надписи на гурте. Вот почему у английских медалей такие разнообразные крепления для ленты. А навесное ушко для крепления, ещё называют зажимом.
Трафальгарская медаль выпускались в двух упаковках: в металлической и в картонной. А поскольку эти награды не имели кольца для ленты, то кавалерам самим приходилось заказывать крепления у мастеров. Зажим был дорог, поэтому, иногда в верхней части медали просто просверливали отверстие для кольца под ленту.
Нильская и Трафальгарская медали, хоть и считались неофициальными, были одобрены королём и признаны английским Адмиралтейством для ношения всеми участниками этих сражений.
Существует версия, что адмирал Нельсон, став национальным героем, после таких фантастических побед, мог позволить себе самые разные чудачества. А поскольку король не спешил вознаградить его и его эскадру за эти морские победы, адмирал взял инициативу в свои руки. 
Кроме этой медали Дэвисона, существовали ещё две другие медали за сражение у Нила. Однако, их тираж был намного меньше, поскольку предназначались они, исключительно для офицеров флота.
Бултон выпускал также медали для многих союзных государств. В частности, его фирма изготовила медаль в честь освобождения Италии армией Суворова. Ну и удачное спасение португальской королевской семьи, также было отмечено Бултоном.
P.S. В 1848 году, из двадцати тысяч матросов, участников Трафальгарского сражения, всего лишь 1250 человек смогли получить Морскую медаль с планкой участника этой битвы.


Рецензии