Зальцбургские легенды

Сегодня: о любви

- Любимая, я сделаю всё, чтобы мы были вместе! Всё, чтобы ты мной гордилась.

Так или примерно так думали, чувствовали и поступали в разные века независимо от сословного происхождения пылкие и верные сердца зальцбуржцев. Будь то архиепископы - 28-летний Вольф Дитрих для своей Саломе Альт (дворцово-парковый рай Мирабель как и выставка, посвящённая сейчас Вольфу Дитриху фон Райтенау в Старой Резиденции, об этом), или 38-летний Маркус Ситтикус фон Хоенэмс для обожаемой возлюбленной (умолчим имя дамы сердца, но оно неразрывно связано с увеселительным замком Хельбрунн). А Вольфганг Моцарт в его юных похождениях? А Стефан Цвейг и его Фредерика? Георг Тракль и его табу-трагедия всей жизни? Хуго фон Хофмансталь - он даже написал либретто для своей любимой, чтобы только вернуть ей радость жизни. А герои зальцбургской мистерии «Йедерманн»? Каждый исполнитель главной роли по-своему трактовал и оправдывал свои чувства, потому так горько было принять правду о ненастоящей любви к себе. Не его любили, а его успех и деньги. Нет плохих любовей, все прекрасны, потому что облагораживают сердца и делают людей лучше, чище, возвышеннее. Но сегодня рассказ-миф, хотя и типично зальцбургский, но миф, добрая сказка. Правда, мифотворчество на тему любви с избытком присутствует и в сюжете «Звуков музыки». Люди любят сказки...

В Старом городе на пл. Старого рынка есть диковинка - самый маленький домик в Европе (Nr. 10a). Он построен в проёме между домами между 1830 и 1860 годами, ширина его 1 метр 42 см. Его появление связано с пере- и застройкой узкого средневекового переулка. Сначала там была лавка по оказанию канцелярских услуг, но уже с 1880 открылся магазинчик оптики с торговым залом внизу и мастерской на втором этаже. Маленькая металлическая лестница на заднем дворе соединят оба этажа. В 1927 году здесь обосновался молодой специалист-оптик из Германии и в 1938 перед началом войны он перестраивает домик.

Деревянная скошенная крыша и сточный желоб с головой дракона (напоминает об архиепископских конюшнях, откуда и происходит). До начала нового тысячелетия домик передавался по наследству в трёх поколениях. Его последний владелец вышел на пенсию и сдаёт его в аренду, прежде всего престижным часовым или ювелирным маркам. Гости зальцбургских фестивалей с удовольствием балуют себя покупками в необычном миниатюрном магазине. А туристы с неменьшим удовольствием фотографируют диковинку и давно внесли её в список городских достопримечательностей.

Причём тут любовь? Ну, скучно же перечислять владельцев оптиков и дантистов дома-лавочки. И щедрые на фантазии экскурсоводы на свой вкус и лад уже более полувека сочиняют небылицы. Кто-то подкалывает женский прагматизм и с усмешкой повествует о находчивом парне, который выполнил каприз своей избранницы иметь крышу над головой. Кто-то приписывает происхождение домика к 15. веку и толкует о весёлом студенте, который нашёл способ удовлетворить подругу «ключами» от собственного жилища. Тут нужно заметить, что университет в Зальцбурге был открыт в 1623 году, а до этого «студиозы» числились только за бенедиктинской семинарией, уж им то было не до ухажёрства. Не вдаваясь в подробности «испорченного телефона» (как потом туристы пересказывают историю дома, подписывая фото и оставляя отзывы о путешествии в Зальцбург), смею вам предложить свою версию сказки.

Говорят, что однажды юноша влюбился в дочь богатого отца и хотел на ней жениться. Отец посмеялся над ним: - Ты собираешься отвечать за семью, но у тебя даже крыши нет над головой!
Парень не растерялся, нашёл щель между домами и втиснул в неё домик-игрушку. У него вышло два этажа: на первом вдоль стены встали стул-стол-стул, а на втором он оборудовал спальню-курятник. Он снова попросил руки дочери. Отец разгневался, обвинил его в издевательстве над собой и честью его имени. Но парень парировал: - Вы же не оговаривали размера дома! Площадь престижная, торговая, крыша есть, - отдавайте за меня дочь!
Упорный и находчивый парень пришёлся отцу по сердцу. Свадьбу он разрешил, молодым подарил добротный особняк, а вот дом-малютка в назидание всем женихам и невестам, мужьям и жёнам оставлен: за любовь нужно сражаться, никогда не отчаиваться и не отказываться, если это настоящая любовь.

Туристы улыбаются, бегут запечатлеть себя на фоне домика. Выдержав паузу, я их тихо спрашиваю: - А как узнать, настоящая любовь или «проходная»?
- Да-да, - вторят обычно мужчины, - узнаешь тут!
И тогда я напоминаю им о фразе из Песни Песней Соломона в Ветхом Завете:
«... ибо как смерть сильна любовь». Да спросите вы себя самих чисто умозрительно, а готовы ли вы отдать жизнь за любимого человека? И всё встаёт на места.

Мне нравится наблюдать лица моих туристов в следующие минуты. Их взгляды уходят с пёстрых картинок туристической Мекки Зальцбурга, они погружаются каждый в свой мир, в свою историю. Если пары, то женщины первые прижимаются к руке спутника и часто склоняют головы им на плечи. Кто-то тут же обнимаются и целуются. Кто-то тихо шепчет: - Вот видишь!

Лёгкая грусть и тихий свет ангелом пролетают в глазах людей. Не превращать чудо в рутину, напоминать каждый день своим любимым, что они главные люди на Земле для вас. Пишите эсэмэски, посылайте фото и любимые мелодии, любыми знаками внимания дайте почувствовать, что вы рядом. И не доставляйте никому боли. Ведь вам верят, что вы самые благородные и тонкие души, вами гордятся.

(с) А. Чурлина, Зальцбург
04.01.2018


Рецензии