Рождественские рассказы

                Добрые люди древней Руси.


  Испытывали ли вы чувство сострадания, чувство, когда возникает потребность помочь кому-то, помочь даже тому, кто не родственник ваш и помощи от вас не ждёт?
   Сострадание… - это, когда,  видя страдание другого, начинаешь страдать вместе с ним,.. за него. Люди древней Руси на протяжении веков  учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему.  Подразумевалось, что эта любовь проявляется в подвиге сострадания. Это было и личной милостыней (так учила духовная педагогика), она заключалась не только в подаянии на хлеб, но и в том, чтобы накормить голодного,  посетить осуждённого в тюрьме…
   Благотворительность не была средством общественного устройства, она была, по выражению В. О. Ключевского, «условием личного нравственного здоровья» и, следовательно, нужна была  прежде всего самому дающему, делающему благо. «Целительная сила милостыни не полагалась только на то, чтобы утереть слёзы страждущему  <…>, сколько на то, чтобы, смотря на его слёзы и страдания, самому пострадать с ним»*. Древний русский человек, не думая о том, что он совершает доброе дело,  просто хотел разделить страдания несчастного. Так «встречались две древние русские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием». Древняя Русь  понимала только личную, непосредственную благотворительность. Нищий  для подающего был лучшим богомольцем, ходатаем за него перед Богом. В старину говорили: «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».
  Древние русские цари  накануне больших праздников рано утром посещали остроги и богадельни, где раздавали милостыню из собственных рук. Нищенство не понималось в древности как бремя для народа, оно воспринималось как средство нравственного воспитания.  «Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни,  так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы привить умение и навык любить человека». Милостыня стала дополнением к церковной службе.

  Несколько раз Руси выпадало испытание голодом. В начале XVII в. при царе Борисе из-за сильных продолжительных дождей
летом,  а затем внезапных морозов пропал урожай. Царь не жалел казны и щедро раздавал её как милостыню, начал обширное строительство с тем, чтобы дать людям заработок (в Москве скопилось много голодающих из провинции). Началась сильная смертность. По царскому приказу обессиленных голодом умерших людей подбирали на улицах столицы и зарывали  в скудельницы*.
  Беда эта была создана искусственно: хлеба было много от прежних урожаев; но при первых признаках надвигающегося голода после неурожая крупные землевладельцы заперли свои склады, а скупщики торопливо прятали остававшийся ещё в продаже хлеб. И те, и другие  ожидали резкого подъёма цен.
   По приказу царя Бориса скупщиков хлеба ловили и били кнутом на площадях, запасы конфисковывали и продавали в розницу. Было запрещено вино- и пивокурение.



*Здесь и далее цитаты из работы В.О. Ключевского.
* Скудельница (скудельня) - общая могила во время мора.

                Ульяна Осорьина
 
    Ульяна Устиньевна Осорьина была обыкновенной  женщиной; ничего в ней необыкновенного не было, кроме  жалости и сочувствия к бедным и убогим людям. Со временем эти чувства стали основным стимулом её нравственности. Ещё  девицей, живя в доме своей тётки,  она обшивала всех сирот и немощных вдов в деревне, а, когда вышла замуж и стала вести хозяйство, не забыла христианскую заповедь о тайной милостыне: шила и пряла на продажу и вырученные деньги раздавала бедным и нищим. Они приходили к ней тайно.
  Ульяна не считала для себя возможным что-то брать из дома свекрови и мужа и прибегала к небольшому лукавству, о котором поведал уже после её смерти сын.   Она никогда не завтракала и не полдничала, что беспокоило её родных; но, когда начался голод, стала требовать себе полностью и завтрак, и полдник. Получив разрешение свекрови самой брать себе еду, раздавала её голодным.
  Похоронив мужа, вырастив сыновей, оставшись хозяйкой, она рассчитывала запасы на год, всё остальное раздавала  нуждающимся. Порой у неё не оставалось ни копейки, и она просила деньги у сыновей, чтобы шить одежду для нищих, у самой же неё шубы не было.
  Во время голода, когда на полях её не было урожая и пал скот, распродала она платье и кухонный скарб, и на эти деньги кормила нуждающихся. А их становилось всё больше, так как многие бояре прогоняли холопов своих, чтобы не кормить их.
Так она дошла до нищеты. Тогда объявила она крепостным своим, что кормить ей их стало нечем, и отдала им их крепости.
   Некоторые ушли; но большинство крепостных осталось. Собирали деревянную кору, лебеду, пекли из этого хлеб.
  Два года продолжался голод; но не роптала она. Так пишет о ней биограф.
  Была ли она одна такая в России в то тяжёлое время? Вероятно, нет,  ведь при Борисе Годунове частная благотворительность шла навстречу государственной власти.
 
                Царь Пётр

     У Петра I  был свой взгляд на благотворительность. Он вооружился против «праздного нищенства», да и благосостояние народа не было его целью.  Он гнал Россию верёд, желая, чтобы она встала вровень с европейскими державами. В нищих он видел потенциал рабочей силы.
   В 1705 г. по его приказу подьячие с солдатами и приставами ловили нищих, отбирали у них полученную милостыню, наказывали подающих им штрафами. Благотворителям вменялось в обязанность помощь оказывать только богадельням при церквях. «Пётр, вооружился против частной милостыни во имя общественной благотворительности», - пишет Ключевский.
Ну,  и вводил бы он эту систему без репрессий! Нет, ему нужна была рабочая сила на рудниках, на заводах, и именно туда убрали с улиц тех несчастных, которые портили вид новой столицы и в состоянии ещё были работать. Полагаю, что в богадельнях  оказались только убогие и калеки, а побирающиеся но могущие ещё работать оказались вдали от столицы и Москвы, где и умерли. Не о преимуществе государственной благотворительности думал монарх.

  Но вернёмся назад от времени Петра к Алексею Михайловичу – его отцу.

               
                Фёдор Михайлович Ртищев

  В нелёгкие годы правления Алексея Михайловича, войны с Польшей, эпидемий, опустошающих страну, близким приближённым к нему был Алексей Ртищев. Его усилиями и деятельностью нам был дан пример, как можно было соединить частную благотворительность с общественной пользой. Стимулом этой деятельности было  чувство сострадания к страждущим и несчастным.
  Ртищев был сначала постельничий, потом дворецкий (т.е. министр), советник царя. Это был первый «насадитель  научного образования» на Руси. У него был блестящий ум. Ему принадлежала идея  кредитной операции с вводом в обращение медных денег. Он был воспитателем царевича Алексея.*
  Ртищев, словно целью своей поставил служение страждущим и нуждающимся. Помощь ближнему, казалось, была его потребностью. По словам Ключевского, он принадлежал к тем редким людям, у которых совсем нет самолюбия, да в заповеди Христовой он выполнял только часть – любить ближнего. Правая щека его совершенно естественно подставлялась ударившему его по левой. Он не помнил обид, не любил вина, у обидевших его сам просил прощения.  Бедный человек всегда вызывал  у него сочувствие. «Высокое положение только расширяло <…> пространство его  человеколюбия,- пишет Ключевский. - С высоты древнерусского сострадания <…> к несчастному человеку поднимался он до способности сострадать страдающему от зла человечеству и бороться с ним». Да,  был он одним из просиявших в истории нашей!
  Случайные акты благотворительности хотел превратить он в постоянную деятельность.

  Когда началась война с Польшей, сопровождал он в военном походе царя. Так пришлось ему увидеть и пережить ужасы кровопролития. По дороге он подбирал раненых в свой экипаж и часто сам пересаживался на коня. В городах нанимал он на свои средства дома под лазареты…
  К нему очень хорошо относилась царица Марья Ильинична, перед походом она тайно снабдила его деньгами, чтобы мог он помогать раненым, устраивать госпитали, в которые помещал даже  пленных врагов. Как тут не вспомнить слова Христа:  «любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас»?
  Не одну войну пришлось пережить Ртищеву, была ещё война со Швецией в 1656 году.
  Не только войны шли на Севере, на Юге татары Крыма нападали на русских и взятых в плен продавали в рабство в Турцию.
Московское правительство выкупало их на казённый счёт. Для этого введён был особый налог, назывался он общей милостынью, и все должны были в ней участвовать.
   Помогал Ртищеву в освобождении пленных из рабства грек, которому Ртищев передал 17000 рублей,  и сам грек присоединил  к ним свои сбережения, и так выкупал единоверцев из рабства.
    Гуманно Ртищев относился  и к пленным в России, стараясь облегчать их положение.

  Москва в XVII веке чистотой не отличалась: на грязных улицах лежали калеки, валялись пьяные, нищие просили подаяние. По распоряжению Ртищева команда собирала несчастных в особый дом, включая и пьяных, которых вытрезвляли и отпускали.
На свои деньги Ртищев  устроил богадельню для слепых и калек. Этот купленный им дом существовал  под его именем и функционировал на пожертвования и после его смерти.
     Вотчины свои он завещал дочери и зятю князю Оболенскому, умирая, говорил: «… в память обо мне будьте добры к моим мужикам».


*Царевич Алесей Алексеевич – старший сын государя.

               
                *

  Много рассказывали и вспоминали о Ртищеве и его смерти. В последние минуты жизни он попросил позвать к нему нищих, чтобы из своих рук раздать им милостыню. Умер он с улыбкой, было ему 47 лет.

   И в заключении хочу представить вам наивный рассказ живущей в  доме Ртищева двенадцатилетней девочки. Вот, что она рассказала за два дня до смерти  барина.

  Помолившись, все улеглись спать, и, задремав,  видит она, сидит её хозяин, такой весёлый, да нарядный, а на голове его  будто венец. Вдруг, откуда ни возьмись,  подходит к нему молодец, тоже нарядно одетый, и говорит:
- Зовёт тебя царевич Алексей.
(А этот царевич – воспитанник Ртищива, тогда был уже покойником.)
- Погоди немного, нельзя ещё, - отвечает барин.
Молодец ушёл. Скоро пришли двое других, таких же, и опять говорят:
- Зовёт тебя царь Алексей.
Хозяин встал и пошёл, а за ноги его уцепились две маленькие девочки – дочь его да племянница, и не хотят отпускать. Он отстранил их и сказал:
- Отойдите, не то возьму вас с собой.
Вышел хозяин из палаты, а тут перед ним очутилась лестница от земли до самого неба, и полез он по этой лестнице, а там, на выси небесной,  объявился юноша с золотыми крылышками, протянул хозяину руку и подхватил его.

               
С Рождеством вас, господа!   

 


Рецензии