Рождество - дни милосердия, доброты, всепрощения

Дорогие друзья, Рождество – светлый и удивительный праздник, когда происходят чудеса. Время перед Рождеством – самое время почитать что-нибудь чудесное. «Рождественские повести» Чарльза Диккенса – жемчужина его творчества. Да и само имя Чарльза Диккенса стало синонимом Рождества. Лев Толстой ценил Диккенса как писателя нравственного чутья. «Никто меня так не успокаивает и не радует, как этот мировой писатель», – отзывался о Диккенсе Ф. М. Достоевский.
Диккенс по просьбе ученого экономиста Саутвода Смита задумал цикл рассказов, публикуемых ежегодно к Рождеству. Рождество – любимый традиционный праздник англичан. Праздник, когда мирятся враги, забываются обиды, восстанавливается мир между людьми, к каким бы слоям населения они ни принадлежали. Диккенс облекает свои рождественские повести в форму сказки.
«Рождественские сказки» - такой добрый и поучительный рассказ. Эбинизер Скрудж – цинично-практичный человек. Холодный, с каменным сердцем, из которого никому никогда еще не удавалось высечь хоть искру сострадания.

«Устрица в раковине» - скрытный, замкнутый, одинокий. Душевный холод заледенил его сердце. Он не жертвует на добрые дела. Раздражается на тех, кто празднует Рождество. Душа у него омертвела. Он не чувствителен, не сговорчив, ничто не радует человека в жизни. Печально. Но скоро Рождество, особый праздник. Все может изменится за одну ночь.

Что же растопила его сердце и заставило изменить его взгляды на жизнь?
Святочные Духи, влекущие его в мир иной, показывают ему его детство, юность, взрослую жизнь и его смерть. Он противится, но это не в его силах. И только, когда, он видит себя, похороненным на кладбище, принимает решение как можно быстрее все исправить. Начать жизнь снова. Измениться, чтобы хоть кто-то помянул его добрым словом. Таким образом, злой, ворчливый и скупой Эбинейзер Скрудж становится самым добрым и щедрым в городе человеком, которого зауважал и полюбил весь город. Он сумел изменить свою судьбу и судьбу людей, которые его окружали.

Ч. Диккенс в рассказе поднимает важные проблемы жизни и смерти в философском смысле. Библия учит нас, что у человека есть две жизни и две смерти – физическая и духовная. Внешне человек может выглядеть как живой и здоровый, а на самом деле его душа мертва, если человек не творит добро для других. И наоборот, жизнь умершего человека может продолжиться и после ее смерти – в памяти других, в добрых поступках, которые она оставляет после себя. Недавно прочитала у одно ученого такую мысль. Человек жив до тех пор, пока живет память о нем.

Ф. М. Достоевский называл Диккенса самым христианским писателем.
Встретившись с Прошлым, Настоящим и Будущим, Скрудж изменился и решил жить по-другому, заботиться о других, дарить людям тепло своего сердца.
Смысл Рождества заключается в духовном перерождении человека, открытии Бога в ее душе, творении добра.

В 2009 году режиссером Робертом Земекисом был снят необыкновенно красивый диснеевский мультфильм «Рождественская история».
Сколько же христианства в рассказе Диккенса. И покаяние, и исправление, способность увидеть свои грехи, духовное перерождение, жизнь и смерть души...
Из произведения
«Это радостные дни — дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, — даже в неимущих и обездоленных, — таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем. А посему, дядюшка, хотя это верно, что на святках у меня еще ни разу не прибавилось ни одной монетки в кармане, я верю, что Рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и да здравствует Рождество! …

Скрудж побывал в церкви, затем побродил по улицам. Он приглядывался к прохожим, спешившим мимо, гладил по головке детей, беседовал с нищими, заглядывал в окна квартир и в подвальные окна кухонь, и все, что он видел, наполняло его сердце радостью. Думал ли он когда-нибудь, что самая обычная прогулка — да и вообще что бы то ни было — может сделать его таким счастливым! И Скрудж сдержал свое слово. Он сделал все, что обещал Бобу, и даже больше, куда больше. А Малютке Тиму, который, к слову сказать, вскоре совсем поправился, он был всегда вторым отцом. И таким он стал добрым другом, таким тароватым хозяином, и таким щедрым человеком, что наш славный старый город может им только гордиться. Да и не только наш — любой добрый старый город, или городишко, или селение в любом уголке нашей доброй старой земли".

"Кое-кто посмеивался над этим превращением, но Скрудж не обращал на них внимания — смейтесь на здоровье! Он был достаточно умен и знал, что так уж устроен мир, — всегда найдутся люди, готовые подвергнуть осмеянию доброе дело. Он понимал, что те, кто смеется, — слепы, и думал: пусть себе смеются, лишь бы не плакали! На сердце у него было весело и легко, и для него этого было вполне довольно".

Золотые слова!


Рецензии