Валерий Басыров. Раскаяния праведника

(Издательство «Доля», 2018. — 152 с. ISBN 978-5-9908730-9-4)

Блиц-интервью редактора книги «Раскаяния праведника» (Афоризмы, цитаты, размышления) Ольги Прилуцкой с её автором — Валерием Басыровым.

О. Прилуцкая. Ваша новая книга называется «Раскаяния праведника». Когда я работала над ней как редактор, у меня появился ряд вопросов к Автору. Думаю, пришло время услышать ответы на них, потому что, наверное, они появятся и у тех, кто будет держать в руках эту книгу, читать её.
Итак, вопрос первый: Вы не находите, что в названии книги заложено противоречие…

В. Басыров. Ну да… Хотите сказать: праведник — благочестивый человек, если он благочестивый, то ему не в чем раскаиваться? Так думают многие. В чём раскаиваться человеку, который, по сути, не совершал в своей жизни нехороших поступков?
Но поступки бывают разными. Для одного смошенничать, а потом раскаяться в содеянном — путь к очищению души. Другой же, например, пренебрёг материальным Божественным даром — не стал землепашцем либо не создал произведения искусства, хотя всё для этого жизнью давалось ему… Но ничего из рук вон плохого эти люди не совершали. Просто не сделали то, что могли… И когда время будет упущено, подобный праведник станет раскаиваться в неиспользованных возможностях.
В предисловии книги «Раскаяния праведника» сказано: «Тридцать лет мы водили друг друга по пустыне Одиночества: я — слова, слова — меня. И только на берегу Отчаяния понял, что за миражами Истины последует Нечто, в котором уже не будет ни слов, ни меня…»
Истина для меня — мираж. Казалось бы, я к ней приблизился, и вот-вот постигну тайну Нечто Необъяснимого, но…

О. Прилуцкая. Поговорим об оформлении серии. Замечено: обложки всех пяти томов Ваших книг рассекаются прямыми линиями. Кроме того, правая сторона разделена на полоски разных оттенков — от светлого к тёмному. В этом тоже свои элементы символики?..

В. Басыров. Серия «Сокровищница “Доли”» основана в 2001 году. Дизайн обложки мы разработали совместно с Александром Иванченко, заведующим  кафедрой книжной графики и дизайна печатной продукции Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. И Вы правы: все тома моих книг, которые вышли с того времени («Ропот одиночества», «Тень тишины», «Дыхание ранней росы», «Сентябрьский блюз», «Раскаяния праведника»), носят на себе «отметины» полосок — первый, четвёртый и пятый имеют по пять полосок, второй шесть, а третий — восемь. О количестве полосок и сакральном смысле чисел. Что такое цифра пять в мировых религиях? В Буддизме сердце имеет четыре направления, которые вместе с центром образуют пятёрку и символизируют универсальность. В Христианстве пятёрка символизирует человека после грехопадения; пять чувств, пять точек, образующих крест; пять ран Христа; пять рыб, которыми насытились пять тысяч человек; пятикнижие Моисея — первые пять книг Еврейской и христианской Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). В Исламе пять столпов веры — шахада, намаз, ураза, закят и хадж; пять божественных присутствий — абсолютная реальность, реальность Бога, реальность мира ангелов, реальность таинственного мира и реальность мира, населённого живыми существами; пять основных догматов — вера в Аллаха, вера в демонов и ангелов, вера в святость Корана, вера в пророков, вера в рай и ад; пятикратная ежедневная молитва. Во второй том «Тень тишины» вошли прозаические произведения, переписка с друзьями. Проза светлая, искренняя и добрая. Такие же и письма. Поэтому на обложке появилось шесть полосок, символизирующих равновесие и гармонию. А вот обложка третьего тома «Дыхание ранней росы» вместила в себя восемь полосок. Здесь опубликованы притчи на восьми языках (не считая русского) — азербайджанском, английском, испанском, итальянском, немецком, крымскотатарском, французском и украинском. Цифра восемь — число вновь обретённого рая, обновления… А ещё — завершение и бесконечность… Книга была посвящена маме, скончавшейся у меня на руках в холодное январское утро 1996 года.

О. Прилуцкая. Каждый том имеет свой цвет…

В. Басыров. Над серией книг работали два дизайнера: Мемедулла Усеинов и Кирилл Лемешко. Не будем говорить о прошлых четырёх книгах. Скажу о новой — «Раскаяния праведника». Изначально, в процессе предпечатной подготовки, цвет пятого тома был задуман не таким, каким его видит сейчас читатель. Однако буквально в последний момент в процесс вмешался редактор книги и мой биограф Ольга Прилуцкая…

О. Прилуцкая (смеётся). Ну, на то он и редактор…

В. Басыров. Да, она убедила меня выбрать именно те цвета, которые впоследствии и остались на обложке  —  красный, белый, чёрный. Почему? Может, она сама расскажет, из чего исходила и какими доводами убеждала автора?

О. Прилуцкая. Ну, я исходила… Взглянув на обложку с точки зрения текста, который редактировала, в первый момент я подумала о том, что праведник — всё-таки чистый человек, светлый. Мне захотелось для него пронзительно белого цвета. Порывшись в интернете, я нашла подтверждение правоты собственной интуиции. Белый ассоциируется у различных народов с духом предков, наделяется свойствами очищения и божественности. Белым цветом символизировались такие свойства человека, как сознательное исполнение долга, сохранение традиций, всеобщая осведомлённость и память. В христианстве белый цвет символизирует божественный свет Бога Отца. За этим же цветом закреплён в канонах иконописи цвет Богоматери и святых девственниц. В православии белые ризы надеваются в ситуациях перехода в новую форму существования души, символизируя некую метаморфозу, переход в иное состояние, ассоциируясь со святостью, чистотой и целомудрием. В иудаизме белый цвет передаёт значение высокой, чистой сущности. Конфуцианство в Китае канонизировало белый цвет как истину, долг и самопожертвование. В античном мире существовал миф о Белой скале, пролетая мимо которой, души умерших теряют память о земном существовании. Платон в рассуждениях о душе наделил белым цветом совестливую её часть. И, наконец, индийская традиция наделяет белый цвет способностью выражать прозрение, ведущее, как я полагаю, к раскаянию. А ещё в одежды белого цвета одеваются ангелы и праведники…
Чёрный цвет… В рассуждениях о «душе человеческой» Платон наделил чёрным цветом бессовестную её часть, которая неистово добивается своих низменных желаний. Чёрные вороны, чёрные голуби и чёрное пламя фигурируют во многих мифах и легендах. Все они являются символами чёрной, оккультной или бессознательной мудрости. Нередко в мифах чёрный цвет сопоставлен с опасной стихией, с иррациональностью и непознаваемостью будущего времени, с мистическим влечением. То есть чёрный цвет отмечает то, в чём наш праведник раскаивается. Есть в рисунке обложки чёрный, переходящий в серый. И это тоже символ — пепел, которым посыпали голову раскаивающиеся.
Ну а праведник, представший перед читателем Вашей книги, своё раскаяние пишет кровью сердца. Так подумала я, закончив свою работу над ней. И тут же нашла отголосок своих мыслей в толковании красного цвета — в любой культуре он ассоциируется с энергией, бесстрашием, жертвенностью, торжеством, страстью, мужским активным началом, с кровью и огнём.

В. Басыров (улыбается): Разве мог я не согласиться с такими доводами? Конечно, мы с Кириллом Лемешко тут же переделали обложку, о чём сейчас нисколько не сожалеем.

О. Прилуцкая. У нас всегда слажено идёт работа. И это основное достоинство нашей команды. Но продолжим наш разговор о символике цвета. Переходя от сути обложки к тексту: какие произведения из этой книги вы можете привести как пример для иллюстрации?

В. Басыров. Как пример? Пожалуйста…
Красный цвет: «Не бойся боли. Уходи в неё. И растворяйся в ней. Это единственный путь очищения». «Покаяние поднимает падших». «Господи, дай мне то, что у меня просят люди, и тогда я смогу оправдать их ожидания…»
Белый цвет: «Чувство глухим не бывает…». «Ошибок идущего последним не видит никто». «О своей любви или о постигшем несчастье лучше помалкивать».
Чёрный цвет: «Ярость — состояние мятущегося духа». «Когда душа вольна её нельзя унизить». «Перед тем, как просить прощение у Бога, покайтесь перед своей Совестью»

О. Прилуцкая. Мы опять возвращаемся к цифрам?

В. Басыров. Заметили?

О. Прилуцкая. Конечно. Три цвета…

В. Басыров. И три примера. Цифра три — число творения. Это число объединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. Наверное, поэтому в моих произведениях часто происходят «перетекания» событий из прошлого в будущее и — наоборот. Очень редко я «задерживаюсь» в настоящем. В нём мне некомфортно.

О. Прилуцкая. Три цвета по три примера — это…

В. Басыров. Это в сумме девять. Так получилось (улыбается). Это точно про меня.

О. Прилуцкая. Что конкретно?

В. Басыров. В целом значение этой цифры положительное. Ей присущи такие черты, как мужество, сострадание, бескорыстие. Но есть и отрицательная сторона: мрачность, жёсткость и расточительность…

О. Прилуцкая. Вот так… Да… Что ж, спасибо Вам за интересное интервью. Думаю, для кого-то оно оказалось исчерпывающим, кого-то заставит задуматься и идти дальше в собственных рассуждениях и поступках. А Вам я желаю успехов и, конечно же, новых книг.

В. Басыров. Спасибо и Вам за терпение…


Рецензии