Финал ментального поражения

(набросок попытки доказать, что из мемориала «Крепость Масада» имеет смысл не столько делать мотиватор мужества, сколько материал для экзистенциального урока. В тот исторический период евреи потерпели ментальное поражение. Ментальная слабость еврейской общины, отраженная в её организационной структуре «верха, продающие низы», затем проявилась в трагедии «хмельнитчины» и в Холокосте. Чтобы эта трагическая линия была, наконец, прервана, надо извлекать ВЕРНЫЕ уроки из своей истории)

В Палестине, как и в других землях, завоеванных греками, искушение подражать новым правителям охватывало, прежде всего, высшие слои местного общества, богатых людей, верховных священнослужителей. Такое является общей тенденцией во всех колониях. Приобщение к греческой культуре означало право на доступ в ряды граждан первого сорта.
 
Эту позицию поддерживали и выражали фарисеи - они были готовы платить подати завоевателям при условии, что те позволят им мирно поклоняться своей вере. Были готовы учиться у греков и заимствовали у них гораздо больше идей, чем были готовы признать. Они создали Устный Закон, рациональный по сути, чтобы приспособить архаичный Закон Моисея к реальному современному миру. Фарисеям противостояли саддукеи, которые были ортодоксальными приверженцами Писаного Закона.

Однако стремление форсировать процесс эллинизации вытолкнул фарисеев с этого состояния в активное реформаторское движение. Фарисеизм как движение оформился в общественном образовании. Образование в синагогальных школах, было исключительно религиозным, причем все виды знаний за пределами Закона отвергались. Практика устного Закона позволяла приспосабливать кодекс Моисея к меняющимся условиям и пользоваться им реалистически.

А священники Храма, среди которых преобладали саддукеи, или последователи Садока, крупного первосвященника времен Давида, настаивали на том, что весь закон должен быть писаным и неизменным. У них был собственный дополнительный текст под названием «Книга Указов», который формулировал систему наказаний: кого побить камнями, кого сжечь и так далее. Как отмечал Иосиф Флавий, «саддукеи привлекали последователей только из богатых, и народ их не поддерживал, в то время как фарисеи пользовались народной поддержкой».
 
Ирод, еще будучи только правителем Галилеи, разгромил шайку полурелигиозных мятежников, которыми командовал некто по имени Езекия, несколько поколений потомков которого потом были вождями боевых выступлений против римлян и греков.
Когда Ирод стал царем ему вначале удавалось поддерживать приличные отношения с фарисеями и, как правило, избегать конфликтов между Храмом и правительством. Даже первосвященники-саддукеи проводили литургию по-фарисейски.

Но, главная проблема с евреями состояла в том, что они были слишком развиты интеллектуально, имели слишком высокое самосознание, чтобы подчиняться чужой власти.

У греков была та же проблема во взаимоотношениях с Римом. Они решали ее, подчиняясь физически, но беря верх интеллектуально. С точки зрения культуры, Римская империя была греческой, особенно на востоке. Образованные люди говорили и думали по-гречески, и законодателями мод в изобразительном искусстве, архитектуре, драме, музыке и литературе были греки. Поэтому у греков никогда не возникало чувства культурного подчинения Риму.

У евреев же здесь существовала проблема. Их культура была старше греческой. Они, правда, не могли сравниться с греками по части изобразительного искусства, но зато их литература в ряде областей стояла выше. На территории Римской империи евреев проживало примерно столько же, сколько греков, причем процент грамотных среди евреев был выше. Однако греки, которые держали под контролем культурную политику Римской империи, не допускали ни малейшей возможности признания еврейского языка и культуры.

В итоге культурное пренебрежение со стороны греков, а также смешанное чувство любви и ненависти, которое часть образованных евреев питали по отношению к греческой культуре, было источником постоянной напряженности.

Во многих отношениях еврейская литература была намного более динамичной, чем греческая. Греческие литературные произведения призывали к добродетели, красоте и определенному образу мышления; еврейские тексты отличались явно выраженной тенденцией к тому, чтобы стать планом действия. Более того, этот динамичный элемент становился все более важным. Его характеризовал пропагандистский настрой, полемический тон и откровенная ксенофобия, причем особенная враждебность была направлена на греков. Заметен был акцент на жертвенность.

Новым литературным жанром апокалиптического характера являлись истории о мучениках. Они заполнили в сознании евреев вакуум, оставленный упадком пророчества. Центром переживаний стали эсхатологические представления. Обращенная в будущее еврейская увлеченность историей сконцентрировалась на предсказаниях, что случится в «конце времен», когда Бог решит покончить с историческим периодом и человечество вступит в эпоху подведения итогов.

Если справедливости нет в этом мире, она обязательно должна быть в другом, последующем, где праведники будут вознаграждены божественным судией, а грешники – наказаны. Идея последнего суда прекрасно вписывалась в иудаистскую концепцию о главенстве закона. Именно благодаря тому, что они учили этой доктрине, а вместе с ней и рационалистическому подходу к соблюдению Закона, что позволяло надеяться на спасение, фарисеи привлекали столько последователей, особенно среди благочестивых бедняков, чей горький жизненный опыт оставлял им крохотную надежду на счастье, да и то по другую сторону жизни.

Однако, если фарисеи проводили четкое различие между царством небесным и земным, привлеченные ими люди попроще воспринимали апокалипсис более буквально. Они верили в реальное, физическое существование царства справедливости, ждали его и были готовы сделать все, чтобы ускорить его приход. Наиболее склонная к насильственным действиям группа - «сикарии» сформировалась в движении, которое было инициировано в 6 г. н.э. Иудой Галилеянином. Он проповедовал древнюю доктрину о теократическом характере еврейского общества, призывая не признавать ничьей власти, кроме Божьей.

Исследователи предлагают рассматривать великие восстания евреев против правления римлян не просто как восстания колонизируемого народа, подстрекаемого религиозным национализмом, а как национальный и культурный конфликт между евреями и греками. Ксенофобия и антиэллинизм, которые были так характерны для еврейской литературы начиная со второго века до н.э., инициировали и поддерживали подъем еврейского апокалиптического национализма. Большинство евреев были убеждены, что согласно старинным священным рукописям придет время, когда Восток обретет свою мощь, а те, кто придет из Иудеи, овладеют миром.

Иосиф Флавий приводит текст, претендующий на то, чтобы быть последней речью вождя последних защитников Масады. Вождь Елизар вынудил или убедил оставшихся защитников совершить акт массового самоубийства.

Судя по обильному свидетельству в виде находок в синагоге крепости, и в частности не полностью сохранившихся четырнадцати свитков библейской, сектантской и апокрифической литературы, гарнизон крепости состоял из богобоязненных и готовых к бою людей, находившихся под сильным влиянием еврейской литературы.


Рецензии