Семинар. Занятие 2

Добрый день, господа!

Сегодня первый день активной работы. Знакомимся, наши участники: Алиса, Вика, Глаша, Ирина, Катерина, Мари.

К ведущему семинара, если вас смущает его ник, можно обращаться просто – профессор или Хиггинс.

На 1 занятии участникам было предложено подготовить эссе о рассказе, который они считают самым лучшим. Рассказом с большой буквы. Тот, о котором с уверенностью можно сказать: «Вот это – настоящее». И самое главное, чтобы этот рассказ по-настоящему нравился.

В эссе требовалось обосновать «Почему я считаю этот рассказ лучшим».

Времени даром не теряем, приступаем к чтению предложенных рассказов и размышляем над эссе.

--------

1. АЛИСА:

- Боже мой, - подумала я, прочитав задание, - хоть бы один рассказ на ум пришёл. И стала перебирать имена, великие, безупречные и ужасные. Всё не то, не то.

Да что я сама себе голову морочу, вымучиваю что-то – есть у меня такой рассказ. И ходить далеко не надо – здесь, на Прозе. Не поймут? Не оценят? Не одобрят? И?! Это ведь – мой – любимый рассказ. Ну… один из. И да простят меня великие и ужасные.

Лучший ли он? Не знаю. Если даже сам автор им не доволен. Настоящий? На мой взгляд, да. Я перечитываю его время от времени и неизменно хрюкаю от удовольствия.

О любви говорить трудно. Особенно аргументированно. Но я попробую.

Он немного непричёсанный, неравномерно скроенный, будто второпях. Но и в этом есть доля его особого обаяния.

В чём его достоинства?

1. Он красиво выстроен, каждый его ёмкий эпизод предваряет некий – назовём его так – «рефрен», несомненно украшающий весь текст;
2. В нём, на мой взгляд, нет ни одного лишнего или ничего не значащего слова, все описания героев и их  действий точно выверены, по крайней мере, я их всех вижу; у автора прекрасный слог, он виртуозно и остроумно играет словами:
3. Да, улыбка. Для меня является немаловажным фактором, что у автора прекрасное чувство юмора и он умеет его подать; очень смешно;
4. Красивое и точное название (иногда оно кажется больше содержания, а иногда меньше, всё зависит от того, как ты сегодня читаешь). «Пока звучит увертюра». Увертюра – это ведь вступление, а попробуйте поменять слова – фу!

И вот ещё что. Это такие совсем личные ощущения и впечатления. В этом рассказе есть утренняя свежесть, незамутненность взгляда, молодость, наконец, ну да, юность. На мой взгляд, он совершенен, как совершенны детские рисунки и написан с такой же лёгкостью, будто играючи (не знаю, сколько авторского труда стоит за этой лёгкостью).

И я всё время боюсь, что автор вдруг выполнит свою угрозу и возьмётся его переделывать. Пусть он лучше напишет много-много других рассказов, а этот оставит таким. К нему страшно прикасаться – можно разрушить волшебство.

Светлана Садомская. Пока звучит увертюра http://www.proza.ru/2009/12/12/1288


2. ВИКА:

Перечитала один из любимых рассказов Кинга. Впечатление от самого первого прочтения, казалось, притупилось. Нет.  Сегодня я его вспомнила – глотаю строчки, абзацы и чего-то ужасно боюсь… Начало рассказа не предвещает ужаса, но, увлекаясь Кингом, знаю: обязательно! будет что-то страшное, необычное. Читаю, читаю, а перед глазами – этот мужик в брюках цвета хаки, небритый, с ухмылкой на толстых губах… Он мне неприятен. Я от него жду беды, хотя … Название рассказа вполне мирное – деда. У меня в детстве был деда и бабушка, я её называла – баба Нюра, а дедушку – деда…

Топот кроссовок.
Бледное маленькое личико мальчика.
Маленький мальчик в торговом центре.
Пёстрая толпа.
Покупатели.
Жёлтая радуга «Макдональдса».
Зелёный. Нет, голубой галстук деды.
Фургон… А ещё стальные наручники. Их разинутые пасти…

А дальше мне хочется, чтобы повторилось то, что сделала вторая жертва – заехала ему по яйцам и чуть не удрала…
Неужели жертв было больше?!
Рассказ держит в напряжении.

Кофе в кофе-машине загружено минут 40 назад. Домашние меня ругают и приносят кофе.
А я перечитываю строчки: «У меня никогда не было мамы». «Он меня по запаху найдёт»!
Это мой любимый рассказ.  Подобной зримой картинки я, пожалуй, не видела ни у кого из знаемых мною авторов отечественной и зарубежной литературы. Потрясение. И не только от того, о чём написан.  Больше - от языка, каким написан. Немного завидую тем, кто прочитает этот рассказ в первый раз.

Стивен Кинг.Деда http://e-libra.ru/read/312888-deda.html


3. ГЛАША:

Так получилось, что моим любимым писателем стал Михаил Шолохов. Мне нравится перечитывать повести, романы и рассказы этого автора. Восторгаюсь тем, как они написаны. Удивляюсь мелодичности, напевности стиля, точности диалогов, описанию природы, достоверности, «жизненности» героев. Жаль, что рассказать нужно о рассказе, а не о повести или романе. Но понятно – сроки, объёмы.

Ну, что ж, тогда попробую рассказать о «Нахалёнке». В центре рассказа главный герой, семилетний мальчик Миша, который «для всей станицы - Мишка и Нахалёнок  (рождённый вне брака)». Герой живет в тяжёлое для казачьего края времени, в гражданскую войну. Атрибутику времени Шолохов вводит не в одном, двух абзацах, а сообщает читателю постепенно. Шаг за шагом мы узнаём, что Мишка играет с поповичем, и его зовут коммунёнком, что отец матросом защищал Смольный и видел Ленина, что существует продразверстка, когда отбирают зерно и есть банды, убивающие коммунистов.

В начале рассказа герой живёт с матерью и дедом в казачьем хуторе, в семье – из хуторской бедноты, где на счету каждый кусок хлеба. Положение тяжёлое, так как отец Мишки воюет «за большевиков» - в доме нет кормильца. Однако действие в рассказе завязывается именно с приездом отца героя, который, после плавания на «большом белом пароходе», возвращается домой.

В момент возвращения отца все счастливы: дед суетится как в большой праздник, мать плачет от радости и Мишка обласкан «чужим большущим солдатом в чёрной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, а мамка на шее у него висит, воет». А для Мишки приход отца нарушает привычное течение жизни. В жизни Нахалёнка появляется нечто важное, что можно назвать ориентиром, ещё смутной, до конца неосознанной, но целью.

Отец рассказывает мальчику о большевиках, о Ленине, о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года: «Что вы, говорят, мужики и рабочие, раззяву-то ловите? Гоните господ и начальство в три шеи да поганой метлой! Все - ваше!..» И с этого момента наряду с фигурой отца в жизни Мишки появляется ещё один важный авторитет, может быть, даже более значимый, чем отец, - Ленин. Наверное, этот «высоченный человек в красной рубахе» стал представляться мальчику каким-то добрым всесильным волшебником, который может защитить, спасти, сделать так, чтобы всем было хорошо. Недаром во сне Ленин обещает Мишке совершить настоящее чудо – спасти героя от гнева деда, если тот будет ругаться, что мальчик ушёл воевать «против буржуазов»: «Но ежели дедуня меня за это зачнет хворостиной драть, тогда ты за меня заступись!  - Обязательно заступлюсь! - сказал товарищ Ленин…»

Хотя Мишке годков немного, он понимает, где свои, а где «буржуи», присутствует на сходе, где его отца выбирают председателем колхоза. И недаром ему хочется уйти с отрядом большевиков. Но смерть отца, описанная Шолоховым со страшными подробностями, окончательно «подвергает» героя взрослению, и именно он ночью, один едет по степи за отрядом «красных» для освобождения станицы от бандитов.
Перед Нахалёнком не будет страшного, тяжёлого выбора, как у другого персонажа Шолохова -Григория Мелихова. Из рассказа ясно, что быть Мишке большевиком в дальнейшем. Автор начал «воспитывать» Нахалёнка ровесниками – детьми лавочника и попа, которые били его, как «комуняку». И закончил смертью самого родного и значимого для Мишки человека – отца.

В рассказе, как и в других произведениях, очень подробно, правдиво описывается быт, употребляются присущие Дону слова и выражения.
Мне, как жителю этих мест, удивительна способность автора описывать события, людей и местность так, что во всё это верится, словно происходило с моими соседями или знакомыми.

Надеюсь, что я справилась с первым заданием. Разве добавить, что соответствие знаков в завязке, окончании и основном тексте соответствует принятому для рассказов.

Михаил Шолохов, Нахалёнок http://e-libra.ru/read/323277-nahalenok.html


4. ИРИНА:

«Река Оккервиль» Татьяны Толстой – настоящая проза, без разделения на мужскую и женскую. Этот рассказ вызывает у меня странные ощущения никчёмности собственной жизни, словно не герои, а я есть фантом, голос из граммофонной трубы…

Сюжет рассказа до чрезвычайности прост и банален: герой по осени, в конце октября-начале ноября впадает в особое состояние одиночества и бессмысленности своей жизни. Но у него есть одно безотказное средство вернуть себя к жизни: он слушает старинные романсы в исполнении забытой певицы Веры Васильевны. Крутится чёрный диск и волшебный голос поёт о любви. О той любви, которую наш герой не видит в обычной жизни.

Любовь-призрак, любовь-фантом. Любит ли герой Веру Васильевну? Безусловно, это любовь души, не тела. Знает ли он то, что любовь тела заканчивается, не начавшись? Знает и – сторонится, отгораживает себя от любви материальной.
Он гоняется за призраком, он любит придуманную им Веру Васильевну, он только тогда и живёт, когда воображает её образ, созданный только и исключительно голосом со старой пластинки.

Он делает выбор между живой жизнью и погоней за призраком, для него второе и есть настоящая жизнь.

А судьба не дремлет: герой снова и снова стоит перед выбором.
Как в программировании: строится блок-схема. Читатель тоже стоит перед выбором, потому как в его жизни или-или тоже достаточно. Он, читатель, останавливается и примеряет на себя каждую из предложенных автором ситуаций. Он включается в прокладывание маршрута. По сути, читатель сам становится героем.
Все герои «Реки Оккревиль» призрачны, как и сама река.
Их можно воображать, их можно переставлять, о них можно размышлять, сопоставлять и сравнивать.

Но, конечная остановка трамвая – Река Оккервиль. Это уже не призрак, это реальность, которую можно потрогать, увидеть воочию, вдохнуть запах воды, текущей в мрачное море, непокорённое «пучеглазым царём с плотницким топориком в руках».

О чём этот рассказ – о том, что вся наша жизнь есть призрак. Как бы плотно она не была окружена, погружена, утрамбована материальными знаками.
Как призрачно и невозможно пересказать и сам сюжет без потери авторской интонации, поэтического слога, философских глубин и тайн, метафор и разных литературных кружев, неожиданных, но бьющих наотмашь.  И, потянув за ниточку, можно размотать только один узор из множества плотного изукрашенного полотна.
В этом особенность прозы Татьяны Толстой, густой, ароматной, жёсткой и даже жестокой не по-женски. Можно выбрать любой из её рассказов, но «Река Оккервиль» особенно трудна в разборе, она вообще неразборна.  Как «неразборен» всякий призрак: его можно увидеть, но потрогать – вряд ли удастся.
Попробуйте пересказать и у вас ничего не получится, как не получилось этого у меня. Татьяну Толстую можно только читать. И думать.

Татьяна Толстая.  Река Оккервиль   http://www.litmir.me/br/?b=27623&p=1


5. КАТЕРИНА:

Наверное, вы будете удивлены моим выбором. В этом рассказе нет экшена, красивых описаний, эротики. Наоборот: обыденное действо – уборка в доме.
Обычная человеческая жизнь, которая для всех людей независимо от их статуса и социального положения состоит из смеха, слёз и любви.

Сюжет простой.
Нюра –  профессиональная домработница, приходит убрать квартиру Галины Николаевны - вдовы писателя и застает там  гостью хозяйки –  молодую женщину по имени Лина, приехавшую откуда-то с юга. В процессе выполнения работы Нюра  становится невольным свидетелем душевных переживаний  Лины и  участии в её судьбе  Галины Николаевны...

Повествование ведется от 3 лица, приближенно к точке зрения Нюры, но иногда, переключается на точку зрения рассказчика, что позволяет более полно проникнуться проблемами и переживаниями каждого из персонажей, даже тех, кто остался за кадром.

 Три судьбы, три характера, три типажа. Но каждая из них не просто тянет свой «крест», а пытается улыбаться, когда плакать хочется.  Даже тогда, когда кажется, что «вот она свалится, раздавленная  грузом  каждодневной усталости и останется лежать в блаженном безразличии» или, когда  любимый не найдет  для неё время, зная, что  «любимая женщина приезжает бог знает откуда, с другого конца света, на считанные дни!»   Найдет в себе силы, чтобы подняться, понять, оправдать и простить.

  Невозможность не любить и бесконечная вера в лучшее - и есть стержень настоящей женщины. И это именно то, о чем в этом рассказе так талантливо поведала нам Дина Рубина.

Дина Рубина. День уборки  http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/rubina/20/j29.html


МАРИ:

Здравствуйте все, кто читает эти строки. Здравствуйте и радуйтесь, потому что сейчас я познакомлю вас с очень хорошим писателем. Обещаю, его творчество прибавит каждому прочитавшему минимум двадцать лет жизни. Не буду затягивать торжественный момент. Как можно быстрее найдите в интернете: Нодар Думбадзе, «Я, Бабушка, Илико и Илларион». Нашли? Перед вами двадцать один рассказ. Читайте, смейтесь.
Если прямо сейчас нет времени прочесть всё, кратко изложу первый - «Бабушка».

«Справа от моего села протекает река Губазоули, слева — небольшая речушка Лаше, кишащая крабами, бычками и босоногими мальчишками… Мое село самое красивое и веселое в Гурии. Я люблю его больше всех сел на свете, потому что нигде не может быть другого села, где жили бы я, бабушка, Илико, Илларион и моя собака Мурада…»
Это слова грузинского мальчишки по имени Зурико.

Дальше следуют настоящие анекдоты. Каждый диалог, любое «мудрое» умозаключение вызывают смех или улыбку.

«Свой учебный день я, как правило, еле дотягиваю до четвертого урока. Потом уже теряю всякое представление о времени и пространстве и голосом, несколько громче обычного, спрашиваю соседа по парте:
— Ромули, дорогой мой, что это так долго не звонят? Звонок пропал или сторож?»
Ясное дело, паренька выгоняют из школы и требуют родителей, поскольку не могут придумать смешной ответ.
«На второй день я веду в школу бабушку, затем бабушка ведет меня домой, потом опять я веду бабушку в школу, и снова бабушка отводит меня домой и так далее. Можно смело сказать, что десятилетку я и бабушка заканчивали вместе».
В глубоком отчаянии учителя созывают педсовет и приходят к заключению, что Зурико несколько ненормальный мальчишка, что заставляет его усомниться в себе. Однако, счастливый случай рассеивает подозрения.
Однажды потребовалась справка для школы о болезни, которой, понятное дело не было. Пришлось вызвать доктора.
Часть диалога я запомнила на десятилетия.

«— Что с тобой, парень? — спросил врач, присаживаясь ко мне на кровать.
— Умираю… — простонал я.
— Хорошо… А все же, что у тебя болит?
Признаться, такого вопроса я не ожидал и поэтому в испуге взглянул на бабушку.
— Все болит, — сказала бабушка.
— Волосы болят?
— Болят, — простонал я».
Ясное дело, доктор раскусил заговор и признал Зурико здоровым.
«Потом он вскочил на коня, помахал рукой и ускакал».

Так оканчивается первый рассказ. В последнем сначала умирает корова Пакизо — ровесница бабушки. Потом оканчивается жизнь бабушки. Было ли мне грустно? Да, потому что не хотелось прощаться с весёлыми, светлыми людьми, подарившими радость. Но в любую минуту я могу включить компьютер и набрать на клавиатуре: Нодар Думбадзе, «Я, Бабушка, Илико и Илларион» и снова окунуться в любимый мир.

Нодар Думбадзе. Я, Бабушка, Илико и Илларион


Рецензии
Прекрасно. Всегда мечтал совершить путешествие в обществе очаровательных женщин. Хотя судьба красноармейца Сухова слегка напрягает.
Нуте-с, почитаем, почитаем, что предлагают дамы.

Мужик Бородатый   08.01.2018 00:45     Заявить о нарушении
Не знаю, как вы, дамы, а я волнуюсь. Провел пять подобных семинаров, и каждый раз ощущение совершеннейшей неизведанности. Куда, в какие литературные дебри заведет нас коллективный разум? Могу только гадать. Гадать буду по тем рассказам, что вы принесли с собой.
Нуте-с, посмотрим, что вы предлагаете съедобного. Начинаю разбирать пакеты. Что тут у нас?

Светлана Садомская. Имя мне неизвестно, современный автор, и находится поблизости, на Проза.ру. Эссе от Алисы весьма экспрессивно, на первый взгляд заинтересовали обе.

О, Кинг! «Деда», в оригинале Popsy, есть перевод «Папся». Блюдо с кровью, но отлично поджарено. Благодарю, Вика, Кинг стоит отдельного обсуждения.

Шолохов, «Нахаленок». Классика. Которая хороша тем, что разумно сбалансирована. Белки, жиры, углеводы, все в рассчитанных пропорциях. Обязательно освежите в памяти рассказ, даже – прочтите более чем внимательно, обязательно о нем поговорим.

Хм, Татьяна Толстая, «Река Оккервиль». Вы, Ирина, вот так, значит… Любопытно, любопытно…

Простите, Катерина, «День уборки» Дины Рубиной не читал. Немедленно исправлюсь.

Нодар Думбадзе. «Что будешь пить? – За твой счет хоть керосин!». Спасибо, Мари, добавили необходимой приправы. Киндзмараули, видимо.

Итого – у нас все хорошо. Пища есть, и будем ее переваривать.
Тем, кто что-то не читал (как я, например) предлагаю разойтись и почитать.
Тем, кто со всеми знаком, предлагаю небольшое упражнение. Пораскладывайте-ка представленные рассказы по тематическим кучкам. Туда-сюда. Нет, лучше это туда, а это сюда. Или лучше это сюда?...
Критерии и название кучек – на ваш вкус. Можно раскладывать коллективно, дискуссии приветствуются.
Я - читать.

Мужик Бородатый   08.01.2018 01:38   Заявить о нарушении
Пока дамы спят, я за них немного поработаю. Поскольку я первый, выберу себе самый легкий критерий – объем рассказа.

Делю на 3 кучки: короткие, средние и длинные рассказы.
В «короткой» кучке Садомская (9 тыс. зн., 1,3 тыс. слов) и Думбадзе (11 тыс. зн., 2 тыс. слов).
В «средней» кучке рассказы Кинга (24 тыс. зн., 3,7 тыс. слов) и Толстой (22 тыс. зн., 3,1 тыс. слов)
В «длинной» кучке Шолохов (46 тыс, 7,2 тыс. слов).
С Рубиной я в колебаниях. То ли она «средняя», то ли «длинная» (35 тыс. зн., 5,2 тыс. слов).
Есть соблазн поместить ее к «длинным» и, таким образом, уравнять: везде по 2 рассказа.

Пока измерял рассказы, подумал, что можно группировать по количеству героев: мало, средне, много.
Много – это точно Шолохов (целая станица) и Думбадзе (грузинское село). Хотя у Садомской тоже много: штук 5-6 поклонников и 2 девушки. Относим рассказ туда, где «много».
У Кинга 3 героя, включая припозднившегося дедушку-вампира, у Рубиной тоже 3.
У Толстой как считать. Если с Верой Васильевной и Поцелуевым, то тоже 3.
3 – хорошая цифра, но много это или мало? По факту получилось 2 кучки. Но в них тоже рассказов поровну. Неужели это знак?
Чтобы не удариться в мистицизм, перекладываю.
Кучка «мало героев» - это Толстая (герой только Симеонов).
Кучка «средне» - Кинг, Рубина.
Кучка «много» - Шолохов, Думбадзе, Садомская.
И что любопытно, «много» (героев) не всегда соотносится с «длинный рассказ». Любопытно, любопытно…

Жду ваших открытий, милые дамы. Просыпайтесь!

Мужик Бородатый   08.01.2018 03:49   Заявить о нарушении
Здравсвуйте, Хиггенс. Это Вика.

От Автора   08.01.2018 06:54   Заявить о нарушении
У меня кучки по-другому складываются: все рассказы про любовь и не спорьте. Садомская - про любовь. Было из кого выбирать. 5 кавалеров, все, как на подбор.
Стивен Кинг - деда внука любил. Отомстил. Мстя страшная. В эссе ошибки. Заметила только что: У меня в детстве былИ деда и баба... И кофе... загружеН...
Татьяна Толстая - "разминулись в этом мире" Симеонов и Вера Васильевна, но как любил он...
Дина Рубина - все герои живут с любовью и во имя любви.
Нодар Думбадзе - любовь бабушки и всех-всех к этому "бездельнику, шалопаю,прохвосту" Зурико
Кучки ещё имеются. Чуть позже выйду на связь.

От Автора   08.01.2018 07:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вика.
Кучки про любовь? Спорить не буду. Уточню. Кучка "про любовь" - 5 рассказов. А Шолохова куда, в кучку "про нелюбовь"?

Мужик Бородатый   08.01.2018 10:13   Заявить о нарушении
День добрый!
У меня два варианта раскладки.
Первый вариант - по персонажам.
1 кучка - рассказы, в которых есть ребенок - Кинг, Шолохов, Думбадзе
2 кучка - Рубина - действующие лица женщины - мужчины и дети - за кадром.
3 кучка - Садомская и Толстая - женщины и мужчины.
Второй вариант - раскладка по способу повествования.
1 кучка - от первого лица - Садомская, Думбадзе
2 кучка - от третьего отдаленного - Шолохов, Толстая
3 кучка - от третьего приближенного - Рубина, Кинг.



От Автора   08.01.2018 11:18   Заявить о нарушении
Это Катерина была.

От Автора   08.01.2018 11:19   Заявить о нарушении
Нет. Это тоже про любовь. Просто не успела прочитать. Любовь к Ленину, за которую отец Мишки погиб. Да и Ленин "обо всех заботу нёс". Так что с любовью во всех рассказах в том или ином виде всё нормально. Я ещё по другим критериям - Садомская, Толстая, Рубинина - женская проза. Думбадзе,Кинг, Шолохов - мужчины.
В чём смысл такой игры? Ну, что мы их по кучкам раскладываем?

От Автора   08.01.2018 11:24   Заявить о нарушении
Доброго всем времечка! Это безграмотная станичница Глаша откликается на представленные рассказы.
Ну, поскольку писать только в ликбезе научили, то прошу прощения у Алисы. Глаше кажется, что Вы представили не рассказ. Всё что угодно, но не рассказ. Это возможно миниатюра настроение, или миниатюра ощущение. А всё потому, что произведении отсутствует чёткий сюжет, нет кульминационного момента (не прописан), а в следствии этого, читатель не ощущает катарсиса, т.е.не чувствуется изменения главного героя в действиях, поступках или мировоззрении. И, конечно же, на взгляд Глаши, нарушен баланс по знакам между вступлением, основной частью и заключительными действиями. На к2 были работы в подобном стиле и не раз. О них спорили. Но это всё же были рассказы с чётким сюжетом, с эмоциями. Если необходимо, пороюсь в архиве к2 и напишу ссылки).
У Вики Глаша тоже просит прощение, Кинг не её автор. Может, потому, что православная и ходит в церковь? Но всё же читая Кинга Глаша училась нагнетать страх и в своём детективе. Поэтому, кажется, что представлен рассказ не из сильных авторских. Впрочем, он может быть любим Викой за концовку, где негодяя пожирает негодяй (вампирёныш). И вот что странно, Глаша поставила знак конгруэнтности между нахалёнком и дедой. Уж очень похоже написаны по ощущениям, описаниям, мыслям главных героев. Ничего общего, но… для Глаши похожи рассказы.
«Река Оккервиль», представленная Ириной однозначно интересный рассказ. Интересен тем, что «достоевщина» (переживания, мысли «маленького» человека»), вроде бы и просачивается со всех щелей, но в то же время стиль написания напоминает звуки романсов, доносящийся с пластинок Веры Васильевны. Именно этим и интересен рассказ в сочетании несочетаемого, на взгляд простой Глаши.
Катерина честно предупредила, что сюжет простой. Такие «соседские посиделки-пересуды очень даже Глаше нравятся. Но всё же рассказ показался излишне, можно сказать искусственно затянутым. На лавочке Глаша бы не усидела, услышав такое, пошла бы порося кормить.
Мари восторженно представила Нодара Думбадзе и его «Я, Бабушка, Илико и Илларион». Глаша читала рассказы раньше и перечитала вновь. Но видимо у Глаши в силу жизненных обстоятельств с юмором проблемы. Она восторга не испытала. Хотя рассказы и «крепкие».
Профессор БМ, у Глаши проблемы с интернетом, потому не всегда понимает, где надо оставлять своё мнение. Размещаю под Вашими соображениями.
С уважением Глаша.

От Автора   08.01.2018 12:23   Заявить о нарушении
Ну чтоб, внесу и я свою посильную лепту.
Для начала попробую разделить рассказы на веселые (ну те, что читаешь с улыбкой), серьезные (драматические) и страшные.
Со страшными все понятно: Кинг, кто же ещё.
«Улыбательные»: Садомская и Нодар Думбадзе.
Рассказы Шолохова, Толстой, Рубиной отнесём к серьезным (драматическим), хотя в Нахаленке, несомненно, есть и страшное, и смешное.

Градация номер два.
Попробуем грубо разделить рассказы с точки зрения нормальности/ненормальности (необычности, особенности) героев (ну... с позиций обычных сильно нормальных людей)))
Здесь получится две кучки.
В группу условно нормальных героев я бы отнесла рассказы Садомской, Шолохова, Рубиной.
Во вторую - людей странных с точки зрения обывателя, как и не совсем людей: рассказ Толстой с ее главным героем мечтателем-романтиком,
Рассказ Кинга - ну здесь все понятно
и рассказ Думбадзе о «нестандартном» мальчике.
Кто-то может мне сказать, что и Лину из Рубиной по сегодняшним меркам можно отнести во вторую группу, но уж не будет так сильно придираться)))

Пока вот так.

Алиса.

От Автора   08.01.2018 12:40   Заявить о нарушении
В первом предложении вместо «чтоб» читать «что ж»

От Автора   08.01.2018 12:47   Заявить о нарушении
Глаше.
А мы пока не об этом.
Имейте терпение.
Всё будет)))
Алиса.

От Автора   08.01.2018 12:53   Заявить о нарушении
А Глаша не торопится)))
Просто потом интернет пропадёт, а внутри то копится)))
С уважением

От Автора   08.01.2018 13:55   Заявить о нарушении
Разделю так:

1. рассказы с нотками ностальгии по прошлому:
Татьяна Толстая, «Река Оккервиль»; Дины Рубина, «День уборки».

Могут вызвать у читатаеля ностальгию по канувшей в Лету стране:
Михаил Шолохов, «Нахалёнок»; Нодар Думбадзе, «Я, Бабушка, Илико и Илларион».

Не вызывают чувство ностальгии:
Светлана Садомская, «Пока звучит увертюра»; Стивен Кинг, «Деда».

2. рассказы-рассуждения, психологические:
Татьяна Толстая, «Река Оккервиль»; Дины Рубина, «День уборки».

В этих читатель следит за разворачивающимися событиями, не мудрствует:

Нодар Думбадзе, «Я, Бабушка, Илико и Илларион», Светлана Садомская, «Пока звучит увертюра», Стивен Кинг, «Деда».

Отдельно стоит Михаил Шолохов, «Нахалёнок», поскольку тут есть возможность стать на чью-то из противоборствующих сторон, начать рассуждать о нынешней исторической ситуации, искать аналогии, делать умозаключения.

3. Рассказы, в которых описания природы тесно переплетаются с жизнью людей, являясь своеобразным персонажем:
Татьяна Толстая, «Река Оккервиль»; Дины Рубина, «День уборки».

Тут внешний мир не выражает душевного состояния героев, но создаёт соответствующее тону рассказа настроение:
Михаил Шолохов, «Нахалёнок», Нодар Думбадзе, «Я, Бабушка, Илико и Илларион».

Окружающая обстановка практически не имеет значения, то есть она может быть любой:
Светлана Садомская, «Пока звучит увертюра», Стивен Кинг, «Деда».

Мари

От Автора   08.01.2018 14:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Самое лёгкое разделение на прозу женскую и мужскую:
женская это Светлана Садомская, Рубина
мужская это Кинг, Шолохов, Думбадзе и Толстая(хотя я бы не отнесла ни к той ни к другой), но пусть будет - по моим ощущениям, во всяком случае, от данного рассказа.

По воздействию на читателя, т.е. втянулся читатель со всеми потрохами в историю или смотрел со стороны:
Садомская, Рубина и Думбадзе читаются со стороны, т.е. читатель= внешний наблюдатель;
Толстая, Шолохов и Кинг читаются как бы изнутри, т.е. читатель погружается в мир героев достаточно глубоко.

Рассказы,где много действия: Шолохов, Рубина, Думбадзе, Кинг
Рассказы, где действия мало: Толстая и отчасти Садомская

Ирина

От Автора   08.01.2018 14:40   Заявить о нарушении
Кое в чем товарищ Сухов был прав. Делаю перекличку.
===
Алису вижу, лепту одобряю. Хотя должен заметить, что указанные вами градации («веселые (ну те, что читаешь с улыбкой), серьезные (драматические) и страшные») формулируются слегка по-другому: трагедия, драма и комедия. Упрощая: трагедия – это там, где герой погибает, и все страдают. Драма – это где все страдают, но герой остается жив. Комедия – никто не умер, все радостны.
Алиса, попробуйте распределить рассказы, исходя из 2 параметров: герой жив / мертв + герои страдают / радуются.
==
Вику вижу. Отвечаю на вопрос «В чем смысл игры?». В ней целых 2 смысла. Вы анализируете (1), я слушаю, как вы разговариваете (2). Писатель, он же говорун по сути своей. Писателю надо говорить. Говорите.
Идею «про любовь» неплоха, но вы все свалили в одну кучу, тем самым объявив, что все, что написано, все про любовь. Вспоминается старый, еще с советских времен, анекдот про виды любви.
Разделение на женскую и мужскую прозу принимаю, но делаю оговорку: вы ориентировались исключительно на половые признаки авторов. А если бы Светлана Садомская позиционировала себя на Проза.ру как Короткие истории или, скажем, Гром и молния? Как бы вы определили пол?
Предлагаю вам вернуться к делению «по любви» и выделить группы, исходя из предложенного вами критерия.
===
Глашу вижу. Ваши размышления интересны, спасибо. Но что с группировками? Кого куда будем класть? Жду идей.
===
Ирина, вижу. Ваше разделение на «мужское и женское» кажется мне более аргументированным, чем у Вики. А вот «втянулся ли с потрохами или смотрел со стороны» требует обоснования. Попробуйте развернуть эту часть.
===
Катерину вижу. Ваши критерии весомы, спасибо. Хочу попросить вас еще подумать в этом направлении. Герой в кадре и за кадром. Герой взрослый и герой ребенок. Какие комбинации вам приходят на ум?
===
Мари вижу. Подход любопытен. Но пока непонятен.
\\описания природы тесно переплетаются с жизнью людей, являясь своеобразным персонажем\\ В рассказе Рубиной разве есть природа?
\\Окружающая обстановка практически не имеет значения\\ Садомская и Кинг в одной группе? Заметьте, я ничего не хочу сказать про Садомскую (кроме того, что она попала нам на язык и теперь 3 недели будет икать, в чем, собственно, не ее вина). Раз вы объединили их в одну группу, резон у вас был. Но я его пока не уловил. Объясните, пожалуйста.
===
Итого: все наши здесь, профессор доволен.
До 22.00 по московскому времени беседуем, не соглашаемся с критериями, заключаем маленькие внутренние коалиции (которые потом я, разумеется, разобью. Но пока можно).
Я на связи, готов к общению.
В 22.00 объявлю новое задание.

Мужик Бородатый   08.01.2018 14:50   Заявить о нарушении
Первых нет и отстающих... Всем привет! Прочитала весь делёж. Кааакие мы разные... Мари,немного не поняла, почему "окружающая обстановка практически не имеет значения в рассказе Кинга, т.е. может быть любой"? По-вашему выходит, что, если бы мальчик 6ти лет находился в загородном парке и катался на велосипеде на глазах у дедушки - ничего бы с ним не произошло? Не согласна. Кинг намеренно подробно описывает огромный торговый центр, кишащий народом. Деда пошёл купить внуку воды, тот хотел пить, и в это время проигравшийся картёжник Шеридан подкатил к мальчику с добрыми словами - пойти поискать деду. Обстановка, описанная Кингом. Довольно подробно описанная, помогает понять, что торговый центр - идеальное место для похищения одинокого ребёнка
И со вторым вашим утверждением я не совсем согласна:"читатель следит за разворачиванием событий, не мудрствуя". Ой, ли! Это что за читатель? Такой равнодушный? маленького пацана пытается умыкнуть взрослый чужой дядя, а читатель не мудрствует? То есть не заморачивается? Такое в жизни - сплошь и рядом? Он не сочувствует малышу. не боится за него? И вообще - читателю пофиг читать о том, как умело, настойчиво и с заранее задуманным злодейством действует преступник? Возможно, вы использовали не совсем правильную формулировку, когда делили свои впечатления от рассказа по группам(кучкам - как-то не айс!)
Ну, что мой рассказ с большой буквы не вызвал у вас чувства ностальгии - согласна на все 100.
Глаше: Кинг не ваш автор. А я так хотела поделиться со всеми и с вами, Глаша, своим восхищением творчеством Кинга и именно этим рассказом, в котором талант писателя проявил себя просто блестяще! В рассказе, в малой литературной форме, отразить многое:судьбы, характеры, проблемы мира и в финале обыграть всю историю с включением ужастика и сказки, где зло наказано - верх писательского мастерства! Хотя бы чуточку этого мастерства нам...
И ещё. "Нахалёнок" и "Деда" похоже написаны? "По ощущениям, описаниям, мыслям ГГ"? Можно подробнее, если не лень? А в целом, спасибо за ваши размышления.
Катерина, спасибо за ваш расклад по количеству персов. В рассказе Кинга, действительно, 3 главных героя.
Ирина,вы правы: "читатель погружается в мир героев достаточно глубоко". Это Кинг умеет. Психологизм зашкаливает и бьёт по нервам... В рассказе " Деда" особенно прицельно - ребёнок же - самый главный ЛГ.
Это Вика

От Автора   08.01.2018 16:07   Заявить о нарушении
Профессору с ником товарищ Сухов.
Да, что-то я свалила в кучи все любови… И романтичные, и классовые, и детские, и бабушко-дедушковые, и молодёжно-выбирательные… О! Кучки нарисовались… Конечно, самая настоящая, до потери себя, случилась любовь-болезнь у Симеонова. Чем сильнее любовь, тем горше и печальнее поздняя встреча с предметом своей любви. Тема вечная. Сейчас с интернетом виртуальная любовь бьёт все рекорды. Призраки, иллюзии, фантазии, рождающиеся в наших головах, создают таких героев! Чего по сравнению с Верой Васильевной с её хризантемами стоят борщи Тамары? ТатьянаТолстая изумительно тонко, несмотря на свой ужасный стиль, каким-то образом огранила алмаз в бриллиант и выдала его читателю. Безумно жалко, грустно героя, но Желтковых в нашей литературе и в жизни – тьма. Я читала у Толстой «Кысь». Не понравилось. А за Реку, Ирина, спасибо. На досуге перечитаю.
Вика

От Автора   08.01.2018 16:29   Заявить о нарушении
Вика, пожалуйста, дайте кучкам название и перечислите относящиеся к ним рассказы. Сейчас идет подготовительный этап, мы набираем материал для работы. Чем тщательнее подготовимся, тем легче будет работать. В данный момент вы работаете на всю группу, так что старайтесь.

Мужик Бородатый   08.01.2018 16:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Хиггенс, пока исправляю свои ошибки.
Исходя из предложенных критериев, один рассказ перемещается из кучки «драма» в кучку «трагедия», я говорю о Нахалёнке, где один из важных героев погибает, оставляя прочих страдать.
Итак, мы имеем:
комедии – у Думбадзе и Садомской;
драмы – у Рубиной и Толстой;
трагедии – у Шолохова и Кинга (вот здесь мне очень сильно мешают: во-первых, слово «саспенс», ну да бог с ним, пренебрежём им пока, во-вторых, то, что читатель в моём лице нисколько не сострадает погибшему, ну ладно, предположим, трагедия, сам-то он страдал, пусть и как последний мерзкий инфантильный эгоист, хотя что-то всё равно не так)))

Алиса.

От Автора   08.01.2018 16:56   Заявить о нарушении
Нифигасе... Куда люд подевался? Попробую.
Современная молодёжь и её предпочтения, как мне прочиталось: Светлана Садомская "Пока звучит увертюра"
Ностальжи - Т.Толстая "Река Оккервиль".
Любовь-прощение, понимание. Женщина - жертва любви - Дина Рубина"День уборки".
Любовь старшего поколения к своим внукам - Нодар Думбадзе "Я,Бабушка,Илико и Илларион",возможно, Кинг "Деда".
Любовь с классовым окрасом - Шолохов "Нахалёнок". Как-то так...
Вика

От Автора   08.01.2018 16:59   Заявить о нарушении
Для БМ

Описания природы в рассказе Дины Рубиной «День уборки тесно переплетаются с жизнью Нюры. А она, служанка, – колоритная представительница части простого трудового народа и пока что близка к природе.
Действия рассказа практически не выходят за рамки квартиры, хозяева которой живут в замкнутом мире. Грань между господами и народом ещё не стёрта и эту грань подчёркивают ёмкие описания природы. Причём связаны они только с Нюрой. «Вот только добираться Нюре было далековато - из Мытищ. На электричке, потом на метро с одной пересадкой, а там на автобусе....Время неуклонно тянулось из осени в зиму, и этот день - мутный с самого утра - был, наверное, последней гирькой на весах природы, клонящихся к зиме. Летящий острый дождь то набирал силу, то сникал, как бы раздумывая перейти ему в снежок или еще потянуть эту осеннюю волынку».

Сравните: - Господи, опять! - пробормотала Галина Николаевна, тоскливо глядя ей вслед. Вздохнула и перевела взгляд в окно.
Окно кухни выходило на унылый пустырь - обычный пейзаж новостроек. Редкими прутиками торчали недавно высаженные деревья, дыбились замерзшие комья грязи. За пустырем тянулось шоссе, по нему проезжали не торопясь желтые, игрушечные отсюда "икарусы". За окном - чуждое и неприятное: «Да, осень сегодня клонилась к зиме. К вязкому серому небу прилипли бурые пласты облаков, как будто некто гигантский прошелся в грязной обуви и наследил».

А вот Нюра возвращается домой. На углу, в световой трапеции фонаря, моросил мелкий суетливый снежок.
Почему-то именно здесь, почти дома, возле длинного серого забора, Нюре всегда казалось, что вот она свалится сейчас прямо на дороге, свалится, раздавленная грузом целодневной усталости, и останется лежать в блаженном безразличии к проезжающим машинам, к клиентам, записанным на завтра, к собственным детям… На фонарном столбе сидела лохматая носатая ворона и над чем-то мрачно хохотала. Ворона была похожа на одного известного композитора, у которого Нюра убирала регулярно через среду».
Характерно окончание рассказа: «А кутерьма снежинок за окном становилась все сумбурней. Сухие белые крошки снега бились о стекло настойчиво и исступленно, словно хотели ворваться в дом, вмешаться, внести ясность... Может, знали что-то такое, что неведомо было людям. Или наоборот - не знали ничего, а просто безудержно и смятенно хотели жить, жить, не загадывая наперед о своей судьбе, не ведая ее».

Должна признаться, этот рассказ для меня – логическое продолжение «Реки Оккервиль». В первом – холостяк Семеонов, придумавший любимую, похожую на барышень начала двадцатого века, чтобы удрать от несимпатичной действительности. Во втором – интеллигентная семья, отгородившаяся стенами своей квартиры от лишенной иллюзий реальности. И в обоих – природа, похожая на живое существо, которое обитает рядом с людьми и, так или иначе, вбирает в себя черты людей, черты эпохи.
Наверное, пора остановиться.

Вике.
Если бы мальчик катался в парке без дедушки, как в рассказе, с ним бы могло произойти то же самое, что и перед торговым центром. А дедушка пошёл купить внуку игрушку- «Трансформер» и принести ПОПИТЬ, не воду, вампиры не пьют воду.
Читатель – это я, а потому уже в самом начале с руками и ногами в рассказе, мне не до размышлений, я чувствую беду, напряжение, и не использую слово «равнодушный», «пофиг», я «не мудрствую», а превращаюсь в мальчика, потом в Деда и уничтожаю мерзкого похитителя. Добавлю лишь – Кинга обожаю давно.

Для БМ

Садомская и Кинг в одной группе только по этому критерию: окружающая обстановка практически не имеет значения, то есть она может быть любой. Объединила так, потому что для остальных рассказов – не так. Любовная история Садомской, равно как и события рассказа «Деда» могут произойти практически в любой стране, в любой местности. Я говорю о том, что в них важен ход событий.

От Автора   08.01.2018 17:15   Заявить о нарушении
Алиса, хочу вас немного попутать. Кроме трагедии, драмы, комедии, выделяют еще мелодраму (драматическое произведение с преобладанием в сюжете внешне ужасного и чувствительного, сентиментального). Будете перегруппировываться?

Мужик Бородатый   08.01.2018 17:16   Заявить о нарушении
выступала Мари.

От Автора   08.01.2018 17:17   Заявить о нарушении
Вике. Любовь с классовым окрасом - это точно "любовь нашего народа к родной коммунистической партии". Название группы поменять не хотите? Нет, так нет, только подтвердите, что, по вашему мнению, в центре сюжета "Нахаленка" общественная драма, не личная.

Мужик Бородатый   08.01.2018 17:20   Заявить о нарушении
Мари, спасибо за подробное разъяснение. Я ваш резон понял. Попрошу вас переформулировать название групп, акцентировав внимание на роли места действия. Формальность, но она нам понадобится.

Мужик Бородатый   08.01.2018 17:23   Заявить о нарушении
А теперь я попробую определить в двух словах, о чём рассказы.
Светлана Садомская – нет, не соглашусь, не о любви, скорее о её ожидании и поиске;
Стивен Кинг – я бы сказала «преступление и наказание»))) о возмездии;
Татьяна Толстая – да, о любви, но любви придуманной (Гранатовый браслет никто не отменял))), к некоему идеальному образу, и при непопадании образа реального в идеальный – крушение любви, так сказать, обманутые надежды;
Дана Рубина – о любви слепой, не взирая, всё понимает Лина, не хочет понимать – обманутые надежды;
Михаил Шолохов – мне кажется, здесь что-то о долге, о взрослении, о принятии на себя обязательств;
Ну и Нодар Думбадзе – безоблачное детство, синее-синее небо с редкими-редкими облаками, полная безмятежность.
А теперь я попробую объединить. Ёлки, получается всё то же самое.
Безмятежность – Садомская и Думбадзе;
Обманутые (несбывшиеся) надежды – Рубина и Толстая;
Преступление-наказание – Кинг и Шолохов.
Ёлки! И стоило огород городить?

Алиса.

От Автора   08.01.2018 17:30   Заявить о нарушении
Ирина разговор видит, но технически на связь сможет выйти около 21. К сожалению.

От Автора   08.01.2018 17:30   Заявить о нарушении
Я не из пугливых)))
Мелодрама вроде как должна счастливо заканчиваться, нет?

Алиса

От Автора   08.01.2018 17:35   Заявить о нарушении
МБ, личная трагедия в "Нахалёнке".
Вика

От Автора   08.01.2018 17:37   Заявить о нарушении
Могу Садомскую переместить в комедийную мелодраму)
Алиса.

От Автора   08.01.2018 17:42   Заявить о нарушении
Алисе. Да, мелодрама - это драма без трагедии. Такой синтетический жанр. Вы можете от него отказаться. Я же предупредил: я вас путаю. Проверяю вашу твердость :)

Мужик Бородатый   08.01.2018 17:42   Заявить о нарушении
Вике. Опять не понял. Если драма личная, то кто кого любит с классовым оттенком?

Мужик Бородатый   08.01.2018 17:44   Заявить о нарушении
Не уверена, что смогу появиься до десяти часов.
Алиса.

От Автора   08.01.2018 17:49   Заявить о нарушении
Оставим пока, как есть: драма, трагедия, комедия.
Алиса.

От Автора   08.01.2018 17:51   Заявить о нарушении
3. Роль места действия и окружающей среды.

А) Рассказы, в которых описания природы тесно переплетаются с жизнью людей, являясь своеобразным персонажем:
Татьяна Толстая, «Река Оккервиль»; Дины Рубина, «День уборки».

Б) Тут внешний мир не выражает душевного состояния героев, но создаёт соответствующее тону рассказа настроение:
Михаил Шолохов, «Нахалёнок», Нодар Думбадзе, «Я, Бабушка, Илико и Илларион».

В) Место действия практически не имеет значения, то есть оно может находиться где угодно:
Светлана Садомская, «Пока звучит увертюра», Стивен Кинг, «Деда».

Я правильно вас поняла?
Мари

От Автора   08.01.2018 17:56   Заявить о нарушении
Алисе. Ok.
Мари. Вполне внятное деление, спасибо.
.
И продолжаем, дамы, продолжаем делить и распределять :)

Мужик Бородатый   08.01.2018 17:59   Заявить о нарушении
Задание №2
Герой в кадре и за кадром.
Во-первых, что общего. В кадре герой или за кадром - герой тот, кто движет сюжет. В кадре – присутствием и непосредственным воздействием (поступки, мысли) на остальных персонажей или непосредственно на читателя.
За кадром – тем, что уже совершил или может совершить.
Герой за кадром более интересен. Первое, что приходит в голову – это «Событие» Набокова, где сюжет строится на ожидании возвращения из тюрьмы Барбашева. Ждут, как домоклов меч, вытряхивая из шкафов скелеты и грязное белье. Даже самоё нутро выворачивают наружу. Барбышев, так и не появившись, без сомнения является главным героем прои.
Но, как я понимаю, надо отталкиваться от рассказов, представленных на странице. Поэтому возвращаюсь к рассказу Рубиной.
За кадром в рассказе остаются 5 персонажей. Почивший Владимир Федорович, дети Нюры, сын Лины и её же возлюбленный – он же единственный, кого можно назвать героем. Остальные призваны показать характер и внутренний мир каждой из женщин, находящихся в кадре, но к продвижению сюжета никакого отношения не имеют. Поэтому являются второстепенными персонажами за кадром.

Другое дело - возлюбленный. В рассказе нет описания его внешности, даже имя его не упоминается. Мы только знаем, что он занимается спортом, что – очень талантлив, что заваливал Лину письмами, доставал телефонными разговорами – просил приехать. А когда та откликнулась на его долгие просьбы – стал уклоняться от встречи. Так вырисовывается образ деятельного настойчивого мужчины, увлекающегося женщинами из спортивного интереса. Как только добивается своего – она перестает быть ему интересна. Он уверен в себе. Знает, что, не дождавшись приглашения, она сама поедет к нему и оставляет записку, хотя мог бы позвонить. То есть именно он создает основной конфликт произведения, и соответственно – является героем, который оставаясь за кадром, двигает сюжет.
Теперь хочу обратиться к рассказу Шолохова «Нахаленок». Здесь героем за кадром является Ленин, но не как реальный персонаж, а как возведенная на пьедестал мечта о добром волшебнике.

Теперь герой взрослый и герой ребенок.
Комбинации в таком сочетании будут зависеть от того, для кого предназначено произведение.
Варианта три. 1 – для детей, 2- для взрослых, 3 – для семейного чтения.
В первом случае ребенок должен быть героем произведения, способ подачи: от первого лица, очень хорошо – от второго (садись, дружок, я расскажу тебе сказку…) и, конечно же, от третьего. Здесь, чем младше ребенок, тем приближеннее к персонажу должна быть точка видения.
Взрослый в этом варианте может играть роль воспитателя, охранника или злодея – в любом случае все его интересы и действия направлены на ребенка.
В варианте образ ребенка в прои для взрослых - это или герой в детстве или персонаж, который является катализатором поведения взрослого; или провокацией на какие-либо действия; или для смены настроения; или когда надо усилить трагизм или наоборот разрядить ситуацию - как описание природы, например ( шучу).
Семейное чтение – см. вариант 1 плюс героем может быть целая семья. Точка видения может быть отдалена максимально.
Катерина

От Автора   08.01.2018 18:04   Заявить о нарушении
Вике. Расклад по количеству персов предлагал профессор))
Катерина

От Автора   08.01.2018 18:17   Заявить о нарушении
Катерина, спасибо, понял вас.

Мужик Бородатый   08.01.2018 18:22   Заявить о нарушении
Мари, требуется еще уточнение.
Вы писали:
\\2. рассказы-рассуждения, психологические:
Татьяна Толстая, «Река Оккервиль»; Дины Рубина, «День уборки».

В этих читатель следит за разворачивающимися событиями, не мудрствует:

Нодар Думбадзе, «Я, Бабушка, Илико и Илларион», Светлана Садомская, «Пока звучит увертюра», Стивен Кинг, «Деда».

Отдельно стоит Михаил Шолохов, «Нахалёнок», поскольку тут есть возможность стать на чью-то из противоборствующих сторон, начать рассуждать о нынешней исторической ситуации, искать аналогии, делать умозаключения.//

Назовите группы, пожалуйста.

Мужик Бородатый   08.01.2018 18:34   Заявить о нарушении
Профессору

2. Динамика и социальная направленность в рассказе.
А) Неспешные психологические рассказы-рассуждения:

Татьяна Толстая, «Река Оккервиль»; Дины Рубина, «День уборки».

Б) Увлекательные, динамичные, остросюжетные рассказы, не позволяющие читателю отвлекаться от хода событий:
Нодар Думбадзе, «Я, Бабушка, Илико и Илларион», Светлана Садомская, «Пока звучит увертюра», Стивен Кинг, «Деда».

В) Эмоционально окрашенный рассказ о классовом противостоянии в обществе.
Отдельно стоит Михаил Шолохов, «Нахалёнок», поскольку тут есть возможность стать на чью-то из противоборствующих сторон, начать рассуждать о нынешней исторической ситуации, искать аналогии, делать умозаключения.

Мари

От Автора   08.01.2018 19:10   Заявить о нарушении
Мари, спасибо

Мужик Бородатый   08.01.2018 19:40   Заявить о нарушении
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ

Опубликованы итоги наших раскладок http://www.proza.ru/2018/01/08/1973

Справочная информация, к которой будем обращаться по мере надобности.
Здесь продолжаем обсуждения. Еще есть идеи? Кто не ответил на мои вопросы, ответьте, пожалуйста.На группировку у нас есть еще 2 часа, затем новое задание и новые темы для бесед.

Мужик Бородатый   08.01.2018 20:04   Заявить о нарушении
Это Ирина(неожиданно возникли технические проблемы, решаю)

///А вот «втянулся ли с потрохами или смотрел со стороны» требует обоснования. Попробуйте развернуть эту часть.///

Я бы переформулировала так:
сопереживает читатель герою или нет
Нахалёнок
первая четверть или треть рассказа написана в настоящем времени, т.е. действие происходит здесь и сейчас и отсюда читатель просто наблюдает за мальчиком, не сопереживает, читатель=внешний наблюдатель.
до эпизода со свиньёй: здесь происходит включение читателя, т.к. ребёнка наказали несправедливо. и дальше с возвращения отца повествование идет уже из головы=с точки зрения ребёнка, его видение и т.д.
читатель включается и переживает.

Деда
начало нейтральное, читатель начинает сопереживать/включаться в моент, когда понимает, что ребёнку грозит опасность.
но сопереживание это иного рода: если в первом случае сочувствие и включение идёт по нарастающей, то у Кинга сопереживание становится тревожным, переключаясь сначала на мгновение(краснота глаз) на взрослого, затем всё переворачивается с ног на голову.
и читатель не просто следит за перипетиями сюжета, сколько решает задачи логические, он понимает, что его обманывают и обманывают виртуозно.

Река
с самого первого предложения читатель втянут в описание города, описание это выпуклое, многомерное, многоплановое. Сравнения неожиданные, читателя подводят к объяснению того, отчего у обыкновенного человека возникает настоятельная необходимость достать патефон и т.д. Заметим, что не каждый день эта необходимость случается. а именно при наступлении зодиака в знак Скорпиона - а поздняя осень есть период депрессивный.
не находите, что по осени обостряется угнетённое состояние - нет солнца и мокрые ветрА и некуда деться.
знакомо каждому, верно?
и читатель примеряет на себя и - попадается на крючок.

От Автора   08.01.2018 20:59   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо.
.
Новое задание http://www.proza.ru/2018/01/08/2316

Мужик Бородатый   08.01.2018 22:12   Заявить о нарушении
Это снова Ирина с попытками группировки:

Давайте рассмотрим такой ещё аспект: авторы ставят в своих произведениях некие проблемы и решают или не решают их(помним, что автор обязан поставить проблему, но не обязан решить её).

Садомская: проблема = героиня в поиске спутника жизни.
Проблема решена.

Рубина: проблема = героиня(Лина) также ищет спутника жизни, она его нашла, но спутник не идёт на контакт. переиначим: героиня решает проблему женского одиночества.
проблема не разрешена.

Толстая: с одной стороны проблемы одиночества как бы не существует у героя - ему комфортно в одиночестве, с другой, хотелось бы, чтобы и предмету обожания было тоже... осчастливить нужно! и в результате герой получает "козу в доме"(утрирую).
тогда получается, что поставленная автором задача - хорошее есть враг лучшего решена. и всё же я склоняюсь к тому, что здесь проблема больше поставлена, чем разрешена.

Кинг: перед героем стоит проблема вернуть долг любыми средствами. не получается.
но если взглянуть с точки зрения преступления и наказания, то проблема разрешилась. на ум приходит эффект бумеранга.

Шолохов: поставлена проблема выбора в классовой борьбе.
проблема решена.

Думбадзе: здесь я пока не определилась, какая проблема поставлена по первой из историй. если только эпизод с врачом, но не знаю... мне кажется, надо смотреть не по частному, а по целому.

по итогу:
проблема поставлена и решена: Садомская, Кин и Шолохов.
проблема поставлена и не разрешена: Толстая, Рубина
Гумбадзе - вне групп.

От Автора   09.01.2018 14:57   Заявить о нарушении
поправлюсь: выражение "хорошее есть враг лучшего" следует читать так: лучшее враг хорошего"

и не Кин, а КинГ, конечно

От Автора   09.01.2018 15:01   Заявить о нарушении
Ирина, здравствуйте. Интересная группировка. Перенесем в общий файл. Продолжайте думать :)

Мужик Бородатый   09.01.2018 19:29   Заявить о нарушении