Маленькая история любви двух больших людей

Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении.
(Антуан де Сент-Экзюпери)

Хочу рассказать о своей свекрови. Этот рассказ не только о ней, но и о большой настоящей любви в ее жизни.
Она была очень скромной, ее лицо излучало доброту, глаза были умными, походка неслышной, голос тихим и глубоким. От нее веяло теплом и любовью. Никогда я не слышала, чтобы она повышала голос, даже если была возмущена или рассержена. Она всегда улыбалась, идя навстречу людям, и это всегда вызывало доверие. Может, поэтому я почти сразу стала называть ее мамой…
Я всегда восхищаюсь ею, не только потому, что она очень известный человек в музыкальном мире Казахстана, но и Мама большой семьи. Ее талант и трудолюбие сделали свое дело. Она была ректором Алматинской консерватории имени Курмангазы, депутатом Верховного Совета КазССР. Но самое главное: она – первая в Казахстане женщина-композитор, которая писала классическую музыку. Она создала четыре оперы, три балета, три оратории, пять кантат, пятнадцать камерных сочинений, концерт для скрипки с оркестром, музыку к спектаклям и кинофильмам и многое другое.
Газиза Жубанова родилась 2 декабря 1927 года в селе Жанатурмыс Мугоджарского района Актюбинской области в семье известного композитора Ахмета Куановича Жубанова, который по праву считается основоположником казахской профессиональной музыки. В семье Газиза была старшим ребенком, кроме нее были еще два брата и две сестры. Газиза с детства обожала музыку и еще маленькой сочиняла музыку сама. В голове у нее всегда звучала какая-нибудь мелодия. Когда она окончила школу с золотой медалью, перед ней не стоял выбор, кем стать в будущем. Она с детства мечтала стать композитором. Ее идею поддержал отец и посоветовал ей ехать в Москву. Только там она могла получить блестящее образование, которое ей было необходимо для развития своих уникальных способностей.
В 1949 году после успешного окончания музыкального училища имени Гнесиных она поступает в Московскую консерваторию имени Чайковского. Там Газизе посчастливилось учиться у самого Ю. А. Шапорина. Он тоже разглядел в ней одаренного композитора. Ему очень нравились ее трудолюбие, напористость и большое желание писать сложные музыкальные произведения. Газиза тяготела к классике, ей удавались симфонии, кантаты и пьесы. Она выделялась среди сокурсников неподдельной серьезностью и трудолюбием.
Несмотря на свою большую занятость, Газиза находила время для общения с земляками-студентами. В один из праздничных вечеров она познакомилась с интересным, красивым юношей. Молодого человека звали Азербайжан, друзья ласково звали его Азик. С ним она могла говорить на самые разные темы. Их объединяла любовь к Родине и искусству. У него тоже были большие планы на будущее, и он их связывал только с Казахстаном. Азербайжан учился на режиссера в ГИТИСе.
Они общались, гуляли, разговаривали. Незаметно их общение переросло в большое чувство. Вместе они стали задумываться о том, чтобы построить семью. И главное, они не спорили, а поддерживали планы друг друга. Их духовное единение перекликалось с большой любовью. Мысленно Газиза уже не представляла себя без Азика. Заочно она уже полюбила его семью, о которой он рассказывал: об отце, который погиб на войне, о матери, сестре.
Они встретились в Москве и полюбили этот город. Неслучайно их любимой песней стала «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве». В этом городе у них появились цель и смысл жизни, любимые педагоги, друзья. Здесь же решили оформить свои отношения. Вскоре родилась первая дочка – Дина. И после получения дипломов они засобирались домой.
Семья Газизы приняла нового члена семьи с радостью, хотя у Азербайжана был непростой характер – независимый и дерзкий. Он родился и вырос в России – в селе Паласовка Волгоградской области. Азербайжан рано лишился родителей, во время войны потерял их обоих. Все родственники остались в России. Он же последовал за любимой на свою историческую родину. Узнавал народные традиции и обычаи. Особенно ему полюбилась казахская классика. Впоследствии он поставил много спектаклей на основе произведений известных казахских писателей: Ауэзова, Мусрепова, Майлина, Мухамеджанова.
В 35 лет он уже хорошо знал казахский язык, его сложные обороты и двойственные значения некоторых слов. Это нужно было ему, чтобы читать книги казахских авторов в оригинале. Были трудности в работе, не только языковые. Ведь он изучал русскую театральную школу, и его спектакли носили отпечаток великих русских театральных постановок. Спектакли в новой интерпретации были не просто интересными, они вызывали восхищение казахского зрителя!
Газиза много работала. Днем преподавала в консерватории, ночью писала музыку. Будучи ректором Алматинской консерватории, много времени отдавала Союзу композиторов КазССР, была его председателем. А еще находила время для детей. За время своего становления как композитора она родила и растила пятерых детей: Дину, Алию, Алиби, Адая и Ахана. Никто не задумывался, как она все успевает. И ей некогда было об этом размышлять, ведь нужно было еще и в оперном театре работать: постановки балетов и опер, концерты, премьеры… Когда муж обратился к ней с просьбой, что к его спектаклям нужна музыка, та, которая бы верно доносила характер героев и сцен, Газиза, не раздумывая, спешила помочь мужу. Почти всю музыку к его спектаклям написала она, а впоследствии и сын Алиби включился в эту работу. Время менялось, менялись и люди. А сын вносил свежую струю революционно-новых мелодий. К слову, дочери тоже стали музыкантами, они пианистки.
Алиби – композитор. Адай не захотел пополнить череду музыкантов, выбрал свой путь. Аханчик ушел из жизни очень рано, в детском возрасте, это было очень большое горе для всей семьи. Газизу спасала музыка, которая не давала ей захлебнуться горем, почти все свободное время она проводила в своем кабинете, за роялем…
Также много времени она уделяла и общественной работе. После встречи с героем-космонавтом Валентиной Терешковой, став ее заместителем в Комитете советских женщин, она возглавила республиканский фонд «Милосердие»: помогала детским домам, больницам, находила средства на лечение безнадежных больных, оказывала большую поддержку развитию дружеских отношений Италии и Советского Союза, ведь Газиза еще возглавляла Казахское общество дружбы. В 1970 году она стала лауреатом Государственной премии КазССР в области классической музыки.
Глядя на нее, я поражалась, как она все успевает? Днем на работе, дома готовит ужин, нянчится с внуком, беседует с мужем, смотрит футбол по телевизору, ночью пишет музыку.
По всей видимости, большая напряженная жизнь оказала свое действие: в 1993 году Газиза тяжело заболела. Болезнь легких давила, не давала не только работать, но и просто дышать. Пришлось лечь в больницу. Но и в больнице улучшение было совсем маленьким, можно сказать, ничтожным. Необходим был аппарат для поддержания легких. В то время его еще не было даже в Совминовской больнице. Наш Президент Нурсултан Назарбаев, узнав об этой проблеме, привез из Москвы аппарат для вентиляции легких специально для лечения Газизы. Большое ему человеческое спасибо, семья это никогда не забудет!
Азербайжан не находил себе места. Он не представлял своей жизни без Газизы: она была не только любимой женщиной и матерью его детей, но и единомышленником, соратником и единоверцем. Азик не знал, что он еще мог бы сделать для Газизы, кроме того, что ходил к ней в больницу по два раза в день, приносил неожиданные сюрпризы и цветы. Захотев поднять ей настроение, поехал в чековый магазин «Березка» и купил ей новое пальто, она ведь сильно похудела! Газиза улыбалась, глядя на мужа, детей, любимых внуков. Новое пальто не суждено было ей надеть. Она тихо ушла ночью, во сне, думая лишь о своей семье, о музыке, которую хотела написать. Под ее подушкой нашли последнее послание любимому Азику: романс на слова Марины Цветаевой «Из травы я взлетела»…


Рецензии