На кладбище

Не зря люди говорят: "у страха глаза велики". Можно бы ещё добавить: и богатая фантазия. И чего только не привидится человеку с испуга! Наше воображение словно только и ждёт подходящего случая, чтобы проявить себя в полную силу. Ему только дай повод...уж оно разгуляется...такие замысловатые картины нарисует,  что не приведи Господи...сам себе дивишься, на что способно твоё воображение.
Так говорила моя бабушка, когда описывала один презабавный случай, который произошёл с ней однажды в детстве. Всё это могло бы показаться выдумкой, если бы не было правдой. Когда я впервые услышала этот рассказ, я была ещё ребёнком и мне было очень страшно. А бабушка говорила, что это теперь, спустя много времени, она вспоминает этот случай с улыбкой, а тогда ей было тоже было совсем не до смеха...
Итак, уважаемый читатель, постараюсь описать этот случай так, как он запомнился мне со слов бабушки.
"Ох, какими же суеверными были люди раньше...Много ходило исстари в народе всяких баек про покойников, разную нечисть и привидения. Народ был малограмотный, тёмный, верил всяким нелепым слухам. А некоторые шутники этим пользовались, и всё время придумывали какие-нибудь ужасы, чтобы подшутить над кем-то из слишком доверчивых слушателей. А меня уже с детства не страшили эти суеверия про чертей, покойников, которые встают их могил, вурдалаков и прочую нечисть. Я считала это чистой выдумкой. Учась в школе, я стремилась побольше узнать обо всём, как устроен мир и человек, хваталась за каждую книжку и почти всё своё свободное время проводила за чтением. Сама себе удивляюсь, но уже с детства я любила рассуждать обо всём сама, полагалась только на свой рассудок и здравый смысл и никогда не верила слухам и досужим вымыслам.
Бывало, соберёмся с ребятами и начинаются такие истории одна хлеще другой...я смеюсь, а они смотрят на меня в недоумении. "Ты что, не боишься?" "Нет, - говорю, -вовсе не боюсь". "И покойников не боишься?" "А чего их бояться,- говорю,- ведь они же - покойники." "А ночью одна пойдёшь через кладбище?" "Пойду",- говорю. "Ну да,- сказал Васька, - так мы тебе и поверили...". "Не верите - не надо, а я всё равно пойду",- сказала я. "А давай на спор, что не пойдёшь!" - сказал Васька. "Давай, - уверенно отвечаю,- пойду".
Жила я тогда с родителями и младшими братьями в селе Поливанове Пензенской губернии, а училась в городе Керенске. От города до села было километров двадцать пять. Окончится учебная неделя и я отправляюсь на выходные домой пешком. А после выходных, также пешком возвращаюсь в город. Путь был дальний, дня мне всегда не хватало и часто приходилось добираться до места уже впотьмах.  До села было две дороги: одна длинная, идти надо было всю ночь и приходить домой только под утро, другая - покороче. Этот более короткий путь лежал через сельское кладбище. Сельские жители боялись ходить через кладбище по многим соображениям. Во-первых, из-за суеверий, а во-вторых, из-за боязни встретиться с какими-нибудь лихими людьми, грабителями и прочими, которых в то время немало шаталось по дорогам и на кладбище, среди могил, они часто устраивали себе пристанище или ночлег.
Родители всегда переживали за меня, мама места себе не находила, когда я в очередной раз отправлялась в дальние путешествия. Но другого выхода не было. Возить меня из города и обратно было некому. Наша лошадь, как и все другие, была всегда занята по хозяйству. А просить кого-то было неловко, затратное это дело - поездки и теперь и раньше...Односельчане ахали, да охали, что я, почти ребёнок, хожу одна так далеко. -Ты что же, Степановна, разрешаешь Анютке ходить одной по ночам?- упрекали они мою мать. - Вон ведь недавно у соседей Тишку ограбили. Всё отобрали, и кафтан сняли. Почти голый, еле живой до дому добрался. Да и волков кругом полно. Вон, за Сёмкой из Крутовки волк увязался, а у него ружьё заклинило, а волчище-то, дьявол, не отстаёт, так и чешет за ним...Начал кричать громко, руками махать, хорошо соседские собаки со стадом и пастухом поблизости были, залаяли, пастух пальнул в волчище, не попал, так хоть напугал. Мама тяжело вздыхала, говорила, что и рада бы не пускать, да как же быть-то, если не пускать, дочь весь год до лета родного дома не увидит. - Я же уже почти взрослая, - говорила я.- Я - ловкая, сообразительная, быстро бегаю, хорошо знаю дорогу и вообще никого не боюсь. Мама бывало, опять вздохнёт, обнимет меня, прижмёт к себе. -Знаю, скучаешь ведь по дому, да и мы по тебе скучаем. Знаешь, как переживаю, сама не своя...Ты уж, дочка, через кладбище-то не ходи ни в коем случае... Успокою мать, скажу, что буду очень внимательной, постараюсь идти быстро, чтобы в потёмках не пришлось долго пробираться. Встану рано-рано и побегу.
И вот, как подходят снова выходные, возьму с собой узелок с лепёшками, или пирожками и иду. Мне действительно приходилось передвигаться почти бегом. Пробегусь, устану, перейду на шаг, а сама смотрю на солнышко. А оно прямо на глазах всё ниже, ниже опускается. Стараюсь из виду его не терять. Отдохну немного - и снова бегу. Солнце - мой союзник и помощник. Оно меня подбадривает своим сиянием, и  мне гораздо легче идти. Ноги устают, но посмотрю на солнце - и сил прибавляется. Но вот солнышко, посветив положенное время, уходит на покой. Вот уж край его коснулся горизонта, вот до половины скрылось и вот совсем исчезло.
И снова меня настигает ночь.
Как-то раз, иду привычной дорогой, уже в потёмках. На небе показались голубовато-зеленоватые точки - звёздочки. Луна то появится в полном сиянии, то снова скроется за облака. Становится прохладно. Застегнула кофту, завязала на шее узелком платок и иду. Дошла до кладбища. Дорога расходится. Подумала немного и решилась идти через кладбище. Подходя к кладбищу невольно замедляю шаг. Становится как-то не по себе. Подхожу и всё время повторяю себе: "не бойся...покойники не могут вставать их могил, потому что эти люди умерли и значит, их больше нет на свете...все рассказы о том, что они встают из могил - чистейший вымысел.  Кроме деревьев да могил здесь ничего нет. Бояться надо не мёртвых, а живых».
Я действительно, помня предупреждения взрослых, очень боялась повстречаться с каким-нибудь разбойником или бродягой. На кладбище было ещё темнее...повсюду кресты, кресты...заросли кустарника и деревьев были такими густыми, что приходится с трудом продираться сквозь них. Осторожно раздвигаю ветки руками и иду. Поранилась о какой-то сучок, наскоро приложила листик к ранке и иду дальше. Тихо, только ветер шелестит, деревья поскрипывают. Когда луна спрячется - кругом мрак кромешный, боязно шагу ступить...А когда опять покажется, ещё страшнее становится от того, что повсюду качаются какие-то странные причудливые тени...Ветер подует - деревья шумят, ветки начинают шевелиться, как будто крючковатые пальцы отовсюду тянутся...боязно как-то...Это днём тут не страшно, а ночью сама тишина тут становится призрачной, зыбкой, и кажется, что за каждым кустиком или деревом кто-то прячется.
Вдруг…что такое? В нескольких метрах впереди, среди густых зарослей, замечаю какое-то движение …Сначала я подумала, что это ветки качаются на ветру. Но какая-то смутная тревога пробежала внутри. Я встала, как вкопанная и вся обратилась в слух и зрение. А вдруг это – не ветки? Темень такая, что ничего не видно и в трёх шагах. Напрягаюсь изо всех сил, до боли в глазах вглядываюсь в темноту, прислушиваюсь.
Там, впереди, между зарослями, вдруг что-то взметнулось вверх…вот опять… это было похоже на взмах человеческой руки… Вдруг мой обострившийся слух уловил сначала какой-то слабый шорох…,а потом странные звуки. Звуки эти были похожи на то, как будто кто-то что-то грыз и в это время громко всхрапывал: "хррпп…хррпп..."
Тревога моя ещё более усилилась. Что там? Или кто? Когда эти движения и звуки повторились снова, я поняла, что это – не человек, а нечто странное, объяснить которое я пока не могла. Но разглядеть издали, да ещё впотьмах это нечто было невозможно.
Помимо моей воли, лихорадочно заработала моя фантазия, и в голову опять полезли всякие страшные рассказы, которые так любят слушать дети перед сном, укрывшись одеялом. «Да, вот им там хорошо, - подумалось мне, - они бы вот сейчас тут постояли, наверное бы точно умерли со страха». А вдруг это и в самом деле…вдруг всё это – правда…Ужас мгновенно охватил меня, всё внутри похолодело…чувствую - страх начинает овладевать мной до кончиков волос… Я совершенно растерялась… Боже мой, что мне делать? Куда деваться?! Я готова была сорваться с места и бежать без оглядки куда глаза глядят и не могу - ноги словно приросли к земле… Я уже готова заплакать… И зачем только я пошла через кладбище? Если кто-то хоть раз попадал в критические ситуации, тот знает, насколько жалким и беспомощным существом чувствует себя в этот момент человек. Кажется, что с тобой вот-вот случится самое страшное и никто на свете тебя не спасёт.
Но я всё-таки пытаюсь взять себя в руки, собраться с мыслями, смирить дрожь во всём теле и внутренним голосом повторяю: "не бойся...стой и смотри... успокойся, это не мертвец, они лежат в могиле и не встают, а чертей, леших, кикимор и привидений не бывает". Но всё моё существо словно отказывается слушаться меня, в моём мозгу происходит отчаянная борьба… мысли начинают путаться и словно сражаться друг с другом. Одни говорят: «а вдруг это и в самом деле покойник, может не зря все эти вековые байки, может всё это и в самом деле бывает…» А другие им в ответ говорят: «Чушь какая! Никакой это не покойник и не привидение, что за вздор!»
А между тем там, в кустах, на какое-то время всё затихло. Стою и выжидаю, и не могу ни на что решиться. Вдруг опять…о,Боже…шорохи, хруст веток…взмахи…и «хрррппп-хррр-ппп…»
А луна, как нарочно, чтобы ещё больше напугать меня, то выглянет, то снова спрячется, и ветер вдруг как налетит, ветки как закачаются, заскрипят…Гнетущую тишину ночи перекрывает, как колокол, только стук моёго сердца… Неизвестность - вот что больше всего сейчас пугало меня.
И вдруг, над всей этой «толкотнёй» моих мыслей взял верх голос разума, и так повелительно и громко зазвучал внутренний голос: "Семи смертям не бывать, одной – не миновать. Иди вперёд, и будь что будет!" Это был словно приказ Свыше. Приказ к действию.
И словно исполняя этот приказ, невероятным усилием воли я нашла в себе мужество и сделала несколько шагов вперёд...потом ещё...Иду потихоньку, как можно тише, осторожно раздвигая ветви, а сама всё  присматриваюсь, прислушиваюсь...Наконец, я подошла почти вплотную к зарослям, в которых двигалось это таинственное нечто…словно какая-то сила влекла меня туда, где находится этот незнакомец, и словно что-то говорило мне: «ты уже не сможешь повернуть назад, если решила, иди до конца», и я уже ничего не смогла бы сделать, чтобы удержать себя…
И вот я уже отчётливо слышу чьё-то тяжёлое дыхание…уже совсем близко…и совсем отчётливо этот хрустяще-хрипящий звук: "хррпп...хрррппп..."
Внезапно, совсем рядом со мной из-за густых зарослей показалась чья-то большая голова с огромными ушами...
Я вздрогнула и инстинктивно отпрянула назад...в то же мгновение почти прямо на меня из кустов вышла...лошадь! Самая обыкновенная лошадь! Это "явление" было настолько неожиданно, что в первый момент я не могла поверить своим глазам, и стояла, как поражённая током, не в силах шелохнуться. И только когда на меня пахнуло пряным ароматом свежей сочной травы, и такой специфический, лошадиный запах ударил мне в нос, я словно очнулась. Так вот кто, оказывается, меня так напугал! И тут на меня нахлынуло такое смешение чувств... Мне хотелось и заплакать и громко рассмеяться одновременно. Заплакать от нервного потрясения, которое, несмотря на мой твёрдый характер, пережил мой организм, а рассмеяться - потому что принять безобидное, мирно пасущееся животное за... ужасного мертвеца или вурдалака - ну разве это не смешно?
А лошадь, как ни в чём не бывало, стояла рядом со мной и при ярком свете луны мне удалось хорошо её рассмотреть. Это была "старушка", костлявая, с отвисшими губами, выступавшими по бокам рёбрами, и «залысинами» на холке от хомута. Передние ноги у неё были спутаны, и она передвигалась небольшими прыжками. Время от времени она поднимала голову, напрягала уши, словно прислушиваясь к чему-то, и высоко взмахивала своим длинным хвостом, отгоняя насекомых. "Так вот что, оказывается, двигалось в темноте  - лошадиный хвост!" -догадалась я. Это движение издалека в темноте так было похоже на взмах человеческой руки!
Увидев меня, лошадь ничуть не смутилась. Она только бегло, скосив глаз, посмотрела в мою сторону, шумно выдохнула, широко раздувая ноздри, и как ни в чём не бывало продолжала с аппетитом жевать сочную траву, которая в изобилии водилась на кладбище. Во время жевания она немного всхрапывала и издавала тот самый хрустящий звук: "хррпп-хрррппп..." .
Переполненная впечатлениями, я пошла дальше, всё крепче уверяясь в мысли о том, что в любой ситуации, какой бы безнадёжной и страшной она ни казалась, ни в коем случае нельзя поддаваться панике, терять присутствие духа...напротив, надо взять себя в руки, и сохранять здравый смысл. Этого принципа, усвоенного в детстве, я придерживалась на протяжении всей своей жизни.
Придя домой я рассказала родным своё приключение. Мама, конечно, отругала меня и потом долго на меня сердилась, за то, что я её ослушалась, и всё-таки пошла через кладбище, говорила, что я отделалась лёгким испугом. Мама, хотя и не была столь суеверной, как другие, но тоже предпочла бы не идти через кладбище поздно ночью, даже в силу необходимости. Видимо, такова уж натура человеческая... Вскоре я прочитала у Пушкина стихотворение "Вурдалак" и воскликнула сама себе: "как верно подмечено! Ведь так всё и бывает на самом деле!" Потом вместе с соседскими ребятами читали вслух это стихотворение: «Трусоват был Ваня бедный, раз он позднею порой, весь, дрожа от страха, бледный, чрез кладбище шёл домой…» Сначала всем было страшно, потом, когда дошли до концовки, все смеялись. А Васька слушал и ёрзал на стуле, делал вид, что ему тоже смешно, а на самом деле ему было досадно. Спор-то он проиграл..."

9.01.2018


Рецензии
Прекрасная проза. Образная. ТОчная. Насыщенная красками.

Юрий Николаевич Горбачев 2   04.01.2022 21:17     Заявить о нарушении
Искренне благодарю, жму руку, с уважением,

Мила Борисова Омская   05.01.2022 10:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.