Родство

   
 «Кто не желает знать своего отечества, тот не достоин называться его сыном!»

     Без знания прошлого нет пути в будущее. Известный и расхожий термин, который применяется в современной литературе – генеалогия – это составление родового дерева и поиск своих предков. На самом деле все не так просто. Генеалогия – это учение со своими законами и постулатами, которые довольно сложны для сознания обывателя.

      Откуда наши корни? Знать, кем были наши прапрабабушки и прапрадедушки, чьи гены мы унаследовали, интересно как нам самим, так и нашим детям. Уважительное отношение к прошлому своей семьи прививает младшему поколению важные жизненные ценности. Родословное, или генеалогическое, древо - это условная схема семейного рода и родственных связей, изображенная в виде символического дерева. Именно структура дерева отлично подходит для записи семейной истории: корни - предки, мощный ствол - основа рода, на котором держатся ветви - отпрыски фамилии. Изучение своего родословного древа - хорошая возможность познакомить детей с историей семьи и увлекательное познавательное занятие для взрослых.

      В 70-х годах прошлого века, пока была жива бабушка Мария, я занялся историей нашего рода – начал составлять родословную. Все, что можно было узнать со слов бабушки, я записывал. Впоследствии родословная  увеличивалась за счет рассказов других наших родных. Нашел я более 230 своих родственных корней. Точно все восстановить, конечно, не представлялось возможным, но и залезать в дебри веков я тоже не захотел. Но, даже то, что мне удалось записать и сохранить, поможет нашим детям и внукам понять, откуда тянутся  наши корни и куда простираются ветви и листочки генеалогического древа рода Кисляковых.  Очень хотелось, чтобы наши дети и внуки, а затем их дети и их внуки, продолжали изучать свою историю и генеалогию рода. Раньше, я от руки писал историю нашего рода в исторический журнал и, видимо, в кратком виде его допишу, а затем передам своему сыну Игорю. Как поступит он – не знаю. Очень обидно будет, если все мои труды будут напрасными. Поэтому и хочу все перенести на жесткий диск компьютера, а затем, размножив, передать диски сестрам, братьям и другим моим родным.  Исторический журнал нашего рода я завещаю передавать моими детьми их детям, а затем детям их детей и т.д. с соответствующими записями, до тех пор, пока хватит терпения и мудрости тех, кто его будет вести и продолжать.
    Я хочу, чтобы род наш продолжался еще долго-долго, чтобы все будущие поколения были здоровы, счастливы и помнили о своих корнях. Итак, начинаю.

     История практической генеалогии на Руси начинается в XI веке с родословий, сохранившихся в летописях. Содержали эти родословия в основном информацию о семьях бояр и слуг, которые многие поколения служили у них. С XVI века ведение родословных становится систематическим, при этом ведется опись только потомков мужского рода. Позже в родословные вводятся и жены как наследники наделов и имущества наравне с детьми. Петр Первый учредил Герольдмейстерскую контору, которая фиксировала и вела генеалогические документы происхождения семей знати. Именно с этого времени родословная приобретает ценность как показатель привилегированности рода. 

    Интерес к своим корням и истокам рода был присущ человеку всегда. В определенные периоды именно происхождение рода, летопись его героев определяли социальный статус человека и его принадлежность к определенной классовой группе. Сегодня все большее количество россиян интересуется истоками своих родов и историями далеких предков. И хотя эти знания не являются определяющими для индивидуума в социуме, но они дают понимание истоков и служат предметом гордости.
 
     Ещё лет 40 назад я начал составлять генеалогическое древо своего рода. Сначала сделал его в альбоме для рисования. Всю информацию я черпал с рассказов мамы и папы и с фотоальбомов, которых у нас было много. Мама хранила письма, которые присылали ей наши родственники. Раньше было принято каждую фотографию подписывать и сообщать на ней разную информацию и это мне здорово помогало. Каждые пять лет я уточнял из различных источников данные о своих родственниках и вносил в альбом корректуру. Скоро альбом разросся, что стало некуда вписывать те прямоугольнички с ФИО  и днями рождения моих родных. Позже я начал делать генеалогическое древо для отдельных родственников на отдельных листах альбома.

     С появление компьютеров и интернета появились целые программы по составлению генеалогического древа своего рода в цифровом виде и включения туда фотографий своих родных. Я тоже решил, что надо двигаться вперед и начал составлять генеалогическое древо своего рода в электронном виде. Занимался я этим года два и составил окончательно древо на 252 человека из моего рода, начиная с прадедушек и прабабушек, как по материнской, так и по отцовской линиям... НО! В один прекрасный момент я что-то не так нажал на клавишах моего компьютера, и вся моя двухлетняя работа куда-то улетела навсегда. Что я только не делал, но концов моей пропажи так и не нашёл.

     Через какое-то время я принялся ещё раз за своё генеалогическое древо в электронном виде. Работать было значительно легче, так как фотографии родственников были уже более-менее собраны и систематизированы по папкам и были сделаны черновые записи на основных моих родственников в моих тетрадях. Работа эта, тем не менее, заняла у меня почти год. Я очень радовался, что заканчиваю это дело, тем более что это окончательное  электронное генеалогическое древо включала уже 275 человек,  и я хотел послать его копии своим родным и близким мне людям. Но, радовался я, оказывается  зря... Всё повторилось, как и в первый раз... Что я там опять неправильно нажал, я не знаю, но моё генеалогическое древо снова куда-то улетело безвозвратно...

     Буду ли я делать третью попытку - не знаю. Обидно до слёз, что так бездарно улетела куда-то вся моя длительная и интересная работа... Многие мои близкие родственники после этого уже умерли, а большинству их детей и внуков это и не очень интересно.

Ищу могилу деда своего! Крапива обозлено руки жалит!
Цветы, растенья все до одного, мне говорят: - А мы тебя не ждали!
Зачем тебе твой предок? Пахарь? Смерд? Ты не услышишь дедовского эха.
Он примитивен был, жестокосерд, зимой его зипун зиял в прорехах.
Зачем мне предок? Кто я без корней, без памяти о том, что было?
Я всем обязан Родине своей и матери, которая меня родила.
Мой дед когда-то был, когда-то жил, ковал коня, траву косил косою.
Через поля дорогу проложил – не трактором, а пяткою босою.
Мы были расточительны всегда, свое не чтили, за моря глядели.
И это наша главная беда, что памятью, как надо, не владели.
Придет оно, возмездие, поверь! И покарает тех, кто род свой предал
И не уйду я с кладбища теперь, пока не отыщу могилу деда.

     Это стихотворение я посвящаю нашим предкам - дедам, бабушкам, отцам, матерям, которых, увы, уже нет на этом свете...

     Ниже я публику лишь небольшой фрагмент из моих черновых записей о своих родственниках по маминой линии, которые использовались мною при составлении нашего  генеалогического древа.

Кишкович Алексей Титович.
Родился в 1882 г., д. Конец Мащенского с/с Сенненского р-на; белорус; образование н/начальное; КОЛХОЗНИК, КОЛХОЗ "1 МАЯ". Проживал: Витебская обл., Сенненский р-н, д. Ладиково.
Арестован 26 декабря 1937 г.
Приговорен: "тройка" 31 декабря 1937 г., обв.: 72-а УК БССР - А/с агитация.
Приговор: ВМН Расстрелян 27 января 1938 г. Реабилитирован 7 августа 1989 г.
Источник: Белорусский "Мемориал"

Кишкович Артем Прокофьевич
Родился в 1878 г., д. Сапеги Сенненского р-на; белорус; образование н/начальное; крестьянин, единоличное хоз-во. Проживал: Витебская обл., Сенненский р-н, д. Сапеги.
Арестован 5 декабря 1929 г.
Приговорен: "тройка" 13 апреля 1930 г., обв.: 72, 76 УК БССР - А/с деятельность.
Приговор: высылка (срок не указан), отбыв.: Сибирь Реабилитирован 29 июня 1989 г. Прокуратура Витебской обл.
Источник: Белорусский "Мемориал"
 
Кишкович Иван Артемьевич
Родился в 1903 г., д. Сапеги Сенненского р-на; белорус; образование н/начальное; крестьянин, единоличное хоз-во. Проживал: Витебская обл., Сенненский р-н, д. Сапеги.
Арестован 3 января 1930 г.
Приговорен: "тройка" 13 апреля 1930 г., обв.: 72, 76 УК БССР - а/с агитация.
Приговор: высылка (срок не указан), отбыв.: Сибирь. Реабилитирован 29 июня 1989 г. Прокуратура Витебской обл.
Источник: Белорусский "Мемориал"

Кишкович Семен Прокофьевич
Родился 09.1872, д. Прокопово Сенненского р-на Витебского окр.; белорус; образование н/начальное; крестьянин, Единоличное хоз-во. Проживал: Витебская обл., Сенненский р-н, д. Сапеги.
Арестован 24 ноября 1929 г.
Приговорен: Коллегия ОГПУ 15 января 1930 г., обв.: 72а УК БССР - а/с агитация.
Приговор: 3 года ИТЛ Реабилитирован 1 октября 1993 г. Прокуратура Витебск.обл.
Источник: Белорусский "Мемориал"

Кишкович-Малахова Валентина Ивановна
Родилась в 1937 г., с Зейском р-не;
Приговор: родилась на спецпоселении родителей. Реабилитирована 27 июня 2002 г. УВД Амурской обл.
Источник: УВД Амурской обл.

Артем Прокофьевич Кишкович, 1878г.р. и Семен Прокофьевич Кишкович - родные братья. Артем был арестован в 1929 году как зажиточный крестьянин за антисоветскую деятельность, осужден и выслан на Дальний Восток в Иркутск. Его дети: Иван Артемович, 1903г.р. - арестован в 1930г., выслан в Зейский район Дальний Восток. Жена Ивана Дарья. Там родились их дети - Кишкович-Малахова Валентина Ивановна 1937г.р. (сейчас живет в Севастополе, ул.Оранжерейная 21)., Кишкович Михаил Иванович. Кишкович Иван Иванович  (живет-Хабаровский Край, г. Советская Гавань, ул. Пионерская 5/9). Дочь Артема - Тамара Кишкович-Аксютич (ее дети - Соня, Крым, пос. Советское, ул. Юбилейная, сын Петр Аксютич живет там же), сын Артема - Федор Кишкович (его дочь Тамара живет в Амурской обл, пос. Свободный). Дочь Артема - Полина Кишкович-Красновская. Сын Артема - Кишкович Павел Артемович - мой отец, 1917 - 1990гг. В 1937г. осужден на 10лет тройкой НКВД  как сын врага народа, выслан в Улан Уде, строил жд/дорогу. Его дети - Кишкович -Маргарян Надежда Павловна (1955г.р.) и Кишкович Иван Павлович (1947-1994гг). В итоге: у Артема Прокофьевича было пятеро детей - Иван, Федор, Тамара, Полина и Павел.
 

     А что мы знаем о родстве вообще? Кто знает кто такая золовка, например? Кто такой деверь или шурин? Я думаю, что нынешняя молодежь вряд ли даже слышала такие слова. Поэтому я хочу вторую часть моего повествования посвятить именно родству.

     «Мама, папа» – первые слова, сменяющие младенческий лепет, самые нужные и любимые. Затем в языке ребенка появляются баба (бабушка), деда (дедушка), а повзрослев, он усваивает такие понятия, как сын, дочь, брат, сестра, дядя, тетя и т.п. Они обозначают отношения людей по родству, называются по-научному ТЕРМИНАМИ РОДСТВА и известны каждому. Вместе с ними еще живы в языке ТЕРМИНЫ СВОЙСТВА, указывающие на отношения людей, возникшие в результате брачного союза – отношения одного из супругов с родственниками другого, а также между родственниками обоих супругов. Сегодня многие из этих терминов, в старину широко известные и встречающиеся в литературе постоянно, понятны не каждому. Приведем объяснительную табличку терминов свойства; они важны для уяснения родственных связей персонажей русской литературы.

     Свойством называется родственная связь, возникающая через брак лица одного рода с лицом другого рода. Различие между кровным родством и свойством состоит в том, что в первом - все родственники принадлежат к одной фамилии, к одному роду, а во втором - сближаются, делаются "своими" лица двух или нескольких самостоятельных, отдельных родов, имеющих каждый своего особого родоначальника; отсюда происходит и само название этого сближения - свойство.

     Виды свойства обусловливаются числом отдельных родов, сближенных путем брака. Так, если через брак вступили в родственную связь лица двух родов, то свойство будет двухродное, а если лица трех родов, то свойство будет трехродное и т. д.

     Свойство двухродное бывает: а) между одним из супругов и кровными родственниками другого, например, между мною и родным братом моей жены и б) между кровными родственниками одного супруга, например, между моим родным братом и родным братом моей жены.

      Сводными братьями и сестрами называются те, кто имеет разных родителей, но сближенных браком отца одного и матери другого из этих детей. Между собой сводные братья и сестры находятся во второй степени, но не кровного родства, как родные дети, а двухродного свойства, а в отношении к новому своему отцу (отчиму) или матери (мачехе) каждый из них состоит в первой степени двухродного свойства.

     Единокровными братьями и сестрами или детьми называются те, которые произошли от одного отца, но разных матерей.

     Единоутробными братьями и сестрами или детьми называются те, которые произошли от одной матери, но разных отцов.

     Как единокровные, так и единоутробные дети между собой состоят во второй степени родства. Единокровный ребенок может по отношению к своей матери - мачехе и единоутробное дитя по отношению к новому своему отцу - отчиму состоят в первой степени двухродного свойства.

     Свойство трехродное, возникающее в том случае, если в свойство от двух родов входит через новый брак третий род, бывает: а) между одним из супругов и свойственниками другого супруга, например, между мной и женой родного брата моей жены и б) между кровными родственниками одного из супругов и свойственниками другого супруга, например, между моим родным братом и женою родного брата моей жены.

Вычисление степеней двухродного свойства. При счете степеней в свойстве необходимо, как и в родстве кровном, иметь в виду принцип единства между мужем и женою, т. е. что между ними степени нет. Для определения степени двухродного свойства между двумя данными лицами стоит лишь сосчитать число рождений, в каждом роде отдельно, от одного из данных лиц до того супруга из этого же рода, через брак которого с супругом из другого рода возникло свойство родов. Сумма рождений сосчитанных таким путем в каждом роде и будут показателем степени свойства между данными лицами. Например:

- между одним супругом и кровными родственниками другого: а) - я с родным братом моей жены - во второй степени двухродного свойства или  б) - я с родной племянницей моей жены - в третьей степени. Из этих примеров видно, что кровные родственники жены находятся с ее мужем в таких же степенях свойства, в каких степенях кровного родства они состоят с нею, т. е. кровные родственники одного супруга в тех же степенях свойственники другому супругу.

- между кровными родственниками одного из супругов и кровными родственниками другого: а) мой родной брат с родною племянницею моей жены - в пятой степени двухродного свойства; б) мой родной племянник с родною племянницею жены - в шестой степени.

     Родство – это кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка. Выделяют две линии родства: прямую и боковую. При прямой линии родства оно основано на происхождении одного лица от другого. Прямая линия родства может быть нисходящей – от предков к потомкам (родители, дети, внуки и т. д) и восходящей – от потомков к предкам (внуки, дети, родители). Боковая линия родства имеет место, когда родство основано на происхождении разных лиц от общего предка (предков). Для родных брата и сестры общими предками являются отец и мать либо один из родителей. Если дети рождаются от общих родителей, они называются полнородными. Если общим является только один из родителей – неполнородными (ст. 14 СК - Семейный кодекс РФ). Если дети происходят от общего отца и разных матерей, они являются единокровными. Когда общая мать, но разные отцы, дети называются единоутробными. В семейном праве полнородное и неполнородное родство имеют одинаковое юридическое значение. Так, алиментные правоотношения могут возникнуть как между полнородными, так и неполнородными братьями и сестрами (ст. 93 СК РФ). Неполнородных братьев и сестер следует отличать от сводных – детей каждого из супругов от предыдущих браков. Между ними состояния родства не возникает.

      В действующем семейном законодательстве придается правовое значение степени родства. Степень родства — это число рождений, предшествовавших возникновению родства двух лиц, за исключением рождения их предка. Так, дедушка и внук состоят во второй степени родства, поскольку для его возникновения необходимо два рождения помимо рождения дедушки:
1) рождение матери внука (дочери дедушки) и
2) рождение самого внука.
Тетя и племянница находятся в третьей степени родства, так как его возникновению предшествовало три рождения, учитываемых при определении степени родства:
1) рождение тети;
2) рождение отца или матери племянницы и соответственно брата или сестры тети;
3) рождение племянницы.
Степень родства — это число рождений, предшествовавших возникновению родства двух лиц, за исключением рождения их предка. Так, дедушка и внук состоят во второй степени родства, поскольку для его возникновения необходимо два рождения помимо рождения дедушки.

     Две линии родства: прямую и боковую.
     Прямая - происхождение одного лица от другого. Прямая линия родства может быть нисходящей — от предков к потомкам (родители, дети, внуки и т. д ) и восходящей — от потомков к предкам (внуки, дети, родители).

     Боковая - происхождении разных лиц от общего предка (предков).
Для родных брата и сестры общими предками являются отец и мать либо один из родителей. Если дети рождаются от общих родителей, они называются полнородными. Если общим является только один из родителей — неполнородными.
Если дети происходят от общего отца и разных матерей, они являются единокровными. Когда общая мать, но разные отцы, дети называются единоутробными. ВСП полнородное и неполнородное родство имеют одинаковое юридическое значение. Так, алиментные правоотношения могут возникнуть как между полнородными, так и неполнородными братьями и сестрами.

     Неполнородных братьев и сестер следует отличать от сводных — детей каждого из супругов от предыдущих браков. Между ними состояния родства не возникает. В действующем семейном законодательстве придается правовое значение степени родства.
Степень родства — это число рождений, предшествовавших возникновению родства двух лиц, за исключением рождения их предка. Так, дедушка и внук состоят во второй степени родства, поскольку для его возникновения необходимо два рождения помимо рождения дедушки.

     Тетя и племянница находятся в третьей степени родства, так как его возникновению предшествовало три рождения:
1) рождение тети;
2) рождение отца или матери племянницы и соответственно брата или сестры тети;
3) рождение племянницы.
В СП юридически значимым является лишь близкое родство, установленное в предусмотренном законом порядке.
В СЗ учитывается родство первой степени (родители и дети) и второй степени (дедушка, бабушка и внуки). А по боковой линии — родство второй степени (полнородные и неполнородные братья и сестры).
За рамки близкого родства выходит только право ребенка на общение с другими родственниками. Перечень других родственников не определен, не указана и степень их родства с ребенком.

     Свойство — отношения между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников: отношения между супругом и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.

Признаки свойства:
1. возникает из брака;
2. не основано на кровной близости;
3. возникает при наличии в живых родственников мужа и (или) жены на момент заключения брака.

     Свойственники: свекор (свекровь) — отец (мать) мужа; тесть (теща) — отец (мать) жены; зять — муж дочери или сестры; сноха (невестка) — жена сына; мачеха — жена отца по отношению к его детям от прежних браков; отчим — муж матери по отношению к ее детям от прежних браков; пасынок — сын одного из супругов по отношению к другому супругу; падчерица — дочь одного из супругов по отношению к другому супругу; золовка — сестра мужа; шурин — брат жены; свояченица — сестра жены; свояк — муж свояченицы, в разговорном значении называется любой свойственник.

     В СП регулируются только отношения свойства между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей). Оно является одним из оснований получения содержания отчимом (мачехой) от своих пасынков (падчериц). Муж и жена, как правило, не являются родственниками. Они состоят в брачном правоотношении, что в терминологическом значении тождественно супружеским правоотношениям или супружеству. Однако возможно заключение брака между мужчиной и женщиной, состоящими в родственных отношениях, за исключением близкого родства.
СК РФ устанавливает запрет на заключение брака между близкими родственниками: родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Этот перечень является исчерпывающим, следовательно, боковое родство третьей и последующей степеней не является препятствием к заключению брака. Как уже отмечалось, такое родство не имеет правового значения в семейном праве.

     В семейном праве юридически значимым является лишь близкое родство, установленное в предусмотренном законом порядке. Анализ действующего семейного законодательства приводит к выводу, что по прямой линии учитывается родство первой степени (родители и дети) и второй степени (дедушка, бабушка и внуки), а по боковой линии – родство второй степени (полнородные и неполнородные братья и сестры). За рамки близкого родства выходит только закрепленное в ст. 55 СК РФ право ребенка на общение с другими родственниками помимо родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер и соответственно право других родственников на общение с ребенком (ст. 67 СК РФ). Перечень других родственников не определен, не указана и степень их родства с ребенком.

      Свойство – отношения между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников: отношения между супругом и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Признаки свойства:
возникает из брака;
не основано на кровной близости;
возникает при наличии в живых родственников мужа и (или) жены на момент заключения брака.

     Свойственники: свекор (свекровь) – отец (мать) мужа; тесть (теща) – отец (мать) жены; зять – муж дочери или сестры; сноха (невестка) – жена сына; мачеха – жена отца по отношению к его детям от прежних браков; отчим – муж матери по отношению к ее детям от прежних браков; пасынок – сын одного из супругов по отношению к другому супругу; падчерица – дочь одного из супругов по отношению к другому супругу; золовка – сестра мужа; шурин – брат жены; свояченица – сестра жены; свояк – муж свояченицы, в разговорном значении называется любой свойственник. В семейном праве регулируются только отношения свойства между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей). Оно является одним из оснований получения содержания отчимом (мачехой) от своих пасынков (падчериц) (ст. 97 СК РФ). Муж и жена, как правило, не являются родственниками. Они состоят в брачном правоотношении, что в терминологическом значении тождественно супружеским правоотношениям или супружеству. Однако возможно заключение брака между мужчиной и женщиной, состоящими в родственных отношениях, за исключением близкого родства. Статья 14 СК РФ устанавливает запрет на заключение брака между близкими родственниками: родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Этот перечень является исчерпывающим, следовательно, боковое родство третьей и последующей степеней не является препятствием к заключению брака. Как уже отмечалось, такое родство не имеет правового значения в семейном праве.

Кто есть кто?  Вот в чём вопрос! Что ж, постараемся и здесь разобраться.
Свёкор — отец мужа
Свекровь — мать мужа
Тесть — отец жены
Тёща — мать жены
Деверь — брат мужа
Шурин — брат жены
Золовка — сестра мужа
Свояченица — сестра жены
Свояк — муж свояченицы
Зять — муж дочери, муж сестры, муж золовки
Сноха — жена сына по отношению к отцу
Невестка — жена брата, жена сына для его матери, жена одного брата по отношению к жене другого брата; употребляется также вместо сноха, золовка, свояченица
Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого
Сватья — мать одного из супругов по отношению к родителям другого
Дед (дедушка) — отец отца или матери.
Бабушка (бабка) — мать отца или матери
Двоюродный дед — дядя отца или матери.
Двоюродная бабушка — тетя отца или матери
Внук (внучка) — сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке.
Соответственно двоюродный внук (внучка) — сын (дочь) племянника или племянницы
Племянник (племянница) — сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно ребенок двоюродного брата (сестры) — двоюродный племянник, троюродного брата (сестры) — троюродный племянник Внучатый племянник (племянница) — внук (внучка) брата или сестры
Дядька (дядя, дядюшка) — брат отца или матери, муж тетки Тетка (тетя, тетушка) — сестра отца или матери по отношению к племянникам.
Жена дяди по отношению к его племянникам
Двоюродный брат — находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей
Троюродный брат — сын двоюродного дяди или двоюродной тети
Двоюродная сестра — дочь родного дяди или родной тети Троюродная сестра — дочь двоюродного дяди или двоюродной тети. Кроме современных понятий степени родства, оказывается, в ходу есть и более старинные названия родственников.
 
ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА Отец и сын. Отец и дочь. Мать и сын. Мать и дочь.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА Дед и внуки, Бабка и внуки.
 
ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА Прадед и правнуки, Дядя и племянники, Тетя и племянники.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА Двоюродные сестры и братья, Двоюродный дед и внучатые племянники (племянницы), Двоюродная бабка и внучатые племянники (племянницы).

ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА Двоюродный дядя и двоюродный племянник (племянница).

ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА Троюродные сестры и братья.

     Знакомясь с терминами родственных отношений, следует помнить, что термины кровного родства состоят из ключевых слов и определений степени родства:
Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.
Брат — каждый из сыновей одних родителей.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.
Братанна — дочь брата, племянница по брату.
Брательница — родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч — сын брата, племянник по брату. Внук — сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы. Внучка, внука — дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы.
Дед — отец матери или отца.
Дедина, дедка — тетка по дяде.
Дедич — прямой наследник по деду.
Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дщерич — племянник по тетке.
Дщерша — племянница по тетке.
Дядя — брат отца или матери. Таким образом, дядя и тетя — брат и сестра матери или отца. «У тетки баловень племянник, а у дяди племянница», — замечает народная мудрость.
Мать — лицо женского пола по отношению к своим детям. Отец — лицо мужского пола по отношению к своим детям. Отценачальник — старший в поколении.
Отчинник, отчич—сын, наследник.
Племянник — сын брата или сестры.
Племянник и племянница — сын и дочь брата или сестры. Внучатыми племянниками называют внуков брата или сестры. Кстати говоря, внучатые родственники — это любая родня в третьем колене (троюродная): внучатым братом могут назвать сына двоюродного дяди. В сравнительно недавнюю эпоху к этим исконно русским терминам родства прибавились французские по происхождению слова кузен и кузина, обозначающие двоюродных брата и сестру, а также любых дальних кровных родственников в одном колене.
Племянница — дочь брата или сестры.
Племяш — родич, родственник.
Прародители — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

      Свойство. Брак производит сближение не только между супругами, но и между их родственниками, и эта-то связь между известными лицами, основанная на браке двух лиц, принадлежащих к разным родам, называется свойством.

     Понятие о свойстве заимствовано из римского права; из римского права перешло оно в каноническое право греческой церкви, а отсюда, вместе с христианской верой, и к нам. Конечно, и независимо от римского права могло родиться понятие о свойстве, ибо брак естественным образом сближает родственников супругов, но римское право возвело это естественное сближение на степень юридического учреждения, связало с практическими последствиями, и вот эти-то юридические определения заимствованы из римского права.

     Но каноническое право не остановилось на том понятии о свойстве, какое имело римское право, а расширило его; между тем, как римское право под свойством (affinitas) разумело связь между одним супругом и родственниками другого супруга, каноническое право греческой церкви, а за ним и наше, стали понимать под свойством связь не только между одним супругом и родственниками другого, но и между родственниками супругов, даже связь между родственниками одного супруга и свойственниками другого.

     Таким образом, свойство представляется двух- или трехродным: двухродным называется свойство, сближающее посредством одного брака членов двух родов, следовательно, свойство между одним супругом и родственниками другого и свойство между родственниками супругов;

     Трехродное - это свойство, сближающее членов трех родов посредством двух браков, следовательно, свойство между одним супругом и свойственниками другого супруга и свойство между родственниками одного и свойственниками другого супруга. Понятно, что можно допустить и четырехродное свойство - между свойственниками одного супруга и свойственниками другого и точно так же можно бы допустить свойство пяти-, шестиродное и т. д., но свойство далее трехродного, не будучи связанным ни с какими практическими последствиями, уже не имеет юридического значения.

     Подобно родству, свойство измеряется степенями. Но спрашивается, как определить степень свойства между данными лицами? Если идет речь о свойстве одного супруга с родственниками другого - о свойстве, как понимало его римское право, то измерение свойства не представляет затруднения: по определению римского права, перешедшему и в нашу Кормчую книгу, супруг состоит в той же степени свойства с родственником своего супруга, в какой степени родство его супруга - с тем родственником. Так, зять и тесть состоят в первой степени свойства, потому что тесть состоит в первой степени родства со своей дочерью - женой зятя. Но если идет речь о степени свойства между родственниками супругов, то расчет несколько затруднителен. Нам кажется, что его нужно сделать так: сосчитать степень родства, в которой состоит с одним супругом  его родственник, потом сосчитать степень свойства супруга с родственником другого супруга и сложить эти две степени; сумма покажет степень свойства между родственниками супругов. Так определяется свойство между тестем и братом зятя третьей степени. Такой же расчет нужно делать и для определения свойства трехродного: степень свойства супруга со свойственниками другого супруга определится степенью свойства этого второго супруга, только род свойства будет уже другой - оно будет трехродное. Так, если А и В состоят в четвертой степени свойства двухродного, то и супруг А состоит с В в четвертой степени свойства трехродного. Чтобы определить степень свойства родственников супруга со свойственниками другого супруга, нужно сложить степень родства с супругом со степенью свойства его со свойственником другого супруга; сумма покажет степень свойства между данными лицами - родственником одного супруга и свойственником другого. Так, А состоит во второй степени родства с Див четвертой степени трехродного свойства с С - значит, В и С состоят в шестой степени трехродного свойства.

     Юридическое значение свойства проявляется преимущественно в запрещении брака между лицами, состоящими в известных степенях свойства, хотя запрещение здесь и не простирается так далеко, как запрещение браков по родству: между свойственниками браки запрещаются только до четвертой степени свойства включительно. Но, кроме того, свойство оказывает влияние на юридические отношения физических лиц и в некоторых других отдельных случаях; например, оно служит основанием для отвода судей, свидетелей и т. д.

     Наконец, представляется вопрос: не следует ли считать свойством и связь между супругами, если брак их производит свойство между их родственниками? Но связь между супругами есть самостоятельная брачная связь, а не считается свойством. По идее брака и по воззрению христианской религии брак производит единение между супругами, так что, можно сказать, брачная связь производит слияние личностей супругов, хотя, впрочем, это слияние по нашему законодательству не касается сферы имущественных прав. Во всяком случае, юридические определения о свойстве не касаются супругов: так, свойство имеет влияние на брак; но о браке между супругами не может быть речи: устранение от свидетельства свойственников все-таки не касается супругов, хотя, конечно, они и устраняются но не потому, что считаются в свойстве, а по той же самой причине, по которой устраняются от свидетельства родственники и свойственники, - как лица близкие друг другу и едва ли беспристрастные; точно так же и в других отношениях для супругов существуют особые определения. Связь между свойственниками не прекращается и по прекращении брака. Но, разумеется, связь эта имеет юридическое значение только при действительности брака, который послужил ей основанием. Что касается наследования, то закон прямо говорит, что свойство не дает права, наследования по закону.

     В заключение, я полагаю, что эта - моя, почти научная работа, многим поможет разобраться в их родственных отношениях и будет весьма полезна.


Рецензии