Что читать малышам и какие книги подходят
Представьте, что малыш составляет банк данных об этом мире, а вы ему предлагаете ложную информацию - медведя в шубе (медведи в лесу ходят в шубах?), говорящих зверей (если вы умеете говорить с животными и Природой, то можно), смешариков (в Природе есть такие?)...
Малышам мы стараемся предлагать правдивое и самое лучшее, самое красивое в нашей жизни. С её "грубой правдой" они успеют познакомиться после шести лет, когда будут уже к этому готовы, будут иметь стойкие внутренние ориентиры.
Может поначалу показаться, что подходящих книг нет вовсе. Но это не так.
Давайте для начала поговорим о книжках, которые мы предоставляем детям в свободном доступе.
В Монтессори среде эти книги находятся в уголке чтения на низкой полке. При этом книги стоят отдельно одна от другой на некотором расстоянии, так как внимание ребёнка ещё не в состоянии легко выделить отдельный предмет - книгу или пособие для занятия, если они слишком тесно расположены на полке.
Помимо этого, книги стоят под небольшим наклоном почти вертикально и так, чтобы обложка была обращена к ребёнку. Именно тогда малыш сможет легко сделать свой выбор и взять книгу.
Дополнительная точка интереса и любовь - удобное детское креслице для комфортного чтения.
Не нужно слишком много книг для самостоятельного "чтения", достаточно несколько штук в доступе. Малышам поначалу интересен процесс, как действия - для них важно научиться перелистывать страницы и имитация чтения.
Книга должна быть с плотными страницами, удобными для перелистывания ребёнком. Он ещё совершенствует мелкую моторику, поэтому с бумажными тонкими страничками может не справиться, порвёт их. Книги с бумажными страницами, которые мы сами читаем ребёнку, убираем наверх. Требовать от него аккуратности при чтении бумажной книги - не по возрасту. Позволять портить книги - проявлять неуважение к знаниям, к труду, вложенному в книгу другими людьми.
Если ребёнку очень хочется попробовать полистать бумажную книгу, делаем это вместе, сохраняем спокойствие, останавливаем спокойно действием (не словами), если есть риск испортить книгу. Показываем как мы листаем страницы медленно и молча - маленьким детям трудно распределить внимание одновременно на зрение и слух.
Как выглядит Монтессори книга для малышей? Это книга удобного для детских ручек формата, не малюсенькая и не большая. Страницы картонные, плотные - их легко листать, они могут быть заламинированы. На развороте слева картинка, справа слово или небольшой текст - это зависит от возраста ребёнка.
Самые первые книги максимально просты для восприятия. Картинка слева на белом фоне. Изображение натуралистичное - фото или хороший рисунок. Никаких стилизаций или художественных домыслов - малыши воспринимают изображение в книге, как часть жизни. Изображен только один предмет, животное, овощ или что то ещё.
Если это, например, лошадь, она должна быть показана целиком, в таком ракурсе, чтобы было видно, что у неё четыре ноги, хвост, какая у неё голова, грива, копыта видны, а не спрятаны в траве. Не должно быть теней и других объектов на изображении, например, телеги позади лошади, жеребенка рядом, упряжи, седока, части луга, на котором лошадь стоит, части другой лошади, стоящей рядом и тому подобного. Восприятие должно быть чётким и правдивым.
Если на следующем развороте изображена овца, она должна быть показана примерно в пропорции по отношении к лошади, то есть быть поменьше. Невозможно дать истинную пропорцию, когда в книге есть слон и цыплёнок, но примерная пропорция больше-меньше должна соблюдаться.
Для малышей достаточно, если книга будет состоять из 6 - 8 картинок и 6 - 8 слов - названий справа на развороте, крупными буквами. Шрифт тоже должен быть простым.
Возможная тематика - традиционная: дикие животные, домашние животные, домашние питомцы, овощи, фрукты, одежда, обувь, инструменты, машины, времена года, профессии и так далее.
Важно обращать внимание на точность предложенного материала. Например, часто среди овощей в детских книгах, карточках, наборах игрушек можно обнаружить кукурузу, а это злак.
Для пополнения словарного запаса, помимо книг, для детей старше полутора - двух лет, можно использовать подобные описанным выше книгам, квадратные карточки с изображениями, со стороной 10 - 15 см., дополняющие по тематике. Каждый набор располагаем в вертикальном лотке отдельно, как книги. Показываем и называем всегда одинаково - для этого на обороте можно написать слово.
Предлагаем, но не заставляем, не "учим", не перегружаем. Ребёнок сам выбирает занятие. Есть дети, которые каждый день перебирают все имеющиеся в доступе карточки, а есть такие, которые их почти не берут.
Что касается книг, которые мы сами читаем детям, я уже упоминала, что их мы убираем повыше, читаем вместе. Дети любят книги с картинками - разглядывают их, спрашивают как что из изображённого называется, показывают пальчиком и пытаются называть сами. Поэтому важно, чтобы и в этих книгах рисунки были натуралистическими, как в жизни. Ребёнок всё воспринимает буквально. Воображение развивается постепенно и созревает после шести лет.
Какую пищу для ума, для воображения получит ребёнок - зависит прежде всего от родителей.
У детей очень сильно чувство порядка. Оно связано с защищенностью, с чувством безопасности. Поэтому они любят читать и слушать одни и те же книги. В этом мы следуем за детьми и читаем то, что они хотят. Даже если нам уже очень надоело читать одно и то же на ночь - это ритуал, который помогает ребёнку.
И что же читать малышам лет до пяти? Лучше всего рассказы о жизни, о детях, о природе, о животных (кроме охоты), стихи - позитивные, красивые, правдивые, добрые. Иногда всё произведение не подходит, можно взять вполне завершённый по смыслу фрагмент. Например, что то из стихов Пушкина, Фета, Тютчева, из прозы Пришвина, Бианки, Чарушина, Льва Толстого и других авторов.
На подробном родительском курсе https://vk.com/montessori_ru у нас есть такое домашнее задание - составить список для чтения малышу. Некоторые возмущаются, говорят, что задача невыполнима, а потом с радостью делятся списками в десятки произведений. Выбор во многом зависит от родителей.
В каждой семье свой уклад, свои традиции, своя атмосфера, привычки и правила. Верующие люди часто спрашивают о религиозных книгах для детей. Считаю, что для малышей важнее всего, как и чем живут родители, ребёнок всё впитывает напрямую. Книги в раннем возрасте не являются основным источником информации о жизни.
Ребёнок до трёх лет, ещё не вошедший в осознанность, един с Богом, с Природой, со всем, что есть. Его задача как раз "заземлиться", войти в эту нашу жизнь, какая она есть сейчас. Младенцы знают Бога, знают о Боге гораздо больше нашего. Так что не о чем переживать. Всё успеется.
Дети повторяют за взрослыми, копируют нас, поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок читал, читайте сами. Невозможно помочь ребёнку стать читающим человеком, если заставлять его делать это или просто читать ему детскую литературу. И читать самим важно не с гаджета, а бумажные книги. Берите и ставьте книгу бережно, аккуратно, проявляйте к книгам уважение. Ребёнок учится, глядя на нас, взрослых.
Фото автора. "Солнечное Монтессори Пространство"
Свидетельство о публикации №218010901377