Домашние враги

   Вирджиния Вулф утверждала, что «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». У меня пока нет ни того, ни другого. Я живу с родителями и сестрой в бараке в подмосковном городе Железнодорожном.
   Тот, кто думает, что бараки остались где-то далеко в советском прошлом, жестоко заблуждается. В нашем городе сохранилось несколько таких развалюх. И это отнюдь не местная достопримечательность. Трудно поверить, что в этих полусгнивших, уродливых, скособоченных пародиях на дома могут жить люди…

   Но мы живём. Здесь родился и вырос папа. Именно сюда, в убогую комнату с крашеной дверью, он однажды привёл свою невесту, нашу маму. Иногда я думаю, как же крепко нужно любить человека, чтобы согласиться разделить с ним даже не шалаш, а тюрьму. На что ещё похож длиннющий коридор с рядом унылых казённых дверей? Впрочем, одно отличие всё же есть: уборная на улице. Зимой там нестерпимо холодно, а летом полно мух. Ходить туда ночью – сомнительное удовольствие, на этот случай существуют горшки. День начинается с того, что жильцы встречаются в коридоре с ночными вазами.

– Доброе утро, тётя Поля! – приветствую соседку.
   В ответ она хмурится и бурчит что-то вроде заклинаний. Они ей необходимы, чтобы удержать на пороге комнаты мужа и сына. Иногда заклинания не действуют. И тогда я созерцаю цветные труселя и пьяную ухмылку Полининого супруга. А ещё через мгновение – сверкающие пятки и голое тело её сынишки Васи. Мальчик страдает недержанием мочи, поэтому обычно бегает без штанов. А тётя Поля ходит за ним и подтирает бесчисленные лужи.
   Больше всего на свете мы мечтаем об отдельной квартире – пусть даже самой маленькой. Но годы идут, а мы по-прежнему ютимся в ветхом бараке и терпим алкашей соседей.

   Моя сестра Яна собирается замуж. У её парня отдельная квартира, где он живёт с бабушкой. Но наличие старушки сестру не смущает. Хотя престарелая дама обзывает Яну проституткой.
   Мне очень обидно за сестру, на что она огрызается:
– Просто ты завидуешь, Верка! Скоро у меня будет своё жильё. А старуха вряд ли проживёт долго.
– Как ты можешь такое говорить! – возмущаюсь я. – Может, у бабульки другие планы.
– Плевать я хотела на её планы! У меня своих полно.

   Спорить с сестрой бесполезно. Её логика неумолима. Но я не осуждаю Яну. Возможно, это жизнь в бараке сделала её такой жестокой. Родители с детства внушали сестре, что она заслуживает лучшей доли. Яна – красивая, яркая, умная. Неудивительно, что вскоре она стала много воображать о себе. Сестра искренне считает, что должна была родиться в богатой семье, а я для неё – и вовсе досадное недоразумение.
   Пусть думает, как хочет. Я рада, что вскоре сестра переедет к своему парню и перестанет меня критиковать. Больше всего на свете я люблю залезть на диван с ноутбуком – и чтобы меня не трогали. Но так бывает редко. Родители и сестра не хотят оставить меня в покое…

   Недавно в нашей семье произошло неприятное событие – заболел дедушка. Он у нас старичок с причудами. Когда его дочь – наша мама – вышла замуж, он проклял её и даже запретил его навещать. Ещё при жизни бабушки заявлял, что женится на студентке. А когда бабуля умерла, стал водить домой женщин. Пока не грянул гром – инсульт. Мама сразу предложила ему помощь. Но дед сказал:
– Хочу, чтобы за мной ухаживала Вера.

   Не понимаю, почему старик выбрал меня. Я никогда к нему не подлизывалась. Но перечить больному никто не осмелился. Вскоре я перебралась к деду. Уход за престарелым родичем меня не напрягает – я не брезглива. К тому же, моя работа связана с компьютером, а значит, я могу работать дома.
   Первое время было неловко – всё-таки я не слишком хорошо знала дедушку. Но постепенно привыкла. Несмотря на последствия болезни, старик любит поговорить. А что тут удивительного? В конце концов, у него парализована левая часть тела, а вовсе не язык.

   И вот каждое утро после завтрака с дедом случается приступ словоблудия. Обычно старичок вспоминает прошлое…
– Знаешь, Вера, почему я ненавижу твоего отца? Его дед работал в НКВД и лично расстреливал заключённых. Я уверен, что именно он убил моих родителей.
– Почему ты так думаешь?
– Я не думаю. Я знаю.

   Дед заплакал и достал из конверта старую фотографию. На ней была снята красивая молодая пара с тремя детьми.
– Я один выжил, понимаешь? Брат и сестра умерли от голода и болезней. А твоя мать посмела выйти замуж за потомка убийцы. Никогда ей этого не прощу!
– А в чём её вина? Она же не с убийцей связалась! Просто полюбила человека.
– Дочь не только меня этим предала, но весь наш род. Это проклятие на всех распространяется – на детей, внуков…
– И на меня тоже, дедушка?
– А то. И на тебя, Верочка.
– Мне очень жаль. Но я думаю иначе. Если в роду были преступления, только любовь может примирить враждующие стороны. Вспомни Ромео и Джульетту!
   Дед насупился и промолчал. Но по его нахмуренным бровям я поняла, что мне не удалось переубедить старика.

   Вечером я собралась навестить родных. Дедушка ворчал, но всё-таки отпустил. Родители и сестра встретили меня приветливо. Стали спрашивать, как я терплю скверный характер больного старика.
– Конечно, характер упрямый, но жить можно.
– Неужели? – усмехнулась мама. – Уж я-то своего папашу лучше знаю.
– Просто он обижен на мир, на людей. Ведь у него вся семья погибла.
– Это не повод быть таким желчным!
– Разве? Ты ведь тоже не можешь его простить.

   Мама расстроилась, а я встала из-за стола и заявила, что мне пора к дедушке. Возвращалась привычной дорогой, размышляя о судьбах нашего рода. И вдруг услышала шаги за спиной. Что делать? Бежать? Звать на помощь? Вокруг – ни души.
– Что вам надо? Денег у меня нет.
   Никто не отозвался. И вдруг сильные мужские руки схватили меня и поволокли куда-то. Я сопротивлялась, кричала. Меня били долго и жестоко. И я провалилась в небытие…

   Очнулась в больничной палате. Мне сказали, что я выжила чудом: мимо проходили люди и спугнули нападавших. Потом со мной разговаривал следователь. Спрашивал о врагах. Я ответила, что у меня их нет.
– Зря вы так думаете, – возразил он. – У вас прямо библейский случай.
– В каком смысле?
– Враги человеку – домашние его. Удалось выяснить, что покушение на вас организовали ваши родные. Догадываетесь почему?
– Неужели из-за дедушки?!
– Из-за его жилья. Недавно дед написал на вас завещание. А ваши родные не смогли с этим смириться. Позавидовали, что вы получили большую квартиру, а они ютятся в бараке.
– Это подло! Ведь меня чуть не убили. Как теперь жить-то? Даже не знаю…
– Держитесь! Самое страшное позади. Живите ради деда. Он ждёт вас. Думаю, вы справитесь!


Рецензии