Трюкач

Поразительная все-таки вещь эта киностатистика ! Заглянув в нее, узнаешь, что чемпионом советского проката среди иностранных фильмов была мексиканская мелодрама "Есения", к результату которой - 91,4 миллиона зрителей - никто и близко не приближался ! Как известно, факты - упрямая вещь, но известно и другое. Например, отношение Иосифа Сталина к этому постулату. Вождь всех народов говорил: "Если факты против, - тем хуже для фактов!". Так что никакая советская киностатистика не заставит меня поверить в то, что фильм "Трюкач" посмотрело меньше наших зрителей, чем хрестоматийную и начисто забытую сегодня "Есению". Все началось с того,что я впервые посмотрела "Трюкача" в начале 80-х ,на показе в рамках московского кинофестиваля, программу которого когда-то исправно привозили в Ленинград. Отстояв километровую очередь на Зимний стадион, превращавшийся в те дни в огромный кинотеатр, я увидела "Трюкача", от которого поначалу ничего не ожидала, вышла, счастливая, на улицу, и наткнулась на... двухкилометровую очередь людей, пытавшихся приобрести билет на завтра! На следующий день я присоединилась к ним, и, хвала небесам, посмотрела фильм повторно. После очередного сеанса я мечтала только об одном, чтобы "Трюкач" вышел в широкий прокат. Что и произошло через "каких-то" полтора года, когда таких как я, поклонниц "Трюкача", стало просто видимо-невидимо, и все мы решали для себя один вопрос: кто из трех главных актеров круче - Питер О'Тул, Стив Рэйлсбек или Барбара Херши. Большинство, естественно, называло Рэйлсбека, но вот что показательно: один мой знакомый с пеной у рта доказывал: "Нельзя ставить на одну доску какого-то Рэйлсбека и великого О'Тула... А про актрису он даже не вспоминал. Но слушайте дальше. Как-то раз он пригласил меня к себе на день рождения, и на стене у него я увидела один-единственнный киноплакат из гедеэровского журнала "Фильм шаушпиллер ", который в те годы покупали едва ли не все все советские киноманы. И на нем красовалась, как вы догадываетесь, Барбара Херши... Рискну утверждать, что тогда все молодые люди страны из числа кинозрителей просто сходили с ума от этой невыдающейся внешне актрисы, опровергавшей все наши представления о кинозвезде. А все девичье население СССР тем временем грезило об олегевидовеподобном Стиве Рэйлсбеке. А что же Питер О'Тул? Тогда мы ничего не знали о его оскаровском проклятии и воспринимали, в силу своего возраста, как и крутого, но все-таки дедушку. К тому же залитые кровью белки глаз Питера, сыгравшего в "Трюкаче" кинорежиссера-философа (впоследствии все узнали об алкогольной первопричине этого), несколько снизили его рейтинг в глазах советских фанатов фильма. В то же время у зрителей среднего и старшего поколения именно О'Тул был непререкаемым номером один в споре о том, кто же в "Трюкаче" лучший. По прошествии времени я также присоединилась к этому проницательному меньшинству. Признаюсь, в те далекие годы я не очень-то зацикливалась на музыке в этом фильме, целиком сконцентрировавшись на перипетиях сюжета и актерах, но затем, после выхода "Трюкача" в наш прокат, пересматривала, точнее "переслушивала" картину как раз ради нее. И сейчас, когда время уже порядком подстерло из памяти приключения гонимого полицией парня на киносъемках, музыкальная тема все еще звучит в ушах, хотя с тех пор прошло уже более 30 лет. Как оказалось, не только в моих, но даже и в тех, кто в далеком 1981 году еще только ходил в детский сад. Значит, есть в этом нечто метафизическое. Поэтому спасибо тебе, Земфира, за песню "Господа", в которой основным рефреном звучит вечная тема из "Трюкача".


Рецензии