Утро понедельника

"С помощью кино нельзя преподать никакого урока , а можно лишь ободрить
того , кто думает так же, как ты. Чтобы он подумал, что ты думаешь так
же, как он , и почувствовал себя менее одиноким . Я сделал комедию о
печальной обязанности человека подчиняться правилам этого мира."
О.Иоселиани.
Наверное, всем нам знакомо чувство, которое очень хорошо
уместилось в одну фразу великого поэта -" им овладело беспокойство,
охота к перемене мест.".Иногда это чувство охватывает особенно остро, и тогда
рутина повседневности внезапно становится невыносимой, и решение послать
все к черту приходит совершенно неожиданно, тем более, если это
случается однажды утром, в понедельник. А понедельник, как известно, день тяжелый. Может, и вправду нужно в одно отнюдь не прекрасное утро
забить на все, сорваться с насиженного места, и, ничего никому не
объясняя, оказаться вдруг в одном из самых прекрасных городов на
земле... Каждый стремящийся обрести свободу понимает ее по-своему. Для
кого-то это отказ от запретов и привычек, и бегство от обыденности, как для нашего героя Венсана. Оказаться, чтобы еще острее почувствовать свое одиночество, и осознать, что будни - везде будни, и люди, в-общем-то, одинаковы, с похожими чаяниями и проблемами. И каждый новый их день так же похож на предыдущий. А любое путешествие есть ни что иное, как путь к самому себе. Как писал когда-то еще один великий поэт, тоже любивший одиночество и Венецию , "и восходит в свой номер на борт по трапу постоялец, несущий в кармане граппу, совершенный никто, человек в плаще... "Так и Венсан -человек- никто, полностью и всецело растворившейся в местном пейзаже , "в том "никуда", задержаться в коем мысли можно, зрачку нельзя." Только вот в кармане у
него не граппа, а вечная бутылка вина. "У нас во Франции вино играет гастрономическую роль, а здесь - исключительно духовную"- философски заключает Венсан. Ведь, как утверждает в другом своем фильме Иоселиани, истина именно в вине! С теплой иронией и присущим ему особым юмором режиссер размышляет о свободе, о вечных ценностях и бремени человеческой жизни. Картина создает удивительное настроение , после которого послевкусие остается еще долго после просмотра... И еще - хоть Иоселиани ипредупреждает, что его фильм не требует пояснений в виде субтитров - "постарайтесь их не замечать". Всем, кто еще не видел этот фильм - не лишайте себя удовольствия, и непременно посмотрите его с
закадровым голосом самого режиссера (им озвучены все фильмы
французского периода). Тогда-то вы непременно оцените и особый
юмор, и необыкновенное очарование этой картины, получившей не только "Серебряногомедведя" за лучшую режиссуру на Берлинском фестивале 2002 года, но и специальный приз ФИПРЕССИ за "очень профессиональный и изящный портрет
абсурда и скуки повседневности".


Рецензии