Кус-кус и барабулька

" Ну когда же мы , наконец , заживем нормальной жизнью ? "

«The Best French Film of the Year» - " Лучший французский фильм года " - эта фраза многозначительно и не без некоторой доли иронии вынесена в слоган картины французского режиссера тунисского происхождения, Абделатифа Кешиша , повествующей о перепитиях жизни арабских эмигрантов во Франции.
Не думайте,что поведясь на вкусное и немного лекгомысленное название " Кус-кус и барабулька ", вы станете пускать слюнки , в очередной раз созерцая гастрономические утехи жизнелюбивых французов. На этот раз нам предлагается стать не просто соцерцателями , а почти соучастниками этого реалистичного и правдивого кино , и полной скрытого драматизма истории , не подсмотренной со стороны , а показанной буквально " изнутри ". Проблемы эмигрантов давно стали излюбленной социально-политической темой Европы , как следствие , предметов разностороннего исследования в различных областях культуры,в том числе , и в кинематографе. Но мало кто ранее Кешиша отваживался рассказать об эмигрантах не как о ассимилянтах-изгоях , а как об обыкновенных французах - обывателях , со всеми присущими им чаяниями и проблемами. Шестидесятилетний Слиман Бейжи, большую часть своей жизни проработавший на верфях в портовом городе (вероятно , имеется ввиду Марсель- столица " эмигрантской " Франции ) , вдруг неожиданно оказывается "выброшенным за борт "- без работы и без каких-либо дальнейших .перспектив на нее. Впрочем, проблемы подстерегают его со всех сторон - это и напряженность его взаимоотношенй со взрослыми многочисленными детьми , усугубившиеся с потерей работы , и неурядицы в личной жизни. Поэтому , почти отчаявшись , и задумав открыть " свое дело " - маленький семейный ресторанчик , Слиман вряд ли надеялся заручится поддержкой своих близких. Однако именно они - а точнее , женщины его жизни - жена , любовница и ее дочь ,вдруг приходят к нему на помощь , когда ситуация оказывается почти безысходной.
Жаль,что наш главный герой ,возможно ,так и не узнал о том , на что готовы любящие его женщины ,чтобы еще раз доказать свою любовь и преданность.Зрителя ждет открытый финал , и мы можем только догадываться ,чем же закончилась эта история...
А при чем же здесь кус-кус и барабулька ,спросите вы ? Ведь ,в итоге, никому так и не довелось отведать злополучного " деликатеса " , ну разве что клошар с улицы получил таки свою порцию этого незамыловатого блюда - " Вкуусный кус-кус ! " И в чем , собственно говоря ," секрет крупы ? " Стоит ли вообще его пробовать ? Особо продвинутые киноманы наверняка припомнят здесь еще одну историю, связанную с кус-кусом , и поведанную в фильме Райнера Вернера Фасбинера "Страх съедает душу ". Эта картина ,вышедшая на экраны в далеком 1974 году, уже тогда была посвящена проблемам ассимиляции эмигрантов , на этот раз в Германии. В ней тридцатилетнийлетний араб по имени Али , на протяжении всего фильма мечтающий о вожделенном кус-кусе ,в итоге умирает, так и недождавшись его , закормленный до смерти комплексными обедами своей немецкой женушки. А ответ на этот вопрос - " пробовать или нет ? " - звучит из уст самой оптимистичной героини картины Кешиша , юной Фарияд , исполнительнице совершенно потрясающего по своей энергетике " танца живота ", ставшего самым ярким эпизодом в картине : " - Надо пробовать ! "
Поэтому и я осмелюсь рекомендовать попробовать посмотреть этот немного странный , и справедливо отмеченный наградами многих кинофестивалей фильм всем гурманам - поклонникам хорошего авторского кино.


Рецензии