Земля дрожит

"Земля дрожит " - первый послевоенный фильм Лукино Висконти ,появившийся в 1948 году , и снятый по роману Дж.Верги " Семья Малаволья ", ознаменовал кульминацию неореализма , став образцом высокого искусства. Все системы координат ,свойственные этому художественному направлению , - документализм , бытовые реалии , живая жизнь простых людей - нашли отражение в картине. Еще в 1943 году Висконти сформировал свое кредо : " В кино меня привело прежде всего обязательство рассказывать истории живых людей...Опыт научил меня более всего тому ,что человеческое существо - в его весомости и его внешнем облике - есть та единственная " вещь ", которая действительность наполняет собой кадр , что окружающая среда созидается им ,его живым присутствием ,и что от страстей , его волнующих , все это обретает правдивость и выразительность..." В фильме "Земля дрожит " впервые явно проступили стилеобразующие черты авторского почерка режиссера.. Он поднял остро-социальную тему , и снял картину о жизни рыбаков сицилийской приморской деревушки Ачи Трецца , жизни сложной , порой драматичной , языком самих же бедняков и членов их семей. Таким образом , режиссер не только максимально приблизил свое кино к реальной жизни ,но еще и минимизировал затраты на актеров (избежав при этом какого-либо намека на любительство.) Это было немаловажно ,особенно в условиях минимального бюджета картины . Фильм должен был стать первой частью трилогии о жизни сицилийцев , планировалось ,что за ней последуют еще две - о борьбе шахтеров и крестьян , но денег хватило лишь на первую часть ,так называемый " Эпизод у моря " В этой картине поражает многое - пластическая выразительность , трагическая напряженность ее персонажей , и ее изобразительная сила . Здесь огромное значение ,безусловно , сыграла великолепная операторская работа Альдо Грациати , впоследствии также работавшего с Висконти на фильме " Чувство" . Это кино можно было бы назвать и трудным , и даже пессимистичным , если бы не та симпатия и сострадание , с которыми у Висконти показаны " маленькие люди ", низы социальных слоев ,чья однообразная жизнь наполнена тяготами , беспросветностью , и вместе с тем ,определенной красотой ,внутренней страстью , и поэтичностью их суровых будней...Так уникальная комбинация ,состоящая из хитросплетения суровой хроникальности действительности и поэтической силы изображения , позволила стать картине одним из из ключевых символов неореализма - течения , возникшего в послевоенном итальянском кинематографе под влиянием поэтического реализма , зачинателем которого был Лукино Висконти в начале своего пути , и возможно , впервые так явно продемонстрировала его умение находить в обыденном прекрасное , открывая поэзию повседневности.


Рецензии