Робот против пиратов

Шенк Владимир

21 ноября 2007


   

Подводные беспилотные лодки и батискафы встречаются куда реже, чем самолеты и вертолеты, а морские десанты по эффективности сравнимы с воздушными. Не удивительно, что и под водой нашлось место военным роботам. Правда, в силу разрушительных свойств воды их история куда короче и менее насыщена, чем история беспилотных летательных аппаратов. Например, подводная разведка может показаться весьма экзотическим видом рекогносцировки, если не учитывать, что флоту в военной доктрине уделяется не меньшее место, чем военно-воздушным силам. Расположение кораблей в гавани противника, местонахождение минных полей и заграждений, передвижение подводных лодок - все эти ценные сведения могут быть добыты подводными разведчиками. Не говоря уже о состоянии океанических шельфов, где находятся месторождения ценных минералов.





ИДЕАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ КОРАБЛЕЙ И НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АТАК



Подводные беспилотные лодки и батискафы встречаются куда реже, чем самолеты и вертолеты, а морские десанты по эффективности сравнимы с воздушными. Не удивительно, что и под водой нашлось место военным роботам. Правда, в силу разрушительных свойств воды их история куда короче и менее насыщена, чем история беспилотных летательных аппаратов. Например, подводная разведка может показаться весьма экзотическим видом рекогносцировки, если не учитывать, что флоту в военной доктрине уделяется не меньшее место, чем военно-воздушным силам. Расположение кораблей в гавани противника, местонахождение минных полей и заграждений, передвижение подводных лодок - все эти ценные сведения могут быть добыты подводными разведчиками. Не говоря уже о состоянии океанических шельфов, где находятся месторождения ценных минералов.
 

{{direct_hor}}

В США корпорация BAE Systems совместно с компаниями Lockheed Martin и Rafael Armament (Израиль) разработала робокатер. "Протектор" представляет собой автономную боевую единицу, оснащенную вооружением, радиолокационным оборудованием и камерами. Он предназначен для действий в реках, портах, прибрежных водах и может использоваться для разведки, патрулирования и противодействия диверсионным и террористическим атакам. Он может использоваться самостоятельно либо в группе подобных беспилотных единиц, дистанционно управляемых с борта корабля береговой обороны. Подробные характеристики катера пока не сообщаются. Известно, что его длина равна 10 метрам, а максимальная скорость составляет 40 узлов (74 километра в час). Грузоподъемность катера равна 1000 килограммов. На катере установлен крупнокалиберный пулемет Browning M2HB. Разработчики считают, что робокатер является идеальным средством для защиты кораблей, находящихся в Персидском заливе, а также нефтяных месторождений от террористических атак.

В свою очередь, компания Lockheed Martin провела успешные испытания автоматизированного комплекса S-Talon. Новый робот позволит обнаруживать подводные лодки и минные заграждения на значительном расстоянии, снижая риск для кораблей и экипажей. Комплекс состоит из буксируемой активной гидроакустической станции широкого диапазона с выносной антенной, позволяющей обнаруживать малошумные подводные лодки в различных гидроакустических условиях, прибрежные шумы, производить поиск под слоем "температурного скачка" и т.п. Антенна буксируется погружаемым подводным аппаратом RMV (Remote Multi-Mission vehicle), движущимся у поверхности воды. Аппарат управляется с корабля-носителя по радио или при помощи спутниковой связи. Комплекс оснащен развитыми средствами связи, позволяющими давать целеуказание противолодочным кораблям и вертолетам. Система управления обеспечивает буксировку антенны с заданной скоростью и позволяет изменять глубину ее погружения, обеспечивая поиск целей под слоем "температурного скачка", отделяющим теплые приповерхностные воды от холодных вод глубин. S-Talon способен обмениваться информацией с несколькими потребителями в реальном масштабе времени. Транспортировка комплекса на большие расстояния и его техническое обслуживание производятся на борту корабля-носителя.

В США проходят испытания беспилотной мини-субмарины (Autonomous Underwater Vehicle), сообщает DefenseTech. Ученые из Университета Пенсильвании (Penn State University) изначально разрабатывали Seahorse ("Морской конек") для Океанографического управления ВМС (Naval Oceanographic Office (NAVOCEANO). Океанографы собирались с его помощью изучать рельеф морского дна и составлять его карты, а также проводить другие исследования. Однако впоследствии "Морским коньком" заинтересовались военные. Аппарат имеет модульную конструкцию, что позволяет ему выполнять самые различные задания, меняя "профиль" в самое короткое время. Маршрут его плавания закладывается в бортовой компьютер заранее. "Морской конек" может действовать в радиусе 480 километров. Зарядки аккумуляторов ему хватает на 72 часа работы. Seahorse планируется оснащать многоцелевые военные катамараны проекта X-Craft. По своей форме он напоминает торпеду, однако его размеры - 8,5 метра в длину и примерно метр в диаметре - не позволяют запускать его из торпедных аппаратов.

В настоящее время Пентагон разрабатывает несколько программ по созданию подводных роботов-тральщиков. С торпедного аппарата подлодки можно запускать другую беспилотную мини-субмарину, разработанную американской корпорацией "Боинг". Длина мини-подлодки составляет около шести метров. Она способна действовать под водой в течение 60 часов, разыскивая и нейтрализуя донные и плавающие мины. По окончании задания она возвращается к подлодке, где ее поднимает на борт специальный манипулятор. Считается, что этой системой планируется оснащать субмарины классов "Вирджиния" и "Лос-Анджелес".

Созданием морских боевых роботов занимается Франция. Кораблестроительная корпорация этой страны Naval Constructions Directorate совместно с канадской компанией ISE разработала беспилотный подводный аппарат S-kiper, предназначенный для поиска морских мин. Этот аппарат можно перевозить на среднетоннажном судне, оборудованном краном, грузоподъемностью не меньше восьми тонн. Кран необходим, чтобы спускать мини-подлодку в воду. S-kiper представляет собой полуавтономную субмарину, состоящую из двух аппаратов. Первый, более крупный, действует, находясь в полупогруженном состоянии, а над водой остается антенна, и управляет небольшим автономным модулем. Оператор может находиться на корабле либо на берегу. S-kiper действует на удалении до 15 километров. Во время испытаний S-kiper при помощи бортового сонара сумел обнаружить все учебные мины, действуя на глубине 200 метров.

В водах Сомали за последнее время резко осложнилась ситуация с судоходством, так как неконтролируемая территория морской зоны фактически отдана на откуп пиратам. В связи с этим компания Marine Robotic Vessels International предложила решение проблемы обеспечения безопасности прибрежных вод не только этого региона, но и любой другой акватории, где возможно появление "нежелательных гостей". Изобретение компании представляет собой набор навигационного и следящего оборудования, которое может быть установлено на обыкновенную лодку, она после такой "модернизации" станет настоящим шпионским судном. Оборудование сделает ее практически неуязвимой для пиратов, однако позволит получать информацию об их местонахождении в зоне прямой видимости. Управление "шпионским судном" осуществляется посредством компьютера.

Демонстрация первого китайского робота-спасателя прошла в рамках международной выставки в Шэньяне (провинция Ляонин). Робот представляет собой две соединенные вместе ракеты длиной около одного метра. Весит тридцать килограммов, способен развивать скорость до трех метров в секунду, причем сохраняет устойчивость даже при сильном волнении. Управляется робот дистанционно и способен удаляться от оператора на расстояние до пяти километров. Его можно использовать в тех случаях, когда спасательное судно не может приблизиться к судну, терпящему бедствие, а также для обследования тонущих судов и эвакуации людей из воды. Испытания показали, что робот-спасатель может принять на борт до четырех человек.

Министерство обороны Японии намерено создать в ВМС страны подразделения подводных и надводных роботов, призванных бороться с террористами и охранять портовые сооружения. На их разработку предполагается затратить около 6 млрд. иен (около 50 млн. долл.). Создание роботов планируется завершить примерно за шесть лет, сообщает сегодня газета "Иомиури". Речь идет о создании полноценных военных роботов, которые смогут самостоятельно двигаться под водой и по ее поверхности, распознавать цели, принимать решения и нападать на противника. Подводные и надводные автоматы разных типов будут объединены в системы и станут действовать как самостоятельные подразделения. Предполагается, что они смогут пресекать нападения диверсантов-аквалангистов, патрулировать различные морские сооружения и отдаленные острова.

На выставке вооружения "АЙДЕКС-2007" в Абу-Даби продемонстрированы роботы-охранники судов и портов. Корпорация AAI и компания Marine Robotic Vessels International впервые показывает роботы-модули четвертого поколения USV двойного применения, которые предназначены для обеспечения безопасности портов, борьбы с пиратством, сопровождения судов, охраны нефтяных морских платформ, а также контроля морского загрязнения. Снабженные сенсорами и детекторами, связанными с береговыми компьютерными системами, роботы могут выявлять наличие радиоактивных материалов в прибывающих судах, а также вооружения, людей в трюмах и т.п. Страны бассейна Персидского залива и Индийского океана, через который транспортируется 60% мировой нефти, являются перспективным рынком для роботов.

Для охраны береговой полосы от нападений с моря корпорацией RAFAEL разработан корабль-робот Defender. Он представляет собой девятиметровый дистанционно управляемый катер на воздушной подушке с бронированным корпусом, радиус действия - 20 км. Он укомплектован четырьмя камерами слежения, гидро- или радиолокатором и электронно-оптическим оборудованием, способным передавать трехмерное изображение на пункт управления. Кроме того, такой корабль снабжен дистанционно управляемыми прожекторами и сигнальными системами предупреждения. В качестве вооружения на катерах будут стоять пулеметы типа "мини-Тайфун", разработанные той же фирмой.

Если наземные роботы являются инструментами для ведения в первую очередь локальных конфликтов, то морские роботы можно рассматривать как инструмент завоевания или удержание глобального господства. На протяжении всех последних пятисот лет именно та страна, которая обладает наибольшим морским могуществом, которая контролирует морские торговые пути, фактически управляет всем остальным миром. Например, есть упоминание о роботорпедах, материнским модулем которых является автоматическая мини-подлодка. Он снабжен магнитогидродинамическим двигателем, способен долгое время пребывать в режиме автономного поиска или ожидания. Он имеет периферию из автономных свободноплавающих сенсорных микроустройств, находящихся в режиме пассивного наблюдения ("сенсорный планктон"). При обнаружении вражеского корабля этот модуль разделяется на ряд скоростных дочерних модулей, которые будут наводиться на цель, используя гидроакустические, электрические, магнитные, хемосенсоры. Все модули соединены в сеть гидроакустическими и радиоканалами и действуют в рамках стайной тактики "преследования добычи", как пиранья.

Еще один принцип, на который делают упор разработчики морских военных роботов - подражание природе. Например, американской компанией iRobot Corporation был создан робот DART Underwater, поразительно схожий с рыбой метровой длины. Основные двигательные принципы также были заимствованы у морских позвоночных, если верить утверждениям разработчиков, они заметно экономят энергию. Искусственная рыба снабжена процессором и может как существовать автономно, так и дистанционно управляться с помощью графического интерфейса. Другие институты работают над созданием разведывательных роботов-миног и раков.

Плавающие робомины, оснащенные тихим магнитогидродинамическим двигателем, выполненные из наноуглеродных и кремнийорганических материалов, могут годами находиться в режиме ожидания в придонных слоях. Или даже углубившись в грунт, из которого будут лишь "выглядывать" сенсоры, напоминающие щупальца медузы. Если хотя бы одна мина обнаруживает и распознает цель своими сенсорами, она начинает обзвон минной сети, используя гидроакустические каналы, низкочастотные радиоканалы и, возможно, химические сигнальные вещества. Стаи таких мин должны находить у вражеского корабля наиболее уязвимые зоны, например в районе руля и гребного устройства, и детонировать только после "налипания" в достаточном количестве. Ядерные робомины находятся на очень большой глубине, в грунте, и используются для уничтожения даже авианосных соединений противника.

В 2000 году была запущена интересная международная программа Argo. В ее рамках в воды мирового океана были выпущены три тысячи зондов-роботов, способных опускаться на глубину до 2 километров и замерять температуру и соленость воды. Полученная с зондов информация обрабатывается в режиме реального времени и поступает на интернет-страницу проекта. Впрочем, никто не может быть уверенным в том, что это вся информация, собираемая Argo. Срок жизни зондов не превышает пяти лет, и на сегодняшний день действует немногим более тысячи из них. Однако уже сам факт подобного массового внедрения роботов в океан не может не привлекать внимания. Что мешает, например, вложить в каждый из них взрывчатый заряд и использовать по мере необходимости, хотя бы для охраны тех же драгоценных шельфов?

IRobot Corporation совместно с американским Управлением перспективных исследовательских программ Пентагона (DARPA) представила крабообразного робота Ariel Underwater. Его основная цель - обнаружение и нейтрализация подводных мин. Ariel передвигается на шести конечностях и, судя по результатам испытаний, одинаково хорошо делает это под водой и на суше, по песку и гальке, вверх и вниз тормашками, а также противостоит прибою и подводным течениям. Предполагается, что в заминированный район будет выпускаться целая "стая" этих "крабов", каждый из которых найдет свою мину и пристыкуется к ней. Затем, смотря по обстоятельствам, он может перенести ее в нужное место, если ее масса не превышает 6 килограммов, или подорваться вместе с нею. В число текущих проектов iRobot Corporation входит разработка системы акустических сигналов, которыми смогут обмениваться Ariel. Эта система повысит уровень их взаимодействия и, возможно, станет тем самым случаем, когда целое значительно больше суммы составляющих.

 


Владимир ШЕНК
Бер-Шива, Израиль


 


Опубликовано в выпуске № 45 (211) за 21 ноября 2007 года


Рецензии