Детектив тут не ночевал!


Захотелось  почитать свежий детектив. Захожу на сервер Проза.ру. Дальше, предвкушая удовольствие,  двигаюсь по ссылкам: «Произведения», «Полный список произведений»,  «Жанровые произведения»...

Наконец, добрался:  «Детективы»! 

Читаю авторские анонсы, заглавия, которые дали  своим произведениям и отнесли их к детективам сами авторы.

Итак:

«Старому Новому году - 100 лет! (Ольга Сангалова);
На Андреевском... (Арина Ермолова);
Окрошка,  Золотое Кольцо, Есть к чему стремиться (Ольга Фер)
Мои рисунки. Тайна мгновения?! (Татьяна Дума)
Арбузный мёд (Варвара Бурун)
Детство Лермонтова 9 Тарханские праздники (Елена Николаевна Егорова)

Мне остается лишь пожать плечами и проверить, а в тот ли раздел я зашел?

В тот. «Детективы» называется». Странно, однако…

Начинаю сомневаться, а знают ли авторы, что такое детективный жанр в прозе или драматургии.

Оказывается, совершенно  не знают.

Предвижу упрек: прежде чем оценивать произведение или его часть (заглавие), следует прочитать его до конца.

Согласен. Но не забывайте, что роман, повесть, рассказ, новелла начинаются с заглавия. Как театр начинается с вешалки. Вот я и пришел эти вешалки пощупать да подергать. Одни шатаются, как молочные зубы у младенца, а другие вовсе отломаны.

Плохой получается театр. Никудышный.

Так и с детективами перечисленных уважаемых дам на сервере «Проза.ру». Они с детективами и рядом никогда не лежали.  Прочитаешь эти немудреные заглавия, и желание читать сами произведения напрочь отпадают.  А ведь писатель сочиняет именно для того, чтобы читали. А заглавие вверху пишет для того, чтобы заинтересовать, привлечь, заинтриговать читателя. Чтобы поймать его на крючок. 

«А какие нужны заглавия?», - спросят у меня писатели О. Сангалова, О.Ермолова,  О. Фер, Т. Дума,  В. Бурун и Т. Егорова. 

Отвечу так: поучитесь, дорогие мои коллеги, у классиков. Посмотрите, какие заглавия и заголовки придумывали они к своим произведениям.

Заглавие любого произведения детективного произведения, названия его глав должны указывать на тайну,  которую предстоит раскрыть («Тайна Мари Роже», «Загадка Энхауза»). Тайна в детективе главное. Обычно это тайна совершенного преступления. И заглание может указывать на него  («Убийство на улице Морг»), на место преступления или обнаружения его («Труп в библиотеке»), на орудие  преступления («Собака Баскервилей»). Заглавие может указывать на жертву («Убийство Роджера Экройда»). А может намекать не преступника (опять та же неповторимая «Собака Баскервилей»).

Мне могут возразить: тут все это давным-давно исхожено, изъезжено, перепахано и использовано. А что вы хотите? Способы убийства можно пересчитать на пальцах. Виды орудия преступления тоже: нож, пистолет, яд… Их наберется чуть более десятка. Извечных мотивов всего несколько. Даже схема фабулы устоялась — жертва, преступник, свидетель, умный сыщик, помощник умного сыщика, глупый сыщик, ошибочно подозреваемый… Вот, пожалуй, и все.  Так что придумывайте, дамы детективщицы и господа детективщики комбинации этих извечных мотивов, ищите для их воплощения новые  локации (места действия).

Мне возразят, скажут:  вот советует тут, а сам-то как эти советы воплощает?  Что ж, поделюсь. Я ведь не для бахвальства сел за клавиатуру, а для того, чтобы поделиться опытом с теми, кто знает как писать детектив меньше, чем я.  Приведу лишь несколько примеров.

«Остров любви» — заглавие одного из моих детективов. На первый взгяд оно может показаться совсем не детективным. Нейтральным. Не трагическим.  Но это место преступления. Один из четырех китов, на которых держится жанр. Другие киты – это  жертва, преступник, его орудие. Повесть, между прочим, дважды переиздавалась. Суммарный тираж полмиллиона экземпляров.

«Телеграмма из Минска». История и дистанционной разгадке сыщиком преступления, совершенного далеко. Телеграмма приносит новость, за которой следует блестящая неожиданная разгадка и изобличение преступника.

«Цифровые следы» — расследование убийства, совершенного в закрытой комнате. Казалось бы писатели-детективщики исчерпали возможности этого приема и изобрести что-либо новое уже нельзя. Но оказывается можно. Молодой, здоровый, цветущий человек совершенно беспричинно умирает в своей запертой квартире. Эксперты-медики в недоумении. Но сыщик находит разгадку и дает ей убедительное объяснение.

«Черная дыра». Это место зловещее и таинственное место преступления, лес, в котором исчезают проезжие автомобилисты. История кажется фантастической, но никакой фантастики тут нет. И всему сыщик находит убедительное объяснение.

«Динары пятого халифа». В названии заложен предмет преступления. Он очень ценный, и за ним идет охота. Один за другим при таинственных обстоятельствах погибают шесть человек.

«Лесная живодерня». Это детектив с элементами хоррора (ужасов). Название отражает место преступления.   

Так что не спешите относить написанное к детективу. Этот жанр достаточно изучен, имеет свою четкую структуру, свой перечень приемов, свои законы, если хотите.


Рецензии