Воспоминания о посещении Москвы в разные годы

       Когда-то, после разоблачения Никитой Сергеевичем Хрущёвым культа личности И.В.Сталина, мой брат, пострадавший от репрессий и высланный из Ленинграда в 3-х летним возрасте вместе с мамой и старшим братом, воодушевился и решил вернуться в Ленинград.
      Но наша умная мама сказала ему:
- От добра – добра не ищут! Советская власть и Казахстан дали тебе образование, прекрасную квартиру, отличную работу, любимую жену, подарившую тебе сына и верных друзей, не надо их предавать….

      Брат скончался в Аматы 4 октября 2015 года и был захоронен в могилу нашего отца, рядом с могилой мамы. В последний путь его проводила верная жена, младший сын, внук и внучка и трое правнуков. Внучка от старшего сына живёт в Москве и брат перед смертью  успел пообщаться со своими ещё тремя правнуками по Скайпу…

      В настоящее время, слушая осуждение со стороны «либералов» кровавого режима Сталина и причины распада СССР, я вспомнила о посещении Москвы в разные годы своей жизни.

      В 1980 году Казахский филиал Всесоюзного ГПИ  «Союзгипролесхоз» получил серебряную медаль на ВДНХ в павильоне «Лесная промышленность и Лесное зозяйство»  за успешный проект « Создания Государственной защитной лесной полосы вдоль песков Мойынкум, протяженностью 250 км, остановивший продвижение песков к населённым пунктам и железной дороге.
      В связи с победой в социалистическом соревновании между филиалами Головного института профсоюзный комитет работников «Лесбумдревпром» наградил наш
лесомелиоративный отдел туристическими путёвками в Москву.
      После проведения Олимпиады Москва сияла чистотой, безупречным порядком и отличалась исключительным гостеприимством к приезжим.
      Нас поселили в новый прекрасный отель с двухместными почти роскошными номерами, кормили в ресторане, где наши казахи могли заказывать не свиные, а говяжьи сосиски.

      Казахский народ отличается широтой души и большим гостеприимством (нам каждый гость дарован Богом!), как люди, живущие в тяжёлых условиях континентального климата, благодарные власти СССР за создание сети защитных лесных полос, зелёных зон и обустройство пастбищ в зоне пустынь. При проведении изыскательских работ вдоль песчаного массива, когда мы подъезжали к юрте чабанов,  за водой из колодца или скважины, нас никогда не отпускали, не угостив кумысом и не пригласив в юрту выпить чаю.
       Всем нашим молодым специалистам казахской национальности  прежде не довелось бывать в Москве и они сумели оценить и гостеприимство и уважение к себе со стороны россиян.

       В 1984 году  я полетела в Москву на похороны старшего брата на Кунцевском кладбище после кремации. За пол года до своей смерти ему удалось познакомиться с женихом младшей любимой дочки, но внука он уже не увидел, как и правнучек от дочери старшего своего сына.
       Ну, а после развала СССР и выхода на пенсию в лихие 90-е я поняла, что больше не увижусь ни с родственниками, ни с Москвой…

       Но в 2012 году решилась сделать сюрприз семье старшего брата и приехать в Москву к юбилею его жены, дожившей до 90-летия в полном уме и твёрдой памяти. Сестра и брат, поживающие в Алматы снабдили меня подарками для нашей любимой снохи и племянников, а я взяла билеты на поезд в жесткий вагон, чтоб сэкономить средства. На иллюстрации - посещение родных в Москве
       Проводник – молодой казах заполнил вагон под завязку гастарбайтарами в основном молодыми парнями из Средней Азии, стремящимися в Россию на заработки.
Спали они на третьей полке для багажа, а днём сидели в тамбуре. Мне было жаль этих ребят, и я им разрешала по очереди сидеть на моей нижней полке, пить чай и есть китайскую лапшу за нашим столиком. В Казахстане молодёжь уважительно относится к пожилым людям любой национальности и пола.
       Я с удовольствием смотрела в окно, под стук колёс вспоминая свою работу по степям и пескам Казахстана, купила лепёшку на станции Шимкент и подышала тёплым воздухом своей Родины…
       При подъезде к границе проводник поделился со мной своими проблемами и добавил, что русские пограничники честные, взяток не берут, а казахам ему приходиться платить за переезд границы без билета. И действительно русские пограничники зашли в вагон с автоматами и с большой овчаркой и попросили поднять нижнюю полку, чтобы та понюхала багаж.
       После пересечения границы наш вагон стал постепенно пустеть, а при приближении к Москве вновь заполняться, но уже русскими молодыми парнями и девушками. И тут я столкнулась с настоящим шовинизмом и хамством русской либеральной молодёжи. Они оскорбляли нашего проводника казахской национальности, требовали предоставить места на нижней полке, пересыпая свои претензии отборным русским матом. Я отвернулась к стенке и закрыла голову простынёй от стыда, что я русская.

       В заполненном  вагоне метро с Павелецкого вокзала место мне уступил толи казах, толи таджик, а русские не обратили никакого внимания на старую бабушку с большой сумкой…

       Мой сюрприз родственникам удался на славу, после празднования юбилея, сноха отдала мне свой проездной билет и я могла пользоваться бесплатным проездом на метро и троллейбусах. За неделю сумела навестить всех родственников, погулять по ВДНХ, посетить любимую Третьяковку, могилу брата и даже съездить в Нахабино на встречу со своими бывшими сослуживцами. В 1991 году семейная пара  бывших молодых специалистов Казахского филиала  продали свою квартиру в Алматы и купили домик в Нахабино. Муж Анатолий получил работу на предприятии «Зеленстрой» г.Москвы, а жена Алла - в лесхозе. Меня встретили шашлыком из своих кроликов и оставили ночевать. На мою жалобу про отношение москвичей к проводнику, Анатолий признался, что в первый год к нему плохо относилась милиция на улицах Москвы из-за казахстанского загара, постоянно проверяли документы, но со временем москвичи обнаглели и решили, что рабочие профессии не для них. У них в «Зеленстрое» уже давно есть постоянные «кадры» из Средней Азии – очень добросовестные и трудолюбивые. Русские москвичи работать не хотят, да ещё частные предприниматели превращают гастарбайтеров в рабов, и не платят в полной мере, а селят в невыносимых условиях для жизни…

       На обратном пути вагон был заполнен на половину, места на боковых полках пустовали, а моей соседкой оказалась казашка, которая возвращалась домой в Кызыл  - Орду. Она посоветовала мне купить копчёную рыбу в Аральске, где дешевле продают. Оказалось, что в Москву она поехала по приглашению русских друзей тоже покинувших Казахстан после развала СССР.
       Поневоле я стала вспоминать посещение Москвы по туристической путёвке в 1980 году и нашу общую бывшую дружбу между народами. Вспомнилась моя командировка в Рижский филиал  «Союзгипролесхоз», ещё в семидесятых годах, куда меня направили для обмена опытом по проектам организации Национальных парков. Наш головной институт способствовал обмену опытом в проектировании, филиалы соревновались и с удовольствием помогали коллегам в решении сложных вопросов на технических советах или совещаниях в Москве. Рейс Аэрофлота в Ригу шёл через Ташкент, где к нам подсела группа узбеков в национальной одежде. Ничего не предвещало столкновения с руссофобией в Риге, где я когда-то побывала по туристической путёвке вместе с подругой казахской национальности и нам там было комфортно.

        Главный инженер Рижского филиала любезно проводил меня в архив и попросил заведующую – пожилую даму выдать мне 5 проектов. В Казахстане все проекты мы писали на русском языке и мне в голову не пришло, что в Латвии пишут на латышском. Из уважения к заведующей я перелистала все 5 проектов, цифры в сметах перевода не требовали, поэтому я даже кое-что выписала себе на заметку, но потом, возвращая книги  спросила: нет ли проекта на русском? Дама зло мне ответила: - «Этого ещё не хватало!». Мне пришлось вернуться к главному инженеру за советом, какой из парков стоит посетить, и попросила его перевести на русский язык штатное расписание дирекции парка, оклады-то у меня были записаны. Он доброжелательно и подробно объяснил мне как добраться до ближайшего парка на электричке, где директор русский и я искренне поблагодарив его, благополучно попала в Национальный парк, где Директор дал мне много ценных советов при проведении изыскательских работ, которые мне надо было контролировать в Киргизии, где проводил сбор материалов наш автор проекта Мусин.

        Возвращаясь домой в Алматы на поезде в 2012 году, я решила, что моё посещение Москвы по ощущениям напоминает командировку в Ригу. Тогда там я не могла отличить русских от латышей, но если в кафе или магазине я обращалась к продавцу на русском языке мне не отвечали или грубили вероятно думая, что я местный житель. Я даже возвращаясь в Ригу на электричке села на поезд не в сторону Риги. В гостинице мест не было, и я на 3 дня сняла койку у частника, хозяйка предупредила, чтоб я возвращалась не позже 22-х часов, а тут я вернулась почти в 24! Пришлось долго оправдываться, что я не понимаю по латышки названия станций… И я получила очередную порцию унижения личности...
       Когда наш самолёт приземлился в Ташкенте, и я увидела первого узбека в полосатом халате, то готова была его обнять!

      Я решила написать эту заметку  после споров «либералов» и  Максима Шевченко на передаче «Время покажет» в отношении шовинистического отношения к мусульманам в местах заключения со стороны русских.

      Нет ничего отвратительнее и ужаснее шовинизма и расизма. Все люди и народы на Земле одинаковые и в каждом народе есть и Хищники и Жертвы. В СССР большевики сумели ликвидировать  классовое расслоение общества, проявление шовинизма, расизма и религиозной нетерпимости. Когда-то со своим товарищем казахской национальности мы рассуждали о национализме и он признался, что не позволит своей дочери выйти замуж за русского, что в этом случае он националист. Я посмеялась и сказала, что это не национализм, а любовь может победить его  чувство собственности  по отношению к дочери потому, что давно уже нет ни чистокровных казахов, ни русских, ни немцев… Человек не может гордиться тем, что он – русский или казах, все мы Хомо Сапиенс!


Рецензии
Здравствуйте!
Москва - отличный город во всех отношениях! Москва - красивый город; чистый - и душой, и телом!
Москвичи - трудолюбивые, душевные, культурные, интеллигентные люди!
Если Вам попались грубые люди в Москве, это вовсе не значит, что абсолютно все такие. Не следует чернить всех, кто живёт в Москве. Грубияны есть везде; это не зависит от национальности, а исключительно - от бескультурья.
Если человеку хочется найти грязь, то он её найдёт даже там, где её нет.
Люди из других стран приезжают в Россию, в Москву и другие города, не от хорошей жизни на своей родине; им нужна работа. И они её здесь получают. Не нравится работать в России, пусть найдут другую страну.
Вы рассказываете о Казахстане. Может, вспомните, как оттуда выгоняли русских, как только распался Советский Союз? Это соответствует Вашей фразе: "Нет ничего отвратительнее и ужаснее шовинизма и расизма". В России подобного нет.
Осторожнее со словами и характеристиками!

Василиса Фед   13.02.2021 21:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.