Прав ли я?

    Были распоряжения выполнить несвойственные нашему цеху работы, не предусмотренные "Положением об энергетическом цехе".
   Звонит однажды летом помощник директора по быту Гришин А.И. и говорит: «На предприятии есть деревья устаревшие. Сучья у них иногда отваливаются, падают, могут кого-нибудь травмировать. Тебе задание: вместе с начальником участка благоустройства определить, какие обрезки сделать на деревьях и послать своих людей, чтобы они с автовышки обрезку сделали». Ответил ему, что мы к этой работе не готовы, и выполнить я её не могу.
   Дня через два ко мне в кабинет пришел заместитель директора по кадрам Рассохин А.М. Пригласил я его сесть рядом к моему столу. Он мне говорит: «Я пришел к тебе по указанию директора". По его мнению, ты не управляем, работать с тобой невозможно и тебе предлагается написать заявление об освобождении от должности начальника цеха».
   Я воспринял сказанное совершенно спокойно и ответил: «Здесь в цехе, подчеркиваю, в электроэнергетике, правила очень строгие». Достаю из стола и показываю ему книги: «Правила устройства электроустановок», «Правила технической эксплуатации электроустановок», «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок». Автовышка, которая есть на предприятии в транспортном цехе телескопическая, поднимается вертикально и к месту работы – светильнику наружного освещения надо подъехать вплотную. Говорю Рассохину: «Может, Вы обратили внимание, что светильники наружного освещения у нас на предприятии установлены так, что к каждому можно подъехать на нашей автовышке по бетонной дороге, остановиться у опоры, поднять стрелу и работать. Шофер – водитель автовышки поднятую стрелу обязан зафиксировать от падения специальным шкворнем. Он этого не делает. Однажды наш электромонтер при замене лампы в светильнике повалился вместе со стрелой, так как шкворень не был вставлен в предусмотренные отверстия. Электромонтер не пострадал только потому, что сумел выскочить из корзины автовышки на грунт (на траву). При последующих работах в нашем цехе автовышки я обнаружил отсутствие фиксации стрелы, когда с вышки работал электрик. Подозвал водителя к стреле, показал на шкворень (стальная шпилька диаметром 25мм), не вставленный в отверстия для блокировки стрелы от падения. Отругал водителя, не стесняясь в выражениях, хотя он старше меня. На работы с вышки по нашим правилам обязательно выписывается наряд на специальном бланке. Указываются конкретные меры безопасности при работе электромонтера, назначается ответственный руководитель работ, и это все изложено в инструкции электромонтеру по замене ламп, светильников, проводов на высоте.
   При обрезке сучьев надо подъезжать непосредственно к дереву. Грунт на территории не плотный, ранее были вырыты траншеи, канавы для прокладки многочисленных кабелей, труб водопровода, отопления канализации. Вышка массой 13 тонн, у которой центр тяжести расположен высоко на таком грунте провалится, опрокинется. У водителя автовышки при работе человека из корзины с поднятой стрелой нет инструкции, он не имеет понятия, что она должна быть. В участке благоустройства у начальника тоже нет инструкции по безопасности работы на нашей автовышке».
   Говорю Рассохину: «Сейчас не война, не стихийное бедствие, нет чрезвычайной ситуации, чтобы я пошел на нарушение правил безопасности, выполнял работу любой ценой. У Вас нет юридических оснований и морального права предлагать мне написать заявление об отставке. Мне моя работа нравится, в цехе нет раздрая, работа выполняется с хорошим качеством в установленные сроки.  Лично по моей инициативе надежно обеспечили предприятие холодной водой из скважин. А с Юрием Архиповичем работать мне нравится. Он хороший математик, механик, в делах у него можно многое перенять, научиться. Так и скажите директору».
Александр Михайлович ушел.
   Недели через две мне пришлось идти к директору. Думаю, как-то встретит после разговора с его замом. Секретарь доложила, что я пришел по делу. Разрешила пройти. Открыл дверь в кабинет, захожу, смотрю: Юрий Архипович встал, идет ко мне навстречу, улыбается, подает руку, здороваемся, приглашает сесть.  Состоялся приятный деловой разговор с хорошим человеком, толковым директором.
Примерно через месяц появилась на предприятии инструкция по безопасности при выполнении работ с автовышкой: строительных, ремонтных, монтажных – а через год получили вышку – авто-гидроподъемник, в котором рабочую корзину, управляя из неё, можно подводить непосредственно к объекту работы.
   Мне удалось отказаться от обрезки сучьев на больших деревьях. Пусть занимаются этим те люди, кому по штату, по должностным обязанностям положено выполнять работу. Были в нашем предприятии и такие работники при должностях, которые мало что понимали в возложенных на них обязанностях. Они работу, возложенную на них, искали и иногда находили, на кого бы её свалить. Как у нас говорят: "на чужом ...(горбу) в рай въехать". Одним из таких и был помощник директора по быту Гришин А.И.
   Хотя я отказался от обрезки сучьев - не значит, что мы не смогли бы сделать обрезку. Предположим: сучья вдруг каким-то образом могли нарушить электроснабжение какого-то объекта нашего предприятия или действительно могли угрожать работникам падением на них, то, конечно, я бы принял меры. Во-первых, у нас были специально лестницы для работы на высоте до четырех метров. Были и раздвижные лестницы, изготовленные на заводе противопожарного оборудования. Легкие, прочные для работы на них до высоты шесть-восемь метров. Если бы лестницы было мало, мы могли воспользоваться монтерскими когтями при подходящем диаметре дерева. Могли и ещё кое-что придумать, конечно, при соответствующих обстоятельствах.
   Я был вправе предложить водителю автовышки самому выбрать подъезд к дереву. У меня же была уверенность, что он, не зная о качестве (плотности) грунта между деревьями, обязательно заехал бы колесами на наши засыпанные энергетические траншеи, провалился бы в них и, возможно, машина опрокинулась бы на бок. Что стало бы с водителем автовышки? Я не стал подводить начальника транспортного цеха "под монастырь" и отказался от выполнения этой работы.
   Мои предположения, что тяжелая машина может провалиться в энергетические траншеи, подтвердились, когда в 1994 году я видел съехавшую с бетонной дороги пожарную машину. Она ехала к дому по пр. Октября, 65, где тогда прорвало трубы теплотрассы. Возможно, пытались пожарной машиной откачать воду из тепловой камеры. Да вот машина не доехала: провалилась колёсами в теплотрассу. Не выдержали массы (груза) машины плиты перекрытия лотков. Вытаскивать провалившуюся машину пришла вторая пожарная машина, но и она провалилась колёсами в теплотрассу.
   Был уже вечер, и я ушел домой. На другой день утром, идя на работу, я зашел к месту аварии на теплотрассе. Пожарных машин не было. На этом месте разворочена земля, глубокие колеи, "мамаево побоище". 


Рецензии
Замечательная инструкция, как надо работать с директором. Молодец!

Виктор Кирсанов 77   09.01.2018 11:23     Заявить о нарушении