Возвращаясь в рубцовский январь...

       Поезд тронулся. Мимо  проплыло старинное здание вологодского вокзала. И снова я прощалась с Вологдой,  и снова меня  охватывало необъяснимое чувство тоски. Может быть, теория реинкарнации верна, и в одной из моих предыдущих жизнях я жила в этих краях? Возможно, мои далёкие предки обитали на этой прекрасной исконно русской земле, до сих пор не замутнённой гримасами современности?
   
       Правда, сами вологжане  с горечью говорят о том, что и до них  докатились новые  затеи.  Назойливые рекламы, баночки с пивом в руках подростков, курящие девчонки на улице – это далеко не лучшее приобщение к западу.
…«Вологда! Я тебя люблю! Я люблю вас, вологжане!» –  в порыве экзальтации я выкрикивала эти слова со сцены вологодского  Музыкального колледжа, и слёзы наворачивались на глазах, и сердце колотилось в груди. Зал, рассчитанный на 500 человек,  не вмещал всех желающих присутствовать на  вечере, посвящённом Николаю Рубцову. Зрители всех возрастов, от мала до велика, толпились  в проходах между креслами, заполонили пространство холла, куда доносилось всё, что происходило на сцене.  Двери в зал даже и не пытались закрыть.

       Вологда праздновала 75-летие со дня рождения великого земляка – Николая Михайловича Рубцова, одновременно вспоминая и день трагической  гибели поэта. Две даты связал воедино январь.  Между двумя датами – 3 января 1936 и 19 января 1971 – короткая и яркая жизнь поэта.

       … На праздник в январе 2011 года мы приехали вместе с Александром Лепёхиным – поэтом и композитором. С ним была и его супруга (директор композитора – «по совместительству»)  Елена, милая и рассудительная.  В её присутствии Саша Лепёхин может не заботиться ни о чём «земном». Все житейские проблемы лежат на хрупких плечах Лены.  В этот раз мы приехали всего на один день, что называется «с поезда на поезд». Утром  нас встретила замечательная женщина, одна из организаторов праздника, на тот момент директор Городского Дворца культуры – Любовь Валерьевна Зверева. Её уютный кабинет оказался в нашем временном распоряжении: здесь мы смогли привести  себя в порядок с дороги,  попить чайку с разными вкусностями  и немного «размять пальцы» на грифе гитары. Саша почти всё утро этим и занимался, весь погружённый в свою музыку.

        А я взяла  «цифровик» и отправилась гулять по знакомым местам, благо до начала концерта время было.
Мне посчастливилось и раньше бывать в Вологде. Обычно это происходило в сентябре, на традиционном фестивале  «Рубцовская осень». И каждое пребывание в этом славном русском городе оставляло неизгладимое впечатление.
Теперь предо мною во всем  великолепии  предстала зимняя Вологда. Я любовалась  заснеженными деревьями в парках,  каким-то особенным чистым простором на проспектах и улицах города.  Здесь (не то, что в «Северной столице»)  вовремя убирался выпавший снег, и не было сугробов вдоль тротуаров. Разрумяненные морозцем  местные жители  приветливо мне улыбались: забавно им было смотреть на  восторженную физиономию  гостьи с фотоаппаратом в руках.  А  мне хотелось заговорить с каждым из  прохожих, чтобы услышать чудный окающий говорок…

 
      … Вечер в Музыкальном колледже, рассчитанный  неизменным режиссёром и ведущей Ириной Цветковой на два часа, затянулся на три. Много времени уходило на аплодисменты – зрители не хотели отпускать  каждого участника концерта…
Почти все  выступающие на сцене были мне знакомы по прошлым фестивалям.  Москва и  Санкт-Петербург, Череповец и Уфа, Киров и Тверь – трудно перечислить все города России, яркие и талантливые представители которых постоянно являются участниками  праздников поэзии  в Вологде.
 
Мы втроём, Саша, Лена и я, ждали своей очереди в гримёрке,  обстановка которой располагала к тщательному обдумыванию предстоящего выступления. Изредка мы выходили, спускались на первый этаж  и по коридорным закоулочкам  пробирались  за кулисы, чтобы послушать выступающих поэтов и музыкантов. 
…И на этот раз Сашу Лепёхина слушали, затаив дыхание – настолько музыкально «высвечивается» у исполнителя каждая рубцовская строчка. «Гитарный дел мастер»
и своей гитарой владеет изумительно!  Изящные руки музыканта словно летают над инструментом, извлекая из него  нежные и одновременно энергичные звуки. Я слушала  «Плыть, плыть…»  и  думала о судьбе поэта, о его неразрывной связи с Вологдой и  Питером:

Вот так когда-то  колесил  поэт
От Вологды до Питера,  и снова
Билет в руках…
                Через  десятки лет
Его  маршрут я  изучать  готова.

Вагонный сервис нынче мировой,
Разборчив железнодорожный  странник, 
Но так традиционен  подстаканник,
Хотя у чая  вкус совсем иной… 

За окнами  и речки, и леса
Пленяют неизменной  красотою…
Я чуда жду: вдруг рыжая  лиса
Промчится неприметною тропою?


А утром в девять без пяти минут
Прибытие…
               Ах, Вологда! Ну, здравствуй!
Не может быть злодейства и злорадства
Там, где стихи  рубцовские  поют!
 
Ступив на чуть заснеженный  перрон,
Подумаю: я здесь, как будто,  дома!
И здание вокзала мне знакомо,
И так привычен колокольный звон.

Представлю Кремль старинный и купцов,
Рессорные пролётки мчатся мимо…
Привидится, как  по земле любимой
В распахнутом пальто идёт  Рубцов.

…Я пишу этот очерк-воспоминание  в предвкушении новой  встречи с Вологдой. За питерским окном – «бабье лето».  Пройдёт несколько дней, и я обнимусь со своими друзьями, старыми и новыми.  На набережной поклонюсь памятнику Николаю Рубцову, и мне покажется, что он слегка усмехнётся, дескать, «нагрянули»…
Услышу  любимца вологжан Костю Пирожкова с неизменной гармошкой,  вслушаюсь в песни  Николая Цветкова из Череповца,  буду наслаждаться выступлением ансамбля «Отрада» из Тотьмы.  На сцену выйдет и  клуб  авторской песни «Откровение».  Вологодский бард Владимир Сергеев, наверняка, снова покорит публику новыми песнями…

Когда же  настанет мой черёд, я пулей выскочу к микрофону и, еле сдерживая волнение, выкрикну: «Здравствуй, Вологда! Привет, вологжане! Я любою вас!»

  2011


Рецензии
как хорошо)) душевно)) спасибо)))))

Кот Гавот   11.09.2018 11:26     Заявить о нарушении
Спасибо большое!!!

Людмила Гарни   09.12.2018 11:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.