Жанна д Арк. Экранизации. Сандрин Боннэр
ЗА ДОСТОЙНУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ ОБРАЗА СВЯТОЙ ЖАННЫ ДЭ АРК!
Часть 8. ВАШИ СЦЕНЫ НЕ ЗАРЯЖЕНЫ СВЕТОМ!
(по фильму «Жанна Дева» (1994), режиссер Жак Риветт)
Сначала позволю себе привести некоторый официальный материал:
Жанна Дева: I - Битвы. II - Тюрьмы / Jeanne la Pucelle: I - Les batailles. II - Les prisons
Франция, 1994
Режиссер: Жак Риветт
В ролях: Сандрин Боннэр, Андре Марко, Татьяна Мухина, Жан-Луи Ришар, Марсель Бозонне, Патрик Ле Мофф, Дидье Совегрен, Жан-Пьер Лори,…
А теперь - мои (Игорь Катанугин) отзывы (после просмотра первой части фильма – 40 с небольшим минут):
Начать с того, что ЖАННА ДЕВА! - Вот ведь как лучше сказать по-русски!.. Понимаете? - В зависимости от контекста и перевод соответственно видоизменяется!.. Об этом, кстати, опять же пишут Режин Перну и Мари-Вероник Клэн в своей замечательной книге (строго исторической, кстати говоря).. Они посвятили целое исследование этому вопросу - имя героини... Воздержусь от подробного изложения - читайте сами - эта книга должна быть настольной для всех, кто серьезно относится к теме!..
Но это еще ладно... Вот - сделал ряд набросков в тетради... Они подразделяются на детали - и более глубокое сущностное впечатление... Если о деталях - почему Жанна - с распущенными волосами (да еще впечатление, что крутой шампунь для объема и пышности применили)?.. Тогда девушки заплетали волосы в косы, да еще платочки носили обычно... А тут - даже зимой - все без головных уборов ходят по снегу - как современные журналисты в кадре для ТВ!...
Какое-то общее чувство замедленности, заторможенности, "заморозки" - о чем очень надеюсь написать более прямо...
Понимаете? - Опять же - прибегаю к совершенно потрясающей книге Режин Перну и Мари-Вероник Клэн - и к роману Марка Твена - также СТРОГО ИСТОРИЧЕСКОМУ - которые просто совершенно замечательно дополняют друг друга (роман Марка Твена прошу найти в переводе Семежон, Тимофеевой!)... СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО!.. - И вот, взываю к этому чудесному Слову в данной связи - в лице этих двух единых между собою источников!..
Видите ли? - Первое, что разнеслось о Деве, первое, что она явила - выразили поэты и простой народ того времени простыми искренними словами - ГОСПОЖА НАДЕЖДА!!! Лишь только Жанна вступила в открытую публичную роль свою - а это произошло как раз в Вокулере - там СРАЗУ же ВОССИЯЛ СВЕТ!!! О - читайте об этом и у Марка Твена, и у Режин Перну с ученицей!.. Там воссиял Свет!!! - И воссиял ведь именно и совершенно ОТКРЫТО! Ибо в этом и была миссия Жанны - воссиять самой и заряжать Светом Божьим других - и именно МНОГИХ - да, заряжать Светом именно весь народ (гальванизировать всю страну и Европу – как выразились Режин и Мари-Вероник)!..
И уже в Вокулере люди - от самых простых бедняков и до богатой знати - уже начали отовсюду стекаться лишь для того, чтобы увидеть хоть краешком глаза ту, с которой говорили Ангелы Божии и поручили ей возглавить волну за Свободу!!! В Вокулере постоялые дворы подорожали - столько было наплыва народного!.. Где об этом в фильме хотя бы слабый намек?..
А возьмите эту сцену - первое общение Жанны и Жана де Меца (забываю его строгий статус, но по сути - это именно рыцарь!) - И у Марка Твена, и у Режин Перну отмечен этот волнующий потрясающий эпизод... Это же - просто чудесная - как из волшебных сказок, как из волнующих рыцарских романов - совершенно потрясающая сцена!.. А тут - вроде бы да - что-то есть - но настолько все буднично обыденно даже как-то скучно произносится - без огня, без внутреннего чудесного переживания - как будто в универмаге покупатель и продавец толкуют о качестве картофеля - И ТАК ВЕЗДЕ - везде в этой серии, что я сейчас просмотрел!...
Единственный момент - вроде бы о духовном - женщина говорит мужу - вот, мол, за дверью Жанна "что-то шепчет" и "щеки у нее горят" - но НАМ ЭТОГО СТЫДЛИВО НЕ ПОКАЗЫВАЮТ!... Похоже, авторы фильма не только старательно ПОНИЖАЮТ уровень Света - но и столь же старательно "охраняют" и зрителя - как бы ему, то есть нам, не наскочить ненароком на какую-либо сцену ОБЩЕНИЯ Девы с Богом!... Как бы максимально завуалировать, отдалить эту Суть... Вот ведь почему все так и оказалось "заморожено" в фильме...
Кстати - признаюсь - мелькнула в уме прямая очевидная аналогия с сегодняшней "политкорректностью" в странах Запада - когда нельзя и говорить о духовном, когда даже Рождество стыдливо зовут "Зимними праздниками", когда отказываются от давней чудесной традиции ряда стран (США, например) начинать в школах учебный день общей молитвой к Богу - молитвой, приемлемой для детей самых разных конфессий - а такие молитвы давно уже были составлены и успешно опробованы в тех странах - на протяжении более века...
Вот так как-то и фильм... Сцены не заряжены Светом - как и музыка - к сожалению... Вспомнилась сцена, когда капитан Робер де Бодрикур просит поклясться всадников, сопровождающих Жанну, что они доставят ее дофину в целости и сохранности... Во-первых, позволю себе выразить мое личное на этот счет мнение, что комендант просил поклясться, что они СДЕЛАЮТ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ для этого или как-то так, ибо - КАК можно клясться в том, что просто невозможно с уверенностью обещать - учитывая все опасности того перехода?!..
Однако, это - опять же детали, а по сути - ОПЯТЬ ПОНИЖЕНИЕ СВЕТА! - Всадники отвечают явно вяло, как будто каши мало ели или не выспались или не проснулись еще - даже вообще, кажется, лишь один за всех и ответил - промямлил – «клянемся»... Но ЭТО СЛОВО НЕ МЯМЛЯТ!!! О - я бы промолчал - но ПОЧЕМУ ЭТО СТОЛЬ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ФИЛЬМА?...
Вот - я - простой человек из провинции, работаю сторожем - дворником... Однако - ведь вот - вижу ясно же, например, что и самая первая сцена фильма - рассказ матери Жанны - могла бы быть СОВЕРШЕННО ИНОЙ Совершенно! Ведь это же было поистине ПОТРЯСАЮЩЕЕ ТРОГАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ - до мурашек по спине, проникающее до самого сердца - имею ввиду то чудесное мероприятие (простите за формальное слово), когда в 1455 оду в Париже в соборе Парижской Богоматери собралась вся Франция - от короля и величайшей знати до самых простолюдинов - и все вспоминали Жанну, и КАЯЛИСЬ, и отдавали ей запоздалый свой долг памяти!..
О - как это все было чудесно волнительно трогательно! Я вижу это сейчас внутренним взором... Горящие сотни свечей и факелов, орган, молитвы, и сердца - тысячи сердец благодарных - пылающих не меньше факелов!!! И - СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ!!! ВОТ ВЕДЬ ЧТО НАДО БЫЛО ПОКАЗАТЬ!!!! Неужели съемочную группу не пустили бы в этот Собор - ради ТАКОГО повода??? А если так - это бы уже НЕ БЫЛА и сама Франция - страна таких незабвенных героев!.. Но - думаю - пустили бы!!! И это было бы ДОСТОЙНО! Величественные сцены такие!
А что мы видим в фильме? - Три женщины - монашки, стоят не понятно, где - никак не видно, что это за Собор???!!! Денег не хватило? - Скорее, не хватило пыла души, не хватило пыла сердец - и это проявляется всюду далее в фильме - к великому сожалению, конечно... Да, я просмотрел лишь 1-ую часть - 40 минут - но вряд ли далее ситуация вдруг кардинально изменится в фильме - вряд -ли!..
Жанна Дева - это живая связь со Всевышним, это свободное простое общение с Миром Горним, с Ангелами Божьими общение - возросшее из простой народной религии и спасшее в итоге этот самый народ, это - проникающая до глубины сердца Музыка - орган, арфа, струнные, это ангельское пение хоров - как в незабвенной киноленте от 1929 года - с чудесной Симоной Женевуа в главной роли - лицо которой вы можете увидеть на полотнах Васнецова - если откроете его серию картин об Ангелах и Небесных Святых... Это - вдохновенный роман Марка Твена - любимейшее произведение писателя, к которому он шел всю свою жизнь и посвятил своей горячо любимой жене Оливии на 25-летие свадьбы...
Это - вдохновенный труд Режин Перну и Мари-Вероник Клэн - строгих историков - и при этом - настоящих дочерей Франции - страны, за которую и пошла на подвиг святая Жанна де Арк - которые сказали в своей строго научной книге - эту историю смогут понять лишь поэты...
ФОТО: скульптура святой Жанны дэ Арк со знаменем... ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ - не знаю имени скульптора! Если можете, уважаемая администрация - простите, если нет - известите меня, и я удалю картинку - либо сделайте это сами - как вам удобнее!..
Свидетельство о публикации №218011001000