Бард

             В пятидесятые годы, на центральном рынке города Черемхово, долгие годы обитал инвалид войны. У него было постоянное место-слева от тротуара, совсем недалеко от ворот, ведущих к церкви. Он был слепой. Лицо обожжено, глаза выгорели. Это бывший танкист, горел в танке. Конечно, не просто сидел. Он играл на старенькой гармошке и пел песни. Этим он зарабатывал на жизнь. Я помню его с начала пятидесятых годов. Не знаю, был ли он там в шестидесятые годы.

              В те далекие годы, его исполнение песен пользовалось огромной популярностью. Слушателей всегда было много, иногда более десятка. Нужно сказать, что в то время даже простейшее радио было далеко не у всех, и исполнение "бардом" популярных в то время песен, можно было понимать, как маленький концерт. Не расскажу сейчас репертуар этого певца, не помню, но до сих пор помню три песни в его исполнении.

               Прежде всего это «Купите папиросы». Еще один пример уличного фольклора тех времён. По популярности эта песня не отставала от «Кирпичиков» и «Бубличков». Её с огромным воодушевлением пели на улицах, на перронах и в поездах. Песня постепенно перекочевала в «одесский» уличный фольклор. Поскольку из беспризорников и босяков формировалась во многом многотысячная армия «блатных», «Папиросы» в уголовном мире входили в репертуар уважающего себя уркагана.

                Запомнилась мне эта песня потому, что ее часто напевал мой старший, «полублатной» брат. Исполнял в «блатной» манере, где пелось, почему-то, «папирёсы». Гарик Сукачев исполняет свои песни именно в блатной манере того далекого послевоенного времени. Услышал я эту песню вновь совсем недавно. В блестящем исполнении Джеммы Халид в записи 2015 года. На мой взгляд, исполнение и имидж Джеммы того времени полностью соответствуют смысловому содержанию этой песни. Халид образца 2015 года - это наша, русская, своя. А вот её исполнение этой же песни 2020 года не воспринимается совершенно. Сытая, откормленная, дорого одетая... Но чужая. Не наша. Прижилась Джемма в США, к сожалению...

      https://youtu.be/0F01od0Rv5g       

                И захотелось мне реабилитировать эту песню. Да и другие песни, которые исполнял этот самый "бард" - горемыка. Это вовсе не блатной фольклор. Многие, полюбившие эту прекрасную песню, столь созвучную определённому периоду советской истории, не знали, что она оказывается родом из Соединенных Штатов, что автор её не жил в Советском Союзе, да и создана она была лишь в начале 30-х годов прошлого, двадцатого века.

                Её автором считается Герман Яблоков, обладатель голландско-германского имени и русско-славянской фамилии, который на самом деле был Хаимом Яблоником, уроженцем западно-белорусского города Гродно. Эта песня впервые прозвучала в спектакле Яблокова в 1932 году.

                Вторая песня из военного фольклора. "Жена-майор" безвестного автора. Кстати, эта песня пользовалась бешеной популярностью у слушателей. Ее часто просили исполнить на "бис". Мне посчастливилось найти вариант этой песни в исполнении Евгения Евдокимова. Душевное исполнение, просто замечательное!  Пел эту песню бард-инвалид именно в таком варианте:

         https://ok.ru/video/2386996365997         

                Есть «облагороженные» варианты текста этой песни, есть откровенно похабные, но я помню именно этот вариант. Мне пришлось быть свидетелем интересной встречи. Мимо толпы слушателей «барда» проходил пожилой, но крепкий, бородатый мужчина. На деревянной ноге. Он сел рядом с певцом, неловко вытянув свою деревяшку, послушал несколько песен, В том числе "Жена-майор" и "Купите папиросы", заплакал, вынул довольно объемистый мешочек, в виде кисета, начал выкладывать перед слепым горстями мелочь. Слепой не ожидал такого поступка и растеряно и торопливо собирал на ощупь эти монеты...

                Видимо мужчина сам был из таких бедолаг… Песни этого бывшего танкиста очень любил слушать мой двоюродный брат, тоже бывший танкист. Прошел всю войну водителем танка. Трижды горел в танке. Полный кавалер Ордена Славы и тринадцати боевых наград. Он с этим инвалидом иногда о чем-то разговаривал…

                Я не рекламирую песни, которые пел бывший танкист. Это дань прошлому. И еще одна песня военных лет, которую тоже исполнял “бард”, это «Мишка-Одессит». В настоящее время, мне кажется, эту песню Леонида Утесова опошлили. Читал в инете, что «песенка веселенькая».  А я ее воспринимаю патриотической, без всяких натяжек, как исполнил ее автор, Леонид Утесов. Мне она нравится в современном исполнении Ф Скляра и Гарика Сукачева.   

 https://youtu.be/dLl994P3UWg    

 На фото 2017 года изображена именно та церковь и та часть рынка слева, где пел бард.   

 


Рецензии
Добрый вечер,дорогой Толик!
Это тяжелые песни,но я была еще мала и их не слышала. Были тоже военные песни патриотические и за сердце брали. А про "Папиросы" не слышала и их не могу воспринимать близко к сердцу.Моя мама 19 31 года она и Бернеса любит и Утесова.
Мы уже другое поколение. Шансон начали петь при ебн.и я впервые услышала эти песни.Потом еще жила 20 лет за кардоном, наверное много пропустила.
Слушать их не получится. У меня Мадем по симке,как в телефоне. Попробую завтра по телефону послушать. А с инетом шутки плохи. Брыкается.
Спок.ночки и хороших снов.
С улыбкой.
Иралео


Ирина Склярова   18.02.2023 21:23     Заявить о нарушении
Двадцать лет за границей! Интересно бы
почитать впечатления об этом из первых рук.
А песни сороковых-пятидесятых годов в Сибири
были специфические. В Сибири жили, по версии властей,
каждый второй - преступник, каждый первый - потомок
преступника. Отсюда и песни соответствующие.

Доброго дня, Ирочка-красавица. Привет Ивановичу и маме.

Скляров Анатолий Николаевич   19.02.2023 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.