56-я forever! ашники

Дружба – это братство, и в самом возвышенном своем значении это прекраснейший его идеал.
Сильвио Пеллико

В далеком 1971 году 1 сентября папа привел меня за руку в 56-ю школу и сказал: «Учиться будешь здесь». По дороге портфель он нес сам, отдал только возле школы. Всю дорогу, поправляя на голове сползающий на бок белый бант, я смотрела на свои красные туфельки – они так блестели! И хотя, по-моему, туфельки не были лакированными, но именно они придавали торжественность моменту поступления в школу. У меня всегда так: какая-нибудь мелочь для меня является важной, и благодаря именно ей событие откладывается в памяти.
В классе нас оказалось поначалу 47 человек, по подсчетам родителей, которые ахали в сторонке. Ну просто демографический взрыв в центре Алма-Аты! Эта тема обсуждалась ими всеми во время родительского собрания в конце недели. Многие переживали, как же эта проблема решится. В итоге нас осталось 45 в конце учебного года. Но поскольку данная ротация меня не коснулась, я и забыла об этой проблеме.
Мы зашли в школу, прошли через вестибюль и повернули направо. Там и был наш кабинет на долгие три года. Папа подвел меня к Татьяне Яковлевне и сказал: «Теперь это твоя вторая мама».
Я посмотрела на учительницу: хорошее, доброе лицо, темные волосы с рыжиной, веселый, но внимательный взгляд, который меня как бы просканировал. Но этим глазам я поверила сразу, безоговорочно. Мне стало спокойно и весело одновременно. Я стала рассматривать ее платье. Платье цветастое, но строгое. Да, такой и должна быть учительница!
Я села за парту. Оглянулась по сторонам. Точно не помню, но со мной вроде сидела Айша Мамбеева. У Айшушки были черные прямые волосы, открытое лицо, смеющиеся глаза. Очень располагающая к общению внешность. Меня поразило огромное наличие у нее цветных карандашей и красок. Краски так вкусно пахли! Айша сказала, что краски медовые, поэтому так пахнут. Может, она пошутила, но я-то поверила. И откуда мне было знать тогда, что она – дочка известного художника Сабура Мамбеева. Я была ребенком, и имена для меня еще ничего не значили.
Класс оказался супер! Дети, как на подбор, все интересные. Новые лица, новые отношения. И все было так по-доброму, все улыбались и во всем старались помочь друг другу.
Хорошо помню первых своих одноклассников – высокую Ларису Федоренко, невозмутимую Лолу Ауэзову, смешливую Лейлу Адайбекову в синем платье с позолоченными пуговицами, старательную отличницу Калипу, которая потом трансформировалась в Халифу, кудрявого Диму Пильщикова, похожего на персонажа фильма «Внимание, Черепаха!», серьезного Диму Абрамова, пухленького Дамира Калдыбаева, высоченного Лешу Кужеля и многих других. Каким образом, не знаю, врезалась в мою детскую память их внешность. Дима Серов, Нурлан Адильбеков, Рафик Фатяхидинов, Адиль Бекзатов, я вас всех помню маленькими.
Вначале мы дружили все вместе, но потом стали разбиваться на стайки. Больше времени я стала проводить с Жанкой Абдрахмановой, а потом с Жанарой Сулейменовой, что жила в «Восходе». Дружила и с Аидой Аубакировой, и с Шинарой Сужиковой, которая пришла в мой класс, когда я его покинула.
Помню, как Татьяна Яковлевна велела нам брать пример с Нурлана Адильбекова.
– Посмотрите, какой у него красивый почерк!
Почерк мне показался просто каллиграфическим. Я пересела к нему за парту. Стала наблюдать за ним. Нурлан закрывал тетрадь рукой, высовывал язык и очень сильно потел. Так старался!
На переменках мы бегали, играли в догонялки с Олегом Бахтияровым и Валеркой Толмачевым. С Валеркой мы были из одного двора, из «книжного», что на Фурманова – Абая: я жила в третьем подъезде, он – в четвертом. С нашего двора была и Надя Чернова, миловидная девчушка с озорной улыбкой на лице.
С нашего двора был еще Алик Малыбаев, но он попал в другой класс, и дружба наша потихоньку завяла. Алик в школе со мной не здоровался и даже отворачивался, когда меня видел. Стеснялся, наверное! Но это так и осталось неразгаданной тайной.
Очень хорошо запомнилось, как Димка Пильщиков поделился со мной резинкой-стеркой на уроке рисования. Моя стерка потерялась, и я беспомощно озиралась по сторонам. Димка вытащил лезвие «Нева», быстро разрезал резинку на две части и отдал одну половинку мне. Я была в восхищении! Ну а Димке попало за то, что принес в школу колюще-режущий предмет.
В классе атмосфера всегда была теплая, я бы даже сказала, семейная. Мне думается, что мы все относились друг к другу по-братски, по-сестрински. Другого отношения мы и не знали.
Летом 1975 года моя семья переехала в другой дом, на улицу Гоголя, угол улицы Тулебаева, и я покинула свою родную школу, даже не попрощавшись ни с кем из одноклассников.
Осенью я пошла уже в другую школу – № 28. И здесь царила совсем другая атмосфера, никаких тебе теплых отношений. А может, пришла пора взрослеть, я не знаю. Но мне довелось встретиться и с равнодушием, и с детской жестокостью. Впрочем, сейчас не об этом.
В новой школе я все чаще вспоминала милых сердцу одноклассников, и мне хотелось вернуться. Но в детстве решаем не мы, а наши родители, которые не дали мне возвратиться назад.
Но я не теряла нить, которая связала нас. Я продолжала дружить с Лейлой, Аэлитой, Шинарой, Лолой, Халифой. Мы часто виделись, вместе гуляли, отдыхали, лежали в больнице (Совминке). В жизни я пересекалась и с другими одноклассниками, но уже реже. Как-то раз мы навестили Татьяну Яковлевну, которая жила в доме-хрущевке на проспекте Абая. Тогда мы уже учились в 9-м классе. Запомнилась эта встреча тем, что я заметила, как постарела наша первая учительница. В сердце защемило какое-то печальное чувство, что я ее уже больше не увижу. Так и случилось.
Меня всегда поражало, как я люблю свой первый класс, скучаю по нему и хочу вернуться в детство, где я снова увижу Лену Ненадову, Ольгу Химич, Гулю Искакову, Маринку Дорофееву, Андрея Крупу, Олега Бахтиярова, Витьку Пильгука, Марата Канафина, Сакена Дюсенбаева, Жана Кырбасова и многих других. Ну, честно, такого класса, таких ребят больше нигде нет!
Недавно меня разыскали одноклассники, сообщили о том, что мы все сможем встретиться. Да, прошло 35 лет, как мы окончили школу. Но эта новость так обрадовала меня, заставила сердце биться с новой силой. Я жду не дождусь встречи, так хочется окунуться в атмосферу безмятежной любви и дружбы, чистых отношений, родных лиц. Мы общаемся в общем чате, не спим ночами, нас будоражит предстоящая встреча. Мы сообща планируем, советуемся, хохмим, выкладываем детские и современные фотки. Наша встреча обещает быть яркой, потому что вместе с нами будут ребята из «Б», «В» и «Г» класса. Дай Бог, так и будет! 56-я forever!
Октябрь 2016 г.


Рецензии