Ч. 58 Царская щедрость безгранична. Но не всегда
Скоро о благородном поступке девушки узнали не только в Севастополе, но даже в столице. Дело в том, что император послал в Севастополь двух своих сыновей, Николая и Михаила, чтобы те своим присутствием в городе воодушевляли войска, а попутно объективно информировали его обо всём происходящем.
Великие князья находились, естественно, в безопасном месте на Северной стороне. Насчёт большого воодушевления войск от их присутствия можно усомниться, но своему отцу они исправно сообщали обо всём, что им удавалось узнать.
По поводу их присутствия Вера, дочь писателя Сергея Аксакова, оставила такую запись в своём дневнике: «Говорят, в Петербург провезли бомбу или пулю, пролетевшую между великими князьями и ранившую флигель-адъютанта Альбединского, за что они получили Георгия.
Да Бог с ними, пусть получают и двадцать Георгиев, да только не мешают нашим войскам на сражениях! Лучше бы, если бы они оттуда уехали: конечно, их должны оберегать и пожертвуют для их спасения тысячами людей».
Великие князья сообщили отцу всё им известное о поражении на Альме, упомянув и о девушке, помогавшей раненым. Николай I вовсе не был таким дураком, как его часто изображали советские историки.
Император сразу сообразил, что это очень удачный случай для пропаганды. Если бы Даша вообще не существовала, то её следовало бы выдумать. Девушка из народных низов явилась как нельзя, кстати, можно сказать, вторая Жанна д`Арк.
Войны начинают императоры, а воевать приходится простолюдинам. И если в мирное время об этих людях можно вообще не задумываться, то во время войны требовалась их поддержка. Дарья Михайлова как раз и оказалась олицетворением столь желанной народной поддержки никому не нужной войны.
Император пожаловал девушке золотую медаль «За усердие» на Владимирской ленте, 500 рублей серебром и пообещал, когда она выйдет замуж, выдать ей ещё тысячу рублей. Помогая раненым, Даша вряд ли думала о каких-то наградах за свой поступок.
Она поступила так, как, следуя своим чувствам и морали, должен поступать любой порядочный человек. Другое дело, что эти порядочные люди куда-то иногда исчезают, причём именно тогда, когда в них появляется наибольшая потребность. И тогда естественные, нормальные поступки, в зависимости от политической конъектуры, порой раздуваются до небес.
Царская щедрость в данном случае не знала границ, особенно если вспомнить, что солдаты и унтер-офицеры в случае ранения получали единовременное пособие в размере от одного до ста пятидесяти рублей. Причём последнюю сумму выплачивали тем, кто лишился обеих ног или обеих рук, или руки и ноги вместе.
Раненым на Альме, которых англичане доставили в Одессу, выплатили такие единовременные пособия: легкораненым – 2 рубля, тяжелораненым – 25 рублей, с отнятой рукой – 40 рублей, с отнятой ногой – 50 рублей. Были и такие, кому ампутировали ногу и руку. Им выдали 90 рублей.
А дальше, как посоветовал одному из них военный фельдшер: «Купи лиру, вызубри «В златых чертогах» каких-то, да и марш на все четыре!». У тех, кто становился на царской службе калекой, оставалась только одна возможность для существования – просить подаяние.
Царская щедрость по отношению к Дарье Михайловой как раз и рассчитывалась на то, чтобы произвести впечатление на всё общество. Тогдашняя официальная пресса постаралась как можно шире оповестить о Даше российскую общественность. Приказ о её награждении объявили по всему Черноморскому флоту.
Вот как писал о героине Пирогов: «Дарья является теперь с медалью на груди, полученной от государя, который велел её поцеловать великим князьям, подарил ей 500 рублей и ещё 1000, когда выйдет замуж. Она – молодая женщина, не дурна собой.
Под Альмой она приносила бельё, отданное ей для стирки, и здесь первый раз обнаружилась её благородная наклонность помогать раненым. Она ассистирует и при операциях».
Напомню, что русские сёстры милосердия, проработавшие всю войну, никаких денежных наград не получили, как не получали и зарплаты. Их лишь бесплатно кормили и снабжали форменной одеждой.
Продолжение http://www.proza.ru/2018/01/11/733
Свидетельство о публикации №218011001212
Никогда не думала, что изнанка истории про Дарью Севастопольскую таит манерную августейшую игру в некое подобие благородства и элементарный пиар...Прежде всего - себя любимых...
А Дарья Михайлова, конечно,- девушка достойная.
Важно то, что для истории гораздо весомее монарших червонцев стали слова Пирогова:
"...обнаружилась её благородная наклонность помогать раненым. Она ассистирует и при операциях".
/
Спасибо за рассказ ,Владимир! -Интересно читается, узнала много нового.
/
С теплом и огромным уважением,
Наталья Николаевна Максимова 08.07.2021 14:07 Заявить о нарушении
Женщины в Крымской войне проявили больше благородства и мужества, чем мужчины.
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 08.07.2021 16:52 Заявить о нарушении