Благословение митрополита

7:16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с
терновника виноград, или с репейника смоквы?
7:17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды
добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
Евангелие от Матфея
 
В этом году исполнилось бы 90 лет митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву). Уже опубликовано много свидетельств людей, близко знавших Владыку. Но, как вы сейчас убедитесь, даже короткая встреча с этим замечательным человеком могла оставить неизгладимый след в судьбе…

Иногда просьба благословить в суете нашей жизни превращается в какой-то аналог уважительного приветствия. Чем-то похожим на светское «здравствуйте». Встретил владыку, склонился и попросил благословить, тем самым как бы отдал ему дань уважения. А уже через минуту о происшедшем забываешь, и в твоей жизни ничего не меняется, все течет, как и прежде своим чередом… Но истинное благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение…

Об этом я задумался после одной случайной встречи и рассказа моего нового знакомого художника-гравёра Владимира Нуждина.

Мы познакомились на его персональной выставке, которая проходила в стенах Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Владимир Нуждин занимается очень редким видом художественного творчества. Он мастер по рельефной гравюре на камне с последующей отливкой в металл. И хотя это одно из древнейших направлений искусства, сегодня в мире такой техникой владеют не более (!) пятнадцати мастеров.
 
Меня заинтересовала его работа, на которой изображен святой Георгий, пронзающий копьем змея. Несмотря на очень малый размер работы, здесь были прорисованы самые мельчайшие детали. Казалось даже, что я вижу не только мерзкую чешую змея, но и суровое выражение лица святого воина.

- Как этого можно добиться при отливке! Чудо какое-то! – невольно я воскликнул, рассматривая миниатюру.

- Это моя самая любимая и дорогая сердцу работа. Спасибо за такую оценку. В определенном смысле так оно и есть… - Рядом со мной стоял среднего роста мужчина с добрыми глазами. Как оказалось, это и был автор всех работ Владимир Нуждин.

Так мы познакомились, и я услышал очень поучительную историю…

Как рассказал мне Владимир, в технике исполнения таких миниатюр много тонкостей и трудностей. Одна из них, это необходимость вырезать в камне форму будущей отливки. Дело в том, что художник должен сделать как бы «негатив»: изображение в зеркальном виде. Эта техника называется контррельеф. Работа настолько миниатюрная, что стальной резец должен касаться камня только между ударами сердца. Но и это не все. Объемную миниатюру необходимо воспроизвести зеркально, но не в плоскости, а в глубине. Это невероятно сложно: тут и особая настройка полушарий мозга нужна, чтобы постоянно видеть работу в зеркальном изображении. Но когда и этот сложнейший этап пройден, наступает другой технически не менее сложный – отливка. Добиться того, чтобы металл заполнил все мельчайшие углубления бывает чрезвычайно трудно. Мельчайший пузырек воздуха сводит всю работу на нет, приходится вновь и вновь плавить металл и осуществлять заливку.

Более чем четверть века назад художник решил расширить тематику своих работ и добавить к уже привычной военной миниатюре православные сюжеты. Прежде чем приступить к такой ответственной работе, захотелось попросить благословения у духовного лица. И вот однажды по делам Владимиру пришлось пойти в резиденцию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Там он неожиданно встретился с самим Владыкой и, преодолев смущение и робость, рассказал ему о своем желании. Владыка внимательно выслушал и тут же благословил на создание миниатюр, посвященных православной тематике.

Первой работой по новой теме и была миниатюра святого Георгия Победоносца. Трудился Владимир над ней с каким-то особым подъемом и все спорилось. Но настоящее удивление он испытал, когда пришло время заливать форму. Невероятно, но с первого же раза все получилось! Капля металла растеклась идеально! С тех пор им сделаны уже многие миниатюры, посвящённые православным святым, и каждый раз, прежде чем взяться за отливку новой миниатюры, Владимир с трепетом и благодарностью вспоминает благословение Владыки. И каждый раз (о чудо!) металл послушно, как бы повинуясь чей-то незримой воле, с первого раза заполняет всю форму…

Короткая встреча. Одно благословение. Но вот уже более четверти века прошло, а художник до сих пор чувствует реальную силу тех слов…

Для справки:
Владимир Нуждин родился в 1961 году в городе Ленинграде. В конце 1970-х он занялся созданием военной миниатюры. В 1990 году совместно с единомышленниками художник организовал первую в стране выставку оловянных солдатиков (выставка прошла в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи СССР в Ленинграде и других музеях страны). В 1996 году на Международном конкурсе граверов, проходившем в Конгресс-центре в Берлине, художник завоевал первый приз и был признан лучшим гравером Европы. Более двадцати его работ занимали первые места на престижных конкурсах, проходивших в Англии, США, Бельгии, Дании, Германии, Италии, Канаде, Франции и России.

Художник является автором более пятидесяти диорам и макетов, многие из которых были выполнены для музеев России и Германии. К 60-летию победы в Великой Отечественной войне по заказу Министерства обороны РФ для Центрального музея Вооруженных сил в г. Москве им выполнена диорама «Парад Победы», насчитывающая около 2000 (!) фигур. В настоящий момент диорама находится в зале «Победа» Центрального музея Вооруженных сил.

(Фото автора).


Опубликовано 20.11.2017 "Русская народная линия"


Рецензии