Спасатель - глава II

  Объявили посадку в автобус, следующий в Овск. Елена Андреевна все делала,  как в замедленной съемке: оглядела перрон, понаблюдала за суетными людьми, то и дело застревающими в дверных блоках здания автовокзала, взглядом попрощалась с нависающими серыми громадами  соседствующих строений железно-дорожного вокзала, наконец, вошла в автобус, прошла по узкому проходу к своему месту и «О!О!О!», увидела знаменитую парочку - полковника и его спутницу. Парочка разместилась на сидениях ближнего ряда. Елена Андреевна, пытаясь пристроить большую хозяйственную сумку и одновременно сесть на место, зацепилась рукой за синий фартук изголовья сиденья полковника и даже вырвала его. Парочка никак не среагировала. Елена Андреевна, засыпая в кресле автобуса, начала погружаться  в  сон…
  Через четыре часа она уже входила в свою большую благоустроенную  квартиру, чтобы с удовольствием заняться только собственными делами. Ближе к вечеру созвонилась с подружками, на вопрос «почему так рано вернулась?» каждой отвечала: «жду в гости друга!», «где оторвала?»- летел завистливый интерес по невидимым каналам сотовой связи, - «а пока не скажу!» - разговор закругляла.
  Солнечные зайчики гуляли по стене, высвечивая на портретах любопытные глаза завсегдатаев покоя и тишины, наконец, они прыгнули на переносицу Елены, стрельнули светом в ресницы. Словно поддержав задорных солнечных зайчиков, стрелки часов согласованно дернулись и заняли одно местоположение. Был полдень. Елена открыла глаза, услышав активное и требовательное постукивание за окном спальни, приподнялась на кровати.  «Ой дружок прилетел!» - вскрикнула, разглядев сквозь оконное стекло, белого голубя. Словно убедившись, что поручение выполнено, голубь оттолкнулся от подоконника, вспорхнул и улетел. Улыбнулась: «Вот и не соврала подругам – точно гость просится в дом!»
  Глухо где-то зазвонил телефон, она загадала – «это дочь!», начала метаться по квартире, ища его; нашла в кармане куртки. На экране – неизвестный номер. Долго слушала мелодию звонка, не решаясь нажать на клавишу с зеленой трубкой. «Кому чужому она может быть нужна ?» Решилась – нажала на клавишу.
- Лена! Вы где сейчас?...- Задиристый мужской голос был неузнаваем.
- Вы-ы  кто-о-о? – спросила она, вкладывая в голос и напевность, и отчужденность и холодность. «Так огорошить может только новый знакомый Сашок!» – сделала быстрый логический вывод. Сашок смело плел связующие нити общения:
- Лена, здравствуйте, я же только что от твоих, думал, что моя помощь тебе понадобиться,- поправился,- вам понадобиться. Вчера не решился, теперь понимаю – был неправ.
  Елена Андреевна прослушала Сашкину речь, удивление само высказалось: - Вы были у моей дочери?
- Несложно было дорогу запомнить! Так, Вы где, Лена-а-а?
- Я у себя дома, в Овске.
-Замечательно! У меня остались дела в Овске и я, пожалуй, завтра двинусь! Жди! Ждите!
  Весь день Елена приводила в образцовый порядок квартиру: мыла, чистила, отсортировывала и раскладывала  вещи. Когда чирикала синичка за окном, она вспоминала о другом тоже важном деле – угощении, прибегала на кухню, послав  воздушный поцелуй синичке-подружке, принималась за готовку следующего блюда. Синичка иногда меняла позицию - перепрыгивала на другую ветку, то подальше от окна, наверное, зазывала сестричек на кино: "пиньтЮ-пиньтЮ...", то совсем близко к стеклу с любопытством разглядывая все, что лежало на столе: "цитИ-цитИ...", "циньцитЯ...". «Подожди, миленькая, скоро окно открою и сальцем угощу!»- говорила Елена и, оставляя синичку контролировать процессы – убегала в другие комнаты.
На следующий день Елена встала пораньше, сделав обход комнат, задержалась на кухне. Чирикнула синичка; подружка словно и не улетала, при виде Елены суетно запрыгала по веткам, скакнув на подоконник, несколько раз стукнула клювом в стекло, ворчливо застрекотала: “цирреррерререре-твинь..." и, Елене стало стыдно,  синичка напоминала об обещанном угощении.   «Сейчас, сейчас!» - спешно открыла морозильную камеру, и взяла кусок сала в руку. Увидев это, синичка от счастья впала в состояние анабиоза - замерла. Когда Елена сделала букетик из сальных пластинок, прошила его  нитками и подошла к окну, то синичка тут же ожила и запела.  Все это называется благодарностью. Ты только намерился сделать доброе дело, а навстречу тебе маленькое чудесное чувство, чувство которое продляет жизнь, украшает жизнь.
  Редко эйфория посещала стареющую земную  оболочку, в которой проживало в ожидании чудес Ленина душа. Нахлынуло! Наконец-то, обожгло! Освежило и отрезвило! И поманило! На обновление !... Из этого колдовского состояния вывел тревожный звонок.
- Лена, здравствуй! Пригласишь? Я в Овске! - Елена уловила волнение в голосе Сашка. Объяснив как доехать до ее дома, почему-то решила поискать фотоальбомы. Спрятала подальше, чтобы на глаза не попадались и не волновали память. «Давно не разглядывала, начала забывать лица», - подумалось в оправдание намерения. Альбомов было много. Прошлая жизнь не кричала, не рвалась с цветных и монохромных снимков, она просто говорила о счастье. Почему раньше Лена не слышала этого голоса? Прошлая жизнь унесла ее так далеко от жизни реальной, что она вздрогнула от звонка. Подошла к висевшей на стене трубки домофона, все еще находясь совсем в другом мире, услышала: - Лена! Это я! - Нажала кнопку и словно проснулась, быстро ответила: - Да, я жду…,- подумала: «Чего я жду? Зачем я жду? Мне и так хорошо!»
Снимая легкую курточку гость, еще не оглядевшись, одобрительно погладил Елену по плечу, когда освободились обе руки, подошел к большому зеркалу, пригладил волосы, спросив разрешения, смело двинулся осматривать всю квартиру.  Лена наблюдала, как он сделал несколько шагов по кругу, зашел в гостиную, сел в кресло и внимательно посмотрел на фотоальбомы, беспорядочно разложенные на журнальном столике. Лена села в другое кресло. Они молчали, ожидая друг от друга инициативы. Лена паузу прервала.
- Вы говорили, что в Овске не завершили дела. Какие?
- Родственников ищу, мне даже показалось, что Вы - Лена очень  похожи на мать моего отца.
-  Кто Ваш отец?- почему-то задала решающий вопрос Елена Андреевна?
-  Кстати, Андрей Михайлович Ступорин - участник ВОВ, имел награды!
  У Елены заколотилось сердце, его словно иголками прошила боль; она застонала, Сашок привстал и наклонился над ней, взмахом руки Елена Андреевна показала в сторону кухни. Пока Сашок ходил за водой, Елена выбрала самый большой фотоальбом и торопливо затеряла его среди лежащих на нижней полке журналов.
  Она уже давно искала сродного брата Кирилла. Последний раз он приходил в дом отца, когда ей было лет двенадцать. Затерялись его следы на необозримом российском просторе. Отец перед смертью стал интересоваться сыном Кириллом, пытался через знакомых узнать о судьбе  первой жены, раньше этого делать не смел – жена Катерина никого не впускала в ладную семейную жизнь. Елена пообещала найти Кирилла, ему отец завещал свои награды и картину, которую привез с войны в качестве трофея. Да, она искала Кирилла, но не Александра!
«Что делать?» – лихорадочно думала она, « Из огня, да в полымя! Господь продолжает меня испытывать? Хоть из дома не выходи и только за собственные брюки держись!»
  Сашок взял чашку из рук совершенно угнетенной Елены, спросил?
- Может врача?
- Нет, Александр, я в порядке, последствия прошлых дней стрельнули.
Сашок, пока слушал Ленино объяснение, то поднимал брови, то нахмуривал их; лицо  передернулось, проявляя красноватую кромку шрама на правой щеке, но голос неудовольствия не поддержал и не выдал:
 - Я ведь немного пообщался с Вашей семьей, Лена! Вы меня простите, с Виталиком наметили печь переложить. Со следующей недели начнем.
  Елена совсем впала в ступор. «Да-а, наследственная болезнь пожить просится-ведь Ступорины, а подвиги Сашка в шеренгу выстраиваются. Самому последнему подвигу вопрос хочется задать: может, я сплю?» – съехидничала она над собой, завершила внутренний раздрай правильными планами: «девчонок надо с героем познакомить», а вслух произнесла:
-Вы, Александр, посмотрите пока альбомы, а я на стол соберу!
  Этим обращением она отстранила Сашка на давние позиции – к первым минутам знакомства. Тайм аут был взят своевременно, слишком неожиданной оказалась информация, она пришла - откуда и не ждали. Удивилась своему здравомыслию: «не вскрикнула, не призналась». Почему Александр, а не Кирилл? Этот  герой не был похож на отца, а первую жену отца Елена никогда не видела. Ей не хотелось рассуждений на эту тему, но состояние, в которое её окунула  встреча и современные реалии жизни требовали анализа. 
  Собирая на стол приготовленные прошлым днем яства, Елена мысленно примирялась с неожиданным известием, с крахом ожиданий, окончательно утвердилась в мысли, что Сашок - не присланный какими-то недружественными силами мошенник или аферист, а человек со своими тайнами и с немалыми комплексами. Пригласила гостя к столу в столовую. Запахи затеребили носоглотку, Сашок чихнул, усаживаясь за стол, он успел заметить бойкую синичку за окном; та стояла на подоконнике и вертела головкой, иногда буквально прижимая то один, то другой глаз к стеклу. Эта картинка Сашка рассмешила, он снова чихнул, успевая выразиться:
- Лена, похоже, не только я в гости напросился?
- Моя родственница, это она к Вам присматривается.
  За столом говорили мало, иногда короткими байками про друзей, Сашок вкрапливал признания о личной жизни.  Когда пообедали, Елена начала убирать со стола, приказав Сашку удалиться в гостиную и там отдохнуть. В её голосе проявились нотки и заботы и участия.
- Лена, ты хороший человек!
-  Да, неужеле? Удивляешь! Плохой человек для чего приглашает в гости? Или заманивает?  Чтобы накормить и спать уложить?
- Лена! На такое я даже и не рассчитывал. Около хорошего человека потрешься, как медная копейка о серебро, - сам за двугривенный сойдешь.  Для меня этот город не чужой, здесь с мамой жил до ухода в Армию, но вот, представь, как долго я здесь не был - совсем дезориентировался.  Очень много перемен и плохих и хороших. Видел завод отца, он в руинах. Я очень обрадовался родной душе. Вкусно готовит только человек хороший – вот что я хотел сказать.- Сашок вставая, взял руку Елены и поцеловал, Елена вспыхнула и поняла, что не сможет долго таиться.
  Сашок ушел в гостиную, как повелела хозяйка, когда зашла Елена, он сидел у журнального столика и рассматривал фотографии.  Елена внимательно оглядела столик, поняла, что он делал это без особого интереса.
- Лена, поедете со мной на кладбище? Хочу найти могилу отца. Я был в доме, где он жил до моего отъезда в Армию. Жильцы и соседи рассказали, что в Овске живет сродная сестра. Хотелось бы и её найти.
-Как вы собираетесь сестру найти?- спросила откровенно с ехидцей.
 Сашок закрыл следующий только что открытый  фотоальбом.
- Соседи рассказали, что сестра работала на Гормаше, надо наведаться в отдел кадров. Думаю с моими знаками отличия, мне вряд ли откажут в просьбе.
-И зачем она вам нужна? – Сашок даже распознал ревность в голосе Елены, - Хочешь, вместе сходим, но в другой раз. – ответил только.
  Собрались быстро. Елене хотелось выйти, чтобы там - на улице растворились все тревоги, нечаянно насевшие на нее. Сосновый бор темной полосой проглядывался с автобусной остановки. Он словно страж нависал над сероватой видом домов частного сектора, скрывая среди вечной зелени мир иной. Проехали две остановки.  Ворота с распахнутой резной калиткой из кованого железа сразу настроили и Елену и Сашка на осознание момента истины. Проходя через калитку, всматриваясь  в её сложные завитки и переплетения, Сашок приостановился. Долго стоял, запоминая рисунок и места сварки,  словно пытался распознать мастера, автора этого чуда. Елена шла, не оглядываясь вдоль центральной аллеи, остановилась, услышав: «Лена, подожди!».
  Сашок шел неторопливо по аллеи, рассматривал памятники, считывал надгробные надписи.  Не дойдя до Елены, он столкнулся с понурого вида мужчиной и женщиной. Парочка отходила от помпезного памятника,  демонстрирующего превосходство  ушедших с планеты Земля перед всеми живущими, заставил Елену присмотреться к родственникам, в мужчине она узнала полковника Валерия. Сашок сначала прошел мимо парочки, резко обернувшись, посмотрел вслед военному, дошел до Елены, взял её за руку, и все же  среагировал:
- Валера!!!- крикнул вдогонку полковнику, тот приостановился, долго разглядывал Сашка, держа в руках куртку-ветровку, наконец, они пошли навстречу друг другу. Елена осталась стоять, похвалив себя за то, что исключительно удачно переоделась - без сомнения являла собой объект совершенно неузнаваемый. 
-Кирилл!?
  Мужики обнялись. Женщины же, узнав одна другую, с места не двинулись.
Мужчины говорили недолго. Расставались, обменявшись телефонами, с обещанием уезжать в Кемерово вместе.
–Тебе сюда! – крикнула Елена, подходившему к ней Сашку.
  Сашок подошел к серебристой оградке, снял бейсболку, проявляя интерес, завалился на оградку, вчитываясь в таблички.
 – Это мои родители! - сказала Елена. Задрожал голос, Елена вытирала слёзы руками, ими избороздила все лицо, виновато посматривала на Сашка.
Сашок отстранился, с  горечью произнес: – Зачем это?
  И Елена окончательно поняла, что не была она объектом разведки, что это тот случай, когда за особые заслуги судьба дарует тебе связующие нити с родо-начальным прошлым.
  Вернулись домой совершенно уставшие. Елена опять собрала на стол, предложила помянуть родных.
- Моя бабушка говорила: Господь забирает не дожилых, а спелых.
Он помог убрать на кухне.  Осмотрел ванную комнату.
-Время сократилось, и я должен это время потратить на тебя. Ремонт какой-никакой сделать надо.
  Елена проводила его в гостиную, положила на журнальный столик большой фотоальбом.
 –Посмотри, я сейчас.
  Сашок присел на край кресла, осторожно открыл альбом. Фотографий отца было немного, Сашок, разглядывая фото, неожиданно для себя осознал: насколько значимым и уникальным становилось фото с присутствием его отца, насколько непомерной и ощутимой утратой для Елены стал его уход. Та давняя обида, что не с ним жил отец, а с сопливыми девчонками, ревность, которая до одурения злила и готова была вырваться на счастливых сестер,  теперь отсутствовала. Отец не дарил ему каждодневную любовь и участие,  по его жизни прошел как просто родитель и с этим он смирился, а скорее сказать не только отпочковался, но и возмужал и этим гордился.  Вошла Елена. Она положила рядом с альбомом красную подушечку, на которой лежали несколько медалей.
- Два ордена отца забрала сестра Наталья, отец завещал награды тебе. Скажи, а почему Кирилл превратился в Александра?
-Нет не в Александра, а в Сашка. История  простая. Сначала спрятался за чужое имя, потом за фамилию жены. Я сам себя спас. Раньше ведь только разговоры были о реабилитации, а фактически мы все убогими вернулись в мирную жизнь…
Сашок задержался у Елены на два дня. Они сделали ремонт в ванной, переставили шкафы – как хотелось Елене.  «Что еще?» – спрашивал Сашок после завершения очередного подвига. Елене даже показалось, что с небес сошел отец – с Сашком было также  надежно и спокойно. Позвонила дочь, она слезно просила: «Мама! Олечка заболела, а мне на работу выходить! Приезжай, пожалуйста!»
  На третий день они отдыхали от трудов, смотрели телевизор, фотоальбомы. Сашка заинтересовала домашняя библиотека. Он то разглядывал околыши книг, то брал с полки книгу, листал, вчитывался.
-Хорошие подборки!
- Кто тот военный Валерий, с которым ты на кладбище встретился? - задала вопрос Елена, решив, наконец, прояснить и это.
  Не отвлекаясь от просмотра книги, Сашок ответил:
- Вместе росли, в Армию ушли, в разведке вместе были в Афганистане. Кстати, Валера очень даже в шоколаде! Полковник! Но наград на сегодняшний день у меня значительно больше - шестнадцать.
  Елена рассказала историю про полковника Валеру. Сашок, выслушав, как-будто расстроился, присел с книгой в руке, спросил:
- Опиши этих двух мужиков.
  Елена повторила рассказ, но уже более эмоционально. Выслушав Елену, он захлопнул книгу.
- Да, я подозревал..,второй мужик – Василий. Проблем больше, чем у меня. Он ночами кричит. Жена этого Василия, ты её видела,  к этому Валере ушла. Он бегством всю жизнь спасается, падла, - уже утвердившись в своей оценке, выдал вердикт Сашок.- Сестренка, не боись – не оставлю тебя без мужичка! Ну,что? Поедем с родственниками знакомиться?
- Нет, Сашок, ты же для них – мой друг, останься, пожалуйста, пока другом!


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.