Итальянец

 К единственной маме на свете..."

Врут, когда говорят, что Родину не выбирают, что не выбирают родителей. Очень даже выбирают. Не с рождения, конечно, а затем очень даже. В случае с Родиной примеров – пруд пруди, взять хотя бы историю с новоявленным гражданином России футболистом Романом Нойштедтером, за один день решившим вопрос о своем гражданстве, и не испытавшим при этом никаких душевных терзаний. С родителями ситуация посложнее. Но только для тех, кто позабыл о том, какое количество людей в нашей стране отказалось от живых или мертвых родителей, осужденных по 58-й статье. А для какого числа людей родным отцом стал «отец народов»? В кошмарной ситуации выбора «Кто лучше, папа или мама?», «Россия или заграница» альтернативы нет и не было только в одном случае. Нельзя выбрать мать. И хоть ты тресни, оспаривая это утверждение.
Ваню Солнцева, героя фильма «Итальянец», попытались соблазнить новой мамой, гораздо лучше настоящей, щедрой на ласку и подарки. Причем соблазняли свои же, да еще и иностранкой из сказочной игрушечной Италии с ее расчудесным Пиноккио и кисельными берегами. И все были уверены,что обездоленное дитя моментально примет это предложение, от которого невозможно отказаться. Чтобы юному герою фильма было понятнее, директор детдома рисует Ване четкую картину: «Ты здесь сгниешь!», а торговка детьми уточняет: «В интернате для дебилов, ты же дебил ! Самый настоящий ! » По ее мнению,только дебил может отказаться от... Италии ! Интересно было бы увидеть зрителя, который в эту минуту был бы с ними не согласен. А вот Ваня безотказное предложение не принял, и твердо решил найти свою родную , как теперь говорят, " биологическую " маму. Дитя зла не покорилось воле злодеев – всех этих мафиозных усыновителей, всех этих жанн аркадьевн и ее шоферов, отвратительного в своей " жалкости " директора детского дома , и, если хотите, господствующей морали «дают – бери, бьют – беги». В некотором смысле Ваня посмел отказаться от такой вот Родины с ее столь недостойными " представителями " , и с ее установками «что такое хорошо и что такое плохо». И не только он один. Молодые гопники из подворотни дружно отвергли предложенные им доллары, попутно еще и " наваляв " предлагавшему , сопроводив это убийственным в своей простоте комментарием: «Мы детьми не торгуем». Стало быть, Ваня Солнцев все-таки не одинок , еще не всех приучили-приспособили, еще кто-то способен сопротивляться.
Ваня руководствуется своим, первобытным, если хотите, чувством справедливости. Корневым, почвенным, естественным. Тем самым, что вел по жизни Данилу Багрова, другого киногероя, отправившегося на поиски родного брата. Какое-то время казалось, что на экране – частный случай, на общее не претендующий. Так, вымысел, сюжетный ход, провокация, частное мнение, «ленинградская школа» кинематографии. Однако шаг за шагом молодой режиссер выводил зрителей из узких рамок отдельного, ни с чем не связанного события. Нет, он не навязывал нам универсальный характер происходящего, а просто заставил задуматься о большем, о чем-то превосходящем обычную кинопритчу.
В то же время мне было гораздо важнее и интереснее совсем другое. Советское кино часто использовало мотив усыновления, каждый раз вызывая слезы умиления у зрителей. И никому в голову не могло прийти, что в один прекрасный день режиссер-дебютант Андрей Кравчук со всем этим умилением покончит одним махом. Нельзя выбрать мать, даже если она – ангел во плоти. Нельзя, и все тут, без череды доказательств и дискуссий по поводу.


Рецензии