Дом из песка и тумана

" Трагедия — жанр очень древний, задолго до того, как Шекспир ее взял. Но я думаю, зачем мы это сделали... Наверно, чтобы люди в зале смотрели, как другие люди проходят через горе, через все это, — смотрели с расстояния. А потом шли домой, думали и учились на наших трагедиях, как самим жить, и как жить красиво. Для этого я фильм и снял."
В. Перельман.

Американский режиссер,и наш бывший соотечественник Вадим Перельман, как-то раз решив скоротать время во время перелета в Рим , купил в киоске аэропорта роман Андре Дюбю...И книга настолько потрясла его , что прочитав не отрываясь, он тут же решил непременно его экранизировать. Его планам суждено было сбыться , причем самым невероятным образом. Перельману удалось не только уговорить романиста продать права на экранизацию, но и получить согласие на съемки от таких голливудских звёзд, как Бен Кингсли и Дженнифер Коннелли. Сам Стивен Спилберг поверил начинающему режиссеру , и оплатил половину из 16-миллионного бюджета. В результате прекрасно сделанная дебютная картина " Дом из песка и тумана "не только не обманула их ожиданий , но и получила три номинации на «Оскар»: лучшие женская и мужская роли (Бен Кингсли и Шорех Агдашлу) и лучшая музыка (композитор — Джеймс Хорнер). Этот фильм - один из немногих , в которых традиционным для американских картин хеппи-эндом и не пахнет.История ,так впечатлившая режиссера , начинается просто - некая девушка по имени Кэти , недавно избавившаяся от алкогольной зависимости , слишком зациклившись на личных переживаниях и замкнувшись в своем внутреннем мире , в какой -то момент забывает о банальной необходимости своевременной налоговой оплаты за отчий дом - даже не дом , а домишко на берегу океана. Странная привычка редко заглядывать в почтовый ящик , и вовремя не вскрывать корреспонденцию на этот раз сослужила ей недобрую службу. А дальше стремительно и необратимо все запутывается в целый клубок яростных конфликтов и глобального непонимания с новым хозяином дома. В конце концов , веревочка рвется , а в конце , по закону жанра - петля...Удивительно ,что оба гланых героя фильма - и растерянная и непутевая Кэти , и Массуд , полковник иранских ВВС, бежавший с родины после смены власти , для которого приобретенный им на аукционе дом является единственным шансом легализоваться в чужой стране , вызывают всю гамму порой противоречивых чувств у зрителя - от сочувствия и пронзительной жалости до полного неприятия. Ведь сказал же про них сам режиссер : " В том -то и дело , что они все правы..." Начав непримиримую и совершенно бескомпромиссную борьбу за свое место под солнцем , каждый из них уверены в своей абсолютной правоте , и справедливо уверен . Когда смотришь фильм , и клубок все больше запутывается у тебя на глазах , очень хочется , чтобы все ,в конце - концов ,как -то бескровно разрешилось , но нарастающее с каждым кадром напряжение не оставляет надежды ,что это произойдет. Метафорический дом из песка из тумана рассыплется , как карточный домик , песочные стены осядут ,туман рассеется , и перед нашим взором предстанет самая неприглядная и трагическая сторона жизни наших героев. Печальная и безнадежная . Они все виноваты ,и в то же время никого из них нельзя обвинить в случившемся с ними несчастьем. Как писал все тот же Шекспир : "Грехи чужих судить вы так усердно рветесь. Начните со своих и до чужих не доберетесь". Поэтому давайте и мы не будем никого осуждать. Ну, разве - что , неповоротливость государственной системы , на сей раз выступившей в роли фатума.


Рецензии