Елки-палки

Канун Нового года. Летим домой. «Вахтовка» стоит у диспетчерской. Полтора десятка пассажиров, среди которых есть женщины с детьми, ждут команду на посадку. Холодно. Автомобиль «Урал» полностью загружен елками, предназначенными для отправки в Норильск. Это основной груз вертолета, если не считать багаж пассажиров и какие-то технические принадлежности к буровому оборудованию и транспорту.

Последнее время перед Новым годом разворачивалась «елочная» эпопея, которая становилась головной болью для начальника геологической партии. Надо было обеспечить работников экспедиции елками. Геологоразведочная экспедиция насчитывала более 1000 человек. Немалое число из них хотели к Новому году елочку. С этой целью проводилась их заготовка. Предварительно оформлялся порубочный билет. Снаряжался вездеход с бригадой «елочных» заготовителей. В окрестностях Игарки леса много. Елки бережно грузились в следовавший по дороге «Урал». Выбиралась наименее морозная погода, чтобы не повредить ветви. В транспортном положении их обвязывали также шпагатом для компактности и сохранности.

Лететь предстояло на вертолете МИ-6. Не будем останавливаться на его достоинствах и недостатках. Заметим лишь, что полет на нем в зимнее время, да еще и в сильный мороз, удовольствие сомнительное. Внутри это огромный железный «сарай», предназначенный в основном для перевозки грузов значительного тоннажа и габаритов. Борт уже шел на посадку на вертолетную площадку базы. Подождали пока «шестерка» заглушит винты и подъехали под разгрузку. Женщины с детьми прошли в вертолет, а мы стали перегружать елки.

Морозец был знатный в районе «полтинника». Потягивал пронизывающий хиус, весьма неприятный северный ветер, дующий вдоль долины р. Енисей. В геологии при полетах понятия «грузчики» за редким исключением практически не существует. Летишь – грузи и разгружай. Как правило, это не касалось женщин и детей. В погрузке не принимали участие еще несколько каких-то случайных пассажиров, так что «активных штыков» было маловато даже с учетом одного человека, ответственного за отправку груза. Разгрузка-погрузка заняла в общей сложности около часа. Салон вертолета оказался разделенным на два отсека стеной из елок. В ближнем к кабине разместились пассажиры со своим багажом. Прошло еще минут тридцать. Борт почему-то не взлетал. Все уже порядочно замерзли. Наконец, с характерным звуком вращающихся лопастей, МИ-6 оторвался от земли. Полет продолжался недолго. «Шестерка»  перелетев протоку Игарскую, села на острове в аэропорту. Испытания в «морозильной камере» продолжались. Еще полчаса проторчали в вертолете. Затем всех направили в аэропорт. Согреться там не удалось. Температура в помещении оставляла желать лучшего. Холодом несло изо всех щелей. Какое-то время пассажиры слонялись по зданию аэропорта. Очередная  посадка в вертолет оказалась результативной. Взлетели и легли на курс в Норильск.

В полете стало еще холодней. Пассажиры сгрудились возле кучи из своего багажа. Сиденья вдоль бортов металлические, поэтому народ предпочитал лететь стоя или сидя на своей поклаже. «Пятую точку» дополнительно морозить никто не хотел. Было жалко детей и некоторых женщин, опрометчиво обутых в сапожки. Мы были в полевой одежде и валенках, но холодно в той или иной мере было всем. Чай не Сочи, а Заполярье, хотя в Сочи тоже есть «Заполярье», только санаторий.

Не сговариваясь, люди затянули: «Маленькой елочке холодно зимой…». Самый раз в тему. Только мерзли люди, а елочки спокойно себе лежали штабелем в вертолете. Экипаж пожалел народ и воздух от двигателя пошел внутрь салона прямо на пассажиров. Блаженство продолжалось минут пятнадцать, а далее все пошло в штатном режиме, процесс заморозки возобновился.

Лету до Норильска час или чуть более, что зависело от направления ветра и варианта маршрута. Вот уже и аэропорт «Валек». Сели благополучно. Погода в аэропорту жесткая. Мороз где-то - 45°С и полярная ночь. Порывы ветра до 10 м/сек, укрыться от которого практически невозможно. Одно слово «Норильск», куда не повернись, ветер дует «на рыло». Женщины с детьми и наши случайные пассажиры сели в подъехавший автобус и поехали в здание аэропорта. Мы остались ждать экспедиционный транспорт и разгружать злосчастные елки. С автобусом к нам на помощь приехал наш геолог Сергей. Лучше бы он этого не делал. Сергей был славен тем, что в северные морозы ходил в свитере и модной штормовке. На вопросы коллег отвечал: «Она же двойная». На сей раз замерз он основательно, до посинения. «Двойная»  штормовка не спасала. Позднее, когда он пошел работать по комсомольской линии, то для солидности обзавелся пуховиком.

Транспорт из экспедиции задерживался, а прыгать от холода возле вертолета хорошего мало. Все поминали недобрым словом новогодний груз. Когда подошел экспедиционный «Урал», мешкать с погрузкой не стали и быстро освободили вертолет от елок. На таком холоде не до перекуров.

Загруженный елками «Урал» следовал впереди, остальные ехали за ним на холодной «вахтовке». Хотелось быстрее закончить это путешествие. «Вахтовка» по домам не развозила, а груз был солидный, включая елки. Предстоял последний завершающий бросок. Въехали в Норильск. Стали думать, где удобнее выгрузиться. По ходу следования жила одна из наших коллег по работе, которая также заказала елку. Вот и решили сойти возле ее дома. Сотовых телефонов тогда не было и в помине. Женщина она была приятная и гостеприимная. Визит четырех промерзших насквозь мужиков с елками и рюкзаками вызвал у дамы некоторое смятение. По времени было часов восемь вечера. Персонально вручили ей елку. Придя в себя, она быстро собрала на стол и  поставила чайник. Нашлась и бутылка с чем-то покрепче. Поздних визитеров разморило в тепле, но пора было и «честь знать». В результате, оставив лишние экземпляры лесных красавиц и мешок с пробами до завтра, поблагодарив  хозяйку за приют, налегке разошлись по своим адресам.

Уже дома, распаковывая рюкзак, вспомнил про две бутылки шампанского. Они были укутаны в теплые вещи, но замерзли почти полностью. Лишь в районе горлышка оставался слой спирта. Их  не разорвало по счастливой случайности. Елку поставили на следующий день, когда она отошла от мороза, а еще одну подарили своим друзьям.
Перемороженное шампанское выпили за милую душу в свой срок. Сразу вспомнились елки,  вертолет и мороз.

С Новым годом!



Январь 2018 г.


Рецензии
Берегите природу - Мать Вашу. Сопли морочить на севере дело обычное

Егор Соломинский   29.01.2019 10:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.