Учить иль не учить. сцена из школьной жизни

На сцене под музыку из «Лебединого озера» появляется Некто в чёрном плаще с капюшоном, производит несколько неуклюжих балетных па, после чего ставит на стол бутылку пива, открывает её и удаляется, радостно и нелепо подпрыгивая. Музыка стихает.

На сцене появляется Ученик. Он тащит связку учебников. Выйдя на середину сцены, бросает учебники на пол.

Ученик.

Учить иль не учить? – вот в чём вопрос.
И что разумней – грызть гранит науки,
Терять здоровье, молодые годы,
Чтоб сделаться отстойным инженером,
Иль лучше выпить правильного пива
И закатиться в интернет-кафе?

(Видит бутылку пива)

Во, кстати и пиво! Не совсем правильное, но ничего.

(Нюхает бутылку, лижет горлышко)

Точно пиво.

(Отпивает глоток)

Хорошо!

Кто выучил бы тысячу предметов
И вынес бесконечные наезды
По поводу ДЗ, которых нету,
И поведенья, что всегда хромает,
Мобильника, что воет на уроке,
Одежды, что не нравится начальству,
Кто б охал и потел над сочиненьем,
До отупенья изучал бы карты,
Исследовал строение сустава,
Когда б не страх парашу получить,
А после получить ещё – от предков?..

(Почёсывает затылок и оглядывается)

Всё, решено, забыться и заснуть…

Но что со мной? Стесняется дыханье…
Какая тяжесть страшная в груди…
Как бьётся сердце, как темно в глазах…
Я гибну!..

(Падает на колени)

    О, отравленный напиток!

(Падает на пол, затем приподнимается)

О ужас! Я подумал: если там (показывает пальцем вверх)
Вдруг нету ни компьютеров, ни пива,
Ни сигарет – одни уроки! Боже!
Как страшно умирать с подобной мыслью!

(Снова падает)

Снова звучит музыка. Появляется Некто в чёрном плаще с косой.

Некто.

Ты, жалкий, вероломный шут, прощай.

(Толкает Ученика ногой)

Я метил в высшего. Прими свой жребий.
Вот как опасно быть не в меру шустрым
И пить чужое пиво на халяву.

(С поучающей интонацией)

Известно: для растущих организмов
(Хотя…

(Осматривает лежащее огромное тело)

куда тебе ещё расти?)
Табак и пиво – это страшный яд.

На сём закончим. Далее – по ссылке.

(Пытается утащить Ученика за ногу, но сил не хватает. Машет рукой, забирает бутылку и уходит. Музыка).

Появляется Учитель. Подходит к Ученику. Тот вскакивает на четвереньки и, испуганно озираясь, удаляется со сцены. Учитель недоуменно пожимает плечами.

Учитель.

Учить иль не учить – вот в чём вопрос.
Что благородней – путаться и рваться,
Бросать и начинать, чтоб снова бросить,
Как Лев Толстой, спокойствие считая
Душевной подлостью…
    Иль плюнуть – и айда –
В кино, иль в бизнес, или в глушь, в Саратов,
К известной тётке… или за бугор…
Короче, друг мой, на фиг, на фиг, на фиг…

Или ещё: забыться и заснуть…
Заснуть – и даже видеть сны, быть может…
Оставь мечту сомнительного цвета:
Какие сны приснятся в страшном сне,
Когда ложишься в три, вставая в полседьмого?

Кто снёс бы плети и глумленье века,
Сочувствие: ты столько получаешь?
Пренебрежение: А что, литература – профессия?
Филолог и мужчина – две вещи совместимые?
Неужто?... –
Когда б не вера в светлый идеал!..

Слова, слова, слова… Литература!...

Кто я? Популяризатор? Профанатор?
Садовник, прививающий любовь?
Безумный сеятель на ниве просвещенья?

Какая штука глупая: душа.
Не капитал, но требует вложенья.
И чем больнее – тем активней рост.

Учить иль не учить – в том нет вопроса.
Учить, конечно, самому учась,
Впадая то отчаянье, то в радость,
То в философски выспренную грусть,
Что балансирует на грани парадокса:

О боги, боги, как грустна земля,
И как прекрасно жить на этом свете!
И нам совсем не скучно, господа.
Откуда скука в сумасшедшем доме?
Оставь надежду, всяк сюда входящий,
Твоё избранничество – это тяжкий труд,
В нём даже счастье есть, но точно нет покоя.

Что наша жизнь?.. Нет, не игра – служенье.
Служение не терпит суеты.
Блажен, кто верует: тепло ему на свете.
А мы – мы веруем. И веку вопреки
В наш век простых и невысоких истин
Всё ж о высоких будем говорить.


Рецензии