Часть 8 Депортация

Часть 8 Депортация

Молитвенник


фото /Quiring, Wilhelmina  Fr;senheim 19.02.1869/ Maloorlowka Sibierien 1943

Я знаю, дети, что вам уже давно не дают хлеб, но так хочется ещё раз вспомнить его вкус и запах. Говорила это Вильгельмина не открывая глаз. Она давно уже была слабой, а последние дни не вставала, лежала тихо и никто не знал спала она или так лежала. Особого внимания к себе она и не требовала, знала, что некому за ней смотреть. Из взрослых осталась одна Агнейта. Пётр Классен в труд армии, Старшие дети Агнейты Лиза, Мария и Яша тоже в труд армии. Это с семьёй племянницы Агнейты приехала Вильгельмина, помощницей хотела быть. И не хотела ставать обузой вот в такое время. Там за стенкой, в половине где жила семья Петра Классен, лежит его жена Катерина и их дочка и сын. Их некому хоронить, и за ещё живыми смотреть тоже некому. Агнейта на работе, голодные дети одни дома. Мама, а танта просила хлеб, можно мы сходим попросим. Может дети не понятно объяснили, может им не поверили, но ничего не дали. Утром пришла соседка, узнав, что Вильгельмина умерла и дети не обманывали, она принесла ломоть хлеба. Агнейты не было дома, и голодные дети не отломили не кусочка, и дождались маму. Я пришла сказать вам спасибо, Агнейта стояла у ворот соседского дома, я пришла поблагодарить вас за хлеб, только он не пригодился, моя тётя умерла и не увидела его. Дети сохранили этот кусочек до моего прихода, я не могла забрать его у них и поделила, пусть они запомнят вкус хлеба, кто знает, когда они получат его ещё раз. Она тихо повернулась и пошла прочь. Подождите, Агнейта обернулась, соседка шла к ней. Может вам нужна моя помощь, когда вы будите её хоронить. Агнейта смотрела на соседку, такого вопроса она ни от кого не слышала. Спасибо добрая женщина, у нас уже четверо лежат за стенкой, а мы ещё живые в соседней комнате ждём кто перейдёт в ту комнату следующий. Агнейта опять повернулась и пошла. Соседка не могла шевельнуться, а потом побежала следом за Агнейтой и догнала её возле дверей её дома. Подождите, что вы сказали, что это правда, что у вас в доме четыре покойника. Правда, сухо ответила Агнейта. Ну почему вы не идёте в правление. Мы туда ходим отмечаться утром и вечером, а эти уже не ходят и там никого это не интересует. Нам предложили отвезти их в силосную яму. Как в силосную яму, ну это зимой, а весной, они там что рехнулись, это ж и нам живым как. Соседка оказалась боевой женщиной, благодаря её стараниям, к весне всех четырёх похоронили.

Знаешь дочка, моя мама сделала точно так же как когда тётя. Она взяла одной рукой меня за руку, а второй провела мне по голове, потом протянула руку и взяла в руку маленькую книжечку, немецкий молитвенник. Дочка, я хочу передать тебе этот молитвенник, это память нашей семьи. Тётя Вильгельмина привезла его с Волги, перед смертью она отдала его мне и сказала, что эта книжечка немецкий молитвенник на каждый день, что это память о прошлом всего нашего рода. Теперь он у меня, у меня есть дочь, есть внучка, и им продолжить хранить память нашего рода.


1.Мне молитвенник мамин достался в наследство,
Теперь знаю он маминой тёти родной!
И подарок был точно подарен от сердца-
Он какой-то -почти как живой!

2. Если б мог говорить - он свидетель особый,
Если б мог всё поведать он нам,
Я сейчас поняла- сколько новых открытий-
Сколько тайн, сколько судеб в нём там!

3. Вилъгельмина, так гордо звучит имя тёти,
В этом имени сказано всё!
И на корочке книжечки той вы найдете-
Имя тёти и много вопросов ещё!

4. Одинокой была Вильгельмина - бездетной,
Помогала им тётя тогда,
Шесть детей привезли они с Волги с Агнейтой_
Шесть детей! - а Агнейта без мужа одна!

5.Тётя сильно сдала, всё лежала и тихо молилась,
Почему-то весну она сильно ждала,
А весна там в тайге заблудилась
Приходить не спешила она!

6. Мама помнит тот день, когда тётя с ней говорила
Вспоминала о Волге и в общем про все те года,
А потом руку ей на плечо положила
И молитвенник маме свой отдала!

7И ещё она маме сказала-
Помни кто ты и веры какой,
Это всё! -И она замолчала! -
Нет дороже вещи у нас никакой!

8.А однажды глаза она быстро открыла,
Посмотрела на всех, по щеке покатилась слеза,
А потом хлеб у них попросила-
Запах хлеба и вкус говорит, что забыла она!

9. Нет, -ни дали в тот вечер им хлеба,
Не поверили детям что правду они говорят,
Так ушла Вильгельмина на небо-
Тихо так, -как законы божьи велят!

10.Так случилось-сбылося желание,
Вильгельмины не стало зимой,
Все, кто умер зимой - в ожидании-
Похоронен только весной!

Продолжение будет


Рецензии