Осквернение памяти

  В Польше завершается суд над интернациональной группой из двенадцати человек(поляки, белорусы, один немец - в возрасте от 22 до 27 лет), которые в марте минувшего года устроили перформанс у ворот Освенцима.
  Они закололи ягнёнка, повесив на ворота с надписью "Arbeit Macht Frei", а также баннер "Love", разделились догола и сковали себя наручниками.
  Теперь их судят за осквернение места памяти, а также по требованию защитников животных - за жестокое жертвоприношение ягнёнка.
  Организаторами перформанса были двое белорусов - Адам Беляцкий и Никита Володько. Первый учится в Польской киношколе, второй - в Высшей театральной школе в Кракове.
  Хотя эта история случилась ещё в прошлом году, белорусские оппозиционные СМИ стали писать о ней не так давно. Скорее всего, из почтения к отцу Адама - Алесю Беляцкому, известному правозащитнику не только в Беларуси, но и за её пределами. В 2014 году его даже выдвигали на Нобелевскую премию мира.
  Ни сам Алесь, ни его жена комментарии по поводу перфоманса, устроенного сыном, не дают.
  Молчит и Адам. И единственный, кто недавно разговорился в интервью "Свободе",- Никита Володько. "Цель нашего перформанса была в том, чтобы обратить внимание  на то, что мы, наверно, ничего не поняли про Освенцим. Как-то нам плохо объяснили, что убивать нельзя. И мы также делаем".
  Военные конфликты раздирают мир на части, - продолжил Володько, и поэтому решено было привлечь внимание мира. "Оттуда, где больше всего погибло людей, должен был вырваться голос, просящий прекратить лить кровь".
  Разделись же догола потому, что в газовые камеры люди тоже входили обнаженными.
  Первая мысль, которая возникает, когда слушаешь эти сумбурные откровения:"Ну вот и плоды повырастали!".
  Дело в том, что в самом конце девяностых и особенно в начале нынешнего века, белорусская так называемая элита из числа "продвинутых" историков и оппозиционных журналистов стала усиленно пересматривать итоги Второй мировой войны. В советское время республика гордилась тем, что её называли республикой-партизанкой.
  Они же стали писать о том, что партизанское движение в БССР насаждалось Москвой и было враждебно белорусскому народу, что партизаны были такими же бандитами, как и немцы, а немцы порою даже лучше, ибо спасали людей, если они не делали вреда немцам.
  Как будто немцы  не были оккупантами, а приглашенными гостями!
  Даже появились "свидетельства"  людей, которым в войну было лет по шесть-девять, о том, какие "хорошие" были немцы.
  У Адама Беляцкого - мать - учитель истории. Интересно, беседовала ли она с сыном на эти темы? Или они были заняты другими заботами?
  Дело в том, что отец Адама Алесь Беляцкий был осужден за неуплату налогов:сведения о его счете подала белорусской налоговой службе Литва, в которой он его хранил.
  На счет поступали зарубежные гранты для финансирования правозащитной деятельности возглавляемого Алесем центра "Весна" в Минске. Но открыт он был персонально на имя Беляцкого, поэтому белорусской Фемиде удалось предъявить ему обвинения.
  Конфисковать его имущество у неё не получилось, поскольку всё оно было записано на имя жены, которая и на фамилию мужа не перешла.
  Просидел Беляцкий в тюрьме немногим больше года, потом был амнистирован и вышел на свободу как герой, одна из жертв политического преследования режима Лукашенко.
  Сын оставил Академию художеств в Минске и стал учиться в польской школе кино.
  В Польше уже давно прижились многие молодые белорусы, преследуемые "режимом", для них за средства польского МИДА довольно долго существовала так называемая "программа Калиновского", а созданный им же телеканал БЕЛСАТ"(Польское телевидение для Беларуси) даже приглашал наиболее одарённых на работу.
  И воспитывал, и продолжает воспитывать соответствующим образом. В частности, ведутся обсуждения всё на ту же тему:так ли уж плоха было для белорусов немецкая оккупация?
  Как-то наткнулась на такую передачу на Белсате. Двое журналистов, выходцев из Гродненской области, пытались доказать, что во время оккупации не всё было так однозначно плохо, поскольку во время неё были открыты белорусские школы, выходили газеты на белорусском языке, работали музеи.
  Один гость передачи всячески поддакивал им, второй яростно сопротивлялся, и трое нападали на него, упрекая  в том, что у него устаревший, советский взгляд на историю Беларуси.
  Наверное, если бы суд над осквернителями памяти Освенцима проходил в Беларуси, они и бы и белорусскую Фемиду назвали устаревшей, думающей по-советски.
  Но судит польский суд, а прокурор своё слово уже сказал. Для рядовых участников он требует год и четыре месяца тюрьмы, а для Адама и Никиты два года шесть месяцев и два года два месяца соответственно.
  Но прочистит ли их мозги тюремное наказание?
   
 
 
    


Рецензии