Не покидай меня мечта

НЕ ПОКИДАЙ МЕНЯ МЕЧТА

Это рассказ о том, какими неведомыми нам путями сбываются наши мечты и как мы познаем свое предназначение через Бога.


основано на реальных событиях




1 часть .СТРАНОВЕДЕНИЕ

У Анастасии Андреевны приближался юбилей ее профессиональной деятельности – 10 лет преподавания в университете. За спиной были два высших образования и висящая грузом ответственности незаконченная аспирантура.

Для нее ожидание окончания сессии в университете, в котором она работала,было таким же приходящим счастьем, как и для всех студентов. Она с нетерпением ждала отъезда по своим научным делам.  Эта поездка значила много для нее не только в плане написания диссертации. Это был глоток воздуха. Возможность разукрасить провинциальную размеренную будничную жизнь яркими красками столичного оживленного, культурного и ритмичного недельного пробега по театрам, музеям, библиотекам и просто по пушкинским местам.

Оставалось всего лишь принять экзамен у студентов-заочников, которых немногим было около шестидесяти человек.

Анастасия Андреевна пришла к экзамену, назначенному на послеобеденное время.  Она легко дошла до аудитории по старенькому длинному и узкому коридорчику своей "альма матер". Каждый раз она вспоминала и свои студенческие годы, которые прошли здесь, в этом несуразном двухэтажном здании с небольшими аудиториями внутри, в одной из которых было больше всего места и там проходили все торжественные мероприятия.

 Когда-то она пришла сюда первый раз и было немного страННо, страШНо, НО чудесно.

Прошло 10 лет с тех пор, как она закончила университет. Получив диплом и квоту доверия от своих преподавателей, ее приняли на кафедру в качестве ассистента.

*************************************

 Мама Насти мечтала о том, что ее дочь с предрасположенностью к гуманитарным наукам станет переводчиком и будет путешествовать по городам и весям.

 Настя два года пыталась безуспешно поступить на факультет иностранных языков. Она провалила письменный экзамен в первый год своего поступления, а во второй год, не смотря на успешно сданные устные экзамены, ей все-таки не хватило баллов из-за высокого конкурса.

Настя в полной растерянности сидела дома. Ее беспокоила неустроенность, безработица, и то, что время уходит без пользы. У нее случилась депрессия по этому поводу. В отчаянье она написала письмо родной тете о своем невыносимом положении. О том, что ей было стыдно перед родителями, за то, что их, вроде бы успешная дочь, не оправдала ожиданий, и о том, что она не чувствует от них поддержки. Она писала о своем желании работать и невозможности получить работу. Страна разваливалась на части и безработица поглощала даже опытных людей. Настя была юной и не понимала, как справиться в этой ситуации. Письмо стало криком ее души.

Но именно в этот момент, как потом поняла Настя, решалась ее судьба. Она решалась не на земле, а где-то там, на небесах.

Настя поняла это, когда через несколько недель получила телеграмму: «Срочно приезжай. Есть работа. Будешь учиться на заочном отделении. Тетя Люда.»

Настиному счастью не было конца. Мама помогла ей собраться, купила билеты, дала денег и велела присмотреть на месте жилье. Все, что могла сделать мать для нее в этой жизни полезного, чудесного и мудрого - она сделала именно в этот момент, когда отправила свою дочь навстречу новой жизни.

Счастливая Настя ехала в поезде. Ей было абсолютно неважно, как долго она будт добираться, учиться, работать. Главное, что в ее жизни началось движение в хоть каком-то направлении.

Тетка пристроила Настю лаборантом в одну из городских школ. А дальше в ее судьбе возникло заочное отделение филологического факультета, куда она прошла с преимуществом в баллах. 

Смена профессиональной траектории не то чтобы не волновала Настю, но ей очень хотелось учиться. Она с радостью и гордостью ходила в университет, она упивалась своим новым студенческим статусом. Она чувствовала себя уверенно и по-взрослому. У нее появилась цель в жизни, пусть и не та, к которой она стремилась, но та, которая появилась, как чудо в ее жизни.

ЧУДО, потому что спасло ее от безысходности.

- Хочешь учиться? - спросила тетка. - Иди на филфак. У тебя гуманитарный склад ума, а потом переводом пойдешь на иностранные языки.

Курс хоть и был заочным,но достаточно молодым. Отучившись полгода - на зимней сессии - Настя спустилась как-то этажом ниже на желанное отделение иностранных языков. Она долго стояла и разглядывала дисциплины учебного плана на стенде перед входом на кафедру. Названия предметов звучали в ее голове как музыка: "Латинский язык", "История и культура Великобритании","Теория межкультурной коммуникации", "Древние и современные германские языки"....Настя переписала все эти магические слова и долго еще повторяла их как зачарованная. Но больше всего ей понравилось "Страноведение"

« Как, наверное , интересно слушать лекции по этому предмету» - думала она и перед ней предстала старая тетушка Англия, Америка с отблесками иллюминации и почему-то Австралия.

-Хочешь все-таки учить иностранные языки? - заглядывая в ее ежедневник через плечо, спросила тетя Люся, взбивая омлет на кухне.

- Очень хочу! – ответила Настя.

- Подойди к декану факультета иностранных языков и спроси о возможности перевестись к ним, - предложила тетя Люся.

В глазах Насти затеплилась искорка счастья. Она с удовольствием согласилась. На следующий день с дрожащими коленками она стояла у двери деканата иностранных языков.

- У нас учатся, начиная с первого курса дневного отделения. А заочного отделения у нас нет. Тем более как вы себе это представляете? – грозно спросил декан и продолжил:
 - Где вы видели, чтобы с факультета русской филологии переводились на факультет германистики?

Дрожь в коленках усилилась, ноги Насти подкосилиь при выходе за дверь и отказывались идти. Мечты Насти рухнули. У нее было такое чувство, что ее схватили за горло и чуть не задушили. Невыпущенные слёзы отдавали в виски.

«Ах, какой, наверное, это интересный предмет – "страноведение"» - промелькнуло у нее в голове.

Время шло. Она вернулась к иконописи и устному народному творчеству, к науке о диалектах и литературоведению, к языкознанию и старославянскому языку. Но где-то далеко на задворках ее сознания, куда когда-то улетела мечта, было то самое чудесное страноведение со старушкой Англией и далёкой Австралией.


2 часть. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ

Учиться Насте нравилось. Но вот стеснять тетку не очень хотелось, и она решила перевестись на дневное отделение, чтобы получить общежитие.

Придя поздно вечером с очередных лекций к тетушке на ночлег,  Настя застала ее в компании незнакомой женщины, как оказалось - давней знакомой.

- А вот и моя племянница, - представила тетя Люся Настю своей гостье. – Учится на филологическом факультете. Но всю жизнь мечтала об иностранных языках.

-Мечты нужно сбывать, - странно не по-русски сказала гостья и стала активно расспрашивать Настю об учебе, об успехах и вдруг неожиданно предложила:

 - А переходи-ка к нам на факультет. Будешь иностранный язык осваивать вместе с профессией учителя начальных классов.

Настя была ошеломлена. Вот он - свет в окне! Путь к мечте.Конечно! Ей очень хотелось! 

И она пошла мечте навстречу, через все тернии, оставив позади филологию и кучу усилий по переводу с заочки на дневное.

Она стояла в узеньком коридоре, перед дверью деканата факультета начальных классов, где ей предстояло отучиться 4 года. Марина Альбертовна встретила ее строго, но глаза были очень добрыми с лучиками тепла.В этих глазах Настя читала: «Не подведи!» А своими глазами Настя сигналила: «Вы не пожалеете!»

У нее не было страноведения, но ее мечта сбывалась.Это был путь сопротивления, но при этом - осуществления желаний. Ей пришлось учить ненавистную математику, изучать бабочек и минералы,шить крестиком и даже погрузиться в историю музыки.Постигать кучу психологии, недостаточно преподаваемой на бывшей заочке. 

На 5 курсе судьба подкинула неожиданность- студентам предложили на выбор специализацию: работа с талантливыми или работа с проблемными детьми.

- Что делать – не знаю, - пожаловалась она тетушке.

- Чем славится Россия? Дураками и дорогами. Без работы не останешься. Выбирай проблемных – не пожалеешь, - негуманно отозвалась тетя Люся.

Так и порешили.

После вручения диплома на душе у Насти была тоска.Ей ужасно не хотелось расставаться с университетом, с друзьями, с городом. Ей хотелось остановить это прекрасное время. Но она не понимала, как это возможно. И тут опять вмешался его величество случай. Когда Настя уже собиралась за билетами домой, к ней в дверь постучали.

- Настя, тебя Елена Николаевна к себе вызывает. Срочно! Что-то по поводу работы! – однокурсница сунула ей бумажку с адресом в руки и скрылась.


Елена Николаевна была независимым преподавателем. Студентам за счастье было писать у нее дипломные работы. Ее лекции по истории педагогики были шедевральными. Насте все время хотелось ее слушать, потом она понимала, что такие мудрые умозаключения нужно записывать, но не успевала за потоком мысли Елены Николаевны и переходила заново на слушание.Елена Николаевна была умной и строгой. Никто никогда не видел бумаг в ее руках во время преподавания. Ее лекциями студенты упивались, как искренними монологами, читаемыми с исключительной интонацией и выражением.

Настя оделась и побежала галопом к Елене Николаевне. Отдышавшись, она робко постучала в дверь. Дверь открылась и Настя залепетала:

- Здравствуйте, мне сказали, что вы велели зайти.

Елена Николаевна пригласила Настю в квартиру.

- Есть предложение по работе, - посадив Настю в кресло, сказала Елена Николаевна.

- Но я вроде бы домой собралась, - скромничала Настя.

Е.Н.   -Дома работа есть?

Настя. - Нет.

Е.Н. – Домой всегда успеешь вернуться. А здесь предложение – обучение необучаемых детей.

Настя. – Я всю жизнь мечтала связать свою профессию с английским языком.

Е.Н. – Проект шведский, так что и язык потренируешь. И за границей побываешь. А поскольку ты одна из успевающих студенток, да еще и из языковых – подумай.

Настя. – Мне негде жить. Да я и не из красных дипломников, чтобы работать в университете.

Е.Н. – Общежитие тебе дадут как сотруднику. А что касается диплома…- она остановилась.  Ну и МЫ не все тут с красными дипломами.

Это хитро выделенное слово МЫ придало Насте уверенности.

Настя вышла и готова была прыгать до небес. Она не находила объяснения "как!!??" все сложилось в аккомпанимент ее желанию остаться в университете, с друзьями и в этом городе. Вы скажете, что это случайность, совпадение. Тогда Настя не думала об этом. Она просто радовалась, что в ее жизни происходит чудо. Внезапность этого магического происшествия была настолько ошеломительной и своевременной, что воспринимать происходящие события иначе, как волшебство, было невозможно.

На удивление, родители Насти положились на ее решение,и это еще больше придало ей уверенности в том, что надо соглашаться на новую непонятную работу.

Всё случилось ровно по плану Елены Николаевны: общежитие, загранкомандировки, практический опыт и аспирантура.

Что такое аспирантура Настя слышала только со слов таких же несведущих людей, как и она.

«Та же дипломная работа – только больше по объему и серьезнее» - говорили вокруг даже те, кто понимал, что это такое, но был убежден, что много знать об этом на первых порах вредно.

Начальник вызвал Настю и спросил:

- Куда поедешь поступать в аспирантуру? В Питер или в Москву?

Будучи все студенческие годы проездом в Москве и всю сознательную жизнь мечтая о неведомом Питере, Настя, ни минуты не медля, согласилась на Северную Пальмиру.

«Ура! Я увижу Питер!» - думала Настя, не понимая сущности слова «диссертация».

Это казалось еще месяц назад невозможным, неосущесвимым и недосягаемым,но свершилось опять в судьбе Насти,как чудо.


3 часть. ПОДАРОК ЗА ДВОЙКИ

Анастасия Андреевна зашла в аудиторию номер восемь. Она присела за преподавательский стол, достала экзаменационные билеты из конверта, предварительно заготовленные в деканате, сложила в стопку бумагу для черновиков.


Только после этого она бросила взгляд на подоконник. На нем красовалась плетеная корзина. В ней был небольшой, красиво оформленный букетик цветов и набор к чаю.  Вся корзина была обернута в красивую прозрачную шелестящую слюду со скромным, но оригинальным бантиком.

Не успела она рассмотреть детали, как к ней подошли студенты и объяснили, что это их благодарность в честь экзамена.

- Такая корзина ко многому обязывает. Спасибо, девочки, - ответила Анастасия Андреевна.

Студенты разобрали экзаменационные билеты, долго готовились и потом неохотно друг за другом начали отвечать.

На улице быстро к окнам подкралась зимняя темнота. Лица студентов омрачились еще больше.

Слушая очередной ответ и задавая вопросы Анастасия Андреевна понимала, что содержание не раскрыто и ответы неверные. Долго думая, и, глядя на корзину с подарками, она произнесла:

- Вам придется подойти ко мне еще раз, - с этими словами она закрыла зачетную книжку студентки без выставленной оценки за экзамен и разрешила идти.

К концу экзамена таких невыставленных двоек было уже пять.

К семи часам вечера прошли все. Никого не осталось. Перед Настей лежала незакрытая ведомость по экзамену и корзина с подарками.

 Анастасия Андреевна в полной тишине вышла из аудитории и спустилась в гардеробную.  Ей показалось, что вахтер посмотрела на нее и на корзину с каким-то укором:

 "Могла бы и тройки поставить", - читалось в ее глазах или это Насте просто казалось.

Выйдя из душного здания на улице Настя ощутила всю прелесть морозного воздуха. Осторожно похрустывая сапожками по утоптанной судентами снежной тропинке, она пошла вперед. Периодически в ее руах шелестела обертка корзины с чайным набором и цветами, и от этого шелеста возникали совестливые мысли.

«Двойки поставила! Хоть и мысленно, но поставила. А подарок взяла. Тебе же его дали, чтобы ты не зверствовала. А ты, чудище морское, что натворила?» - говорил внутри Насти какой-то ехидненький внутренний голос, абсолютно ей несвойственный.

 «Ну не выкинуть же его?" - отвечала она сама себе.

" А чай пить с этими конфетами не стыдно будет? " - опять спрашивал ее все тот же противный голосок.

"Стыдно!" - отвечала она опять. "Что же делать?»


 Настя не заметила, как за размышлениями машинально свернула в переулок к главному корпусу университета. Отвлекшись от мыслей она вдруг удивилась.


«Почему я здесь?» - подумала Настя. «Мне же совсем в другую сторону».

Она постояла, посмотрела внимательно на главный корпус университета, который в прежние времена был корпусом духовной семинарии.

 Одно окно на верхних этажах здания было освещено тусклым светом.


«Конечно!» - вспомнила Анастасия, - «Я отнесу эту корзину в наш домовый университетский храм!»
Она подошла к главному входу, и ее каблучки зазвучали как колокольчики при соприкосновении с мраморным полом университетского крыльца.

Настя, не снимая капюшона пальто, поднялась на третий этаж, тихонько приоткрыла деверь и зашла в помещение.

 В храме был полумрак. Горели лампады и было пусто.

Она постучалась в келейную комнату, но ей не ответили. Толкнув дверь, она увидела, что и в келейной никого нет, но горел свет. Она неуверенно зашла, поискала место, где можно оставить корзину, положила ее около стола на табуретку и, осторожно прикрыв дверь келии, вернулась опять в храм.

Перед центральной иконой она три раза поклонилась, приложилась к образу и мысленно обратилась к Богу:

«Господи, если я сегодня совершила что-то недостойное, дай мне сил исправить свои ошибки. И дай сил тем, кому сегодня от меня досталось – пережить этот день с достоинством и исправить свое положение».

Она еще немного постояла и помолилась о близких, приложилась к иконам и к Распятью.

Послышались голоса. Пришли певчие, которые репетировали в одной из аудиторий неподалёку. Зашла матушка. Все скрылись в келейной.

 Проходя мимо к выходу Настя услышала сквозь открытую дверь:

«Господи, ночь ведь уже. Кто же мог это принести? В храме ведь не было никого. Чудо Господне. И чай, как раз у нас закончился. Завтра гости будут - есть чем угостить. Спасибо тебе Господи, что вовремя нам гостинцы послал».


 Настя осторожно прикрыла дверь в храм, и, спускаясь медленно по лестнице, подумала:

«Чудны дела твои, Господи!»  - и со спокойной душой ушла в сторону дома.





10.01.2018


Рецензии