Заберите меня домой 15. Генеральная уборка

Обычно после завтрака все воспитанники обязательно должны были чем-то заниматься: делать уборку в помещении, пропалывать грядки или в хранилище картошку перебирать. Работы было всегда много.
Трудовое воспитание являлось важной и обязательной частью нашей жизни. Смекнув, что работы много и она не закончится, я находила путь, как ускорить или совсем избежать её.
Пропалывали клумбу, а у меня появлялись на ладонях непонятные волдыри, но, чтобы не говорили, что отлыниваю от работы, я старалась активно руководить процессом.
— Ну чего ты руками дирижируешь? Ты бы ими работать научилась — выговаривала мне воспитательница.
Но работать ой как не хотелось, и я всех уверяла, что траву лучше убирать, когда она вырастет, а потом одним махом косить её вместе с картошкой и баклажанами.
— Да, Тамара! — говорила Мария Ивановна, — от тебя, как от поросёнка, визгу много, шерсти мало.
У нас была девочка Майя. Когда спрашивали, кто пойдёт работать, она, ещё не дослушав, первая тянула руку.
— Можно, я пойду работать?! Можно, я пойду!
Она была трудолюбива, как пчелка. Могла работать без остановки.
У Майи все получалось легко. Ее руки горели от работы, и у меня горели, но в обратном смысле. Это потом вычислили, что мои волдыри появлялись от крапивы, растущей на огороде.
— Зато сделаю работу и буду гулять смело, заниматься другими делами, — мудро рассуждала Майя.
Про нас обоих говорили «плюс и минус». Зная, куда отправят работать Майю, а значит, и меня, я учила её сначала вникнуть, а потом уже браться за дело. А там, где двое, должен быть третий, и нам в довесок давали Колю Никитина, того самого, который по деревьям лазить любил. Что ему ни скажешь, не откажется, расшибётся, а дело сделает.
В детском доме была объявлена генеральная уборка. Шла подготовка к переходу на летний режим. Каждая группа драила свои комнаты.
Помещение, которое нам поручили, состояло из учебной комнаты и прихожей, которую мы называли веранда. Мы должны были вымыть стены.
— На троих это немного, — уверила нас вожатая. Одна Майя чего стоит, — подметила она, поглядывая на меня краешком глаза и, торжественно вручив тряпки и ведра, ушла. Генеральная шла во всех группах и хозяйственного мыла не хватало, а одними тряпками много не намоешь.
На игровой площадке уже висел плакат: «Сделал дело — гуляй смело». Это редколлегия постаралась, поднимала, так сказать, наш рабочий дух.
Многие, закончив уборку, играли в баскетбол, девочки прыгали на скакалках, чертили классики, а наша «удалая» тройка все драила эти несчастные стены. Мы так старались, что часть голубой стены превратилась в белую. Назад уже дороги не было, теперь надо было все отмыть добела.
— Счастливые, — тоскливо проговорил Никитин, поглядывая, как друзья лазят по деревьям. — Было бы мыло, а то горбатишься тут.
Майя трудилась, не покладая рук, и лишь временами деловито подавала команды:
— Принесите чистую воду. Нужны сухие тряпки. Коля, унеси грязную воду.
Майя мыла и мыла, не замечая потоп вокруг себя. Запасливый Колька нёс ведра с водой, уже за четвертым побежал, а я, чтобы процесс не прерывался, обеспечивала Майю сухими тряпками.
Дело затягивалось, надо было срочно что-то придумать. Меня вдруг осенило, и я побежала в прачечную, к бабе Нюре:
— Баба Нюра, у вас мыло есть?- крикнула я ей.
Глуховатая баба Нюра, не расслышав, громко спросила:
— Зачем тебе дуст? У кого-то вши завелись?
— Причём здесь вши? — подумала я.
— Да вшей, никаких нет! Мыла дайте нам, пожалуйста. Нам веранду надо мыть.
Она дала мыло и, торопясь к своим стиральным машинам, присоветовала немного взять керосину, потому что мыло от вшей не всегда помогает, и, расщедрившись, дала в придачу маленькую баночку с жидкостью.
— Только осторожно, — кричала она сквозь шум в прачечной, — отдай это воспитателю лично в руки, но сначала скажи, пусть мылом помоет, а если вши не уйдут, через два дня керосином натрете, и то не факт, что сразу от насекомых избавитесь. Только делайте это на свежем воздухе.
Счастливая, я притащила свою чудесную находку Майе и рассказала все, что мне говорила баба Нюра. Правда, причём здесь вши, никто не понял. Да и не до них было, скоро на обед звать будут, а мы до сих пор трем веранду. Так и поступили, как баба Нюра сказала.
Энтузиазм Майи сразу удвоился, и она с новым задором надраила мылом стены. Никитин не хотел терять целых два дня и как следует прошёлся по стенам керосином. Мне оставалось помыть полы.
— Зачем мыть? При такой жаре сами высохнут! — удачно нашла я выход. Закрыв окна, страшно уставшие, но довольные выполненной задачей, мы вышли на улицу.
После уборки вонь на веранде стояла невыносимая. Пришлось воспитанникам средней группы раньше всех переехать в летнюю беседку. Оказывается, баба Нюра думала, что мыло я прошу для новеньких, им для профилактики от вшей головы мыли дустом. Она не расслышала меня, а я не знала, что дустом стены не моют.
Когда старшая и младшая группы спрашивали, почему мы так рано перешли на летний режим, им отвечали: «Вшей из группы выгоняем».
 


Рецензии