Два характера. По мотивам повести Н. М. Карамзина

СЦЕНАРИЙ

(звучат фанфары, занавес открывается, ведущие выходят на середину сцены)

Ведущий 1 : «Два характера». По мотивам повести Н.М.Карамзина  «Чувствительный и холодный».

(клавесин, спокойная салонная музыка)

Ведущий 2 : Дух системы заставлял разумных людей утверждать, что наши природные способности и свойства одинаковы, а воспитание и образование дают человеку характер.

Ведущий 1 : О нет! Одна природа всё творит и даёт, а воспитание только образует!

Ведущий 2 : Мы имели случай узнать историю двух человек, весьма наглядно подтверждающую сию мысль.

Ведущий 1 : Итак, представим в лицах сии два характера.

(скрипка, ведущие расходятся по краям сцены, выходят герои)

Ведущий 2 : Эраст и Леонид учились в одном пансионе и рано сделались друзьями.

(герои обнялись)

Ведущий 1: Первый мог назваться красавцем.

Ведущий 2: Второй обращал на себя внимание людей отменно умным лицом.

(фортепиано, детская полька)

Эраст : Во мне с младенчества обнаруживалась редкая чувствительность.

Леонид : О нет! Я родился благоразумным.

Эраст : Всех удивляла моя понятливость. Казалось, что я не учусь, а только вспоминаю старое.

Леонид : А я никогда не забывал того, что узнавал однажды. И всё твердил и твердил урок, будто памяти своей не верил.

Эраст : Я откладывал всякое дело до последней минуты.

(кульминация польки)

Леонид :  И иногда урока не выучивал! И делал всякие проказы, ссорился с товарищами ! Тебя ведь и нередко наказывали. Но все любили!

Эраст : Да, а тебя только хвалили… И почему-то подозревали в хитрости и лукавстве…

Ведущий 1 : Их взаимная дружба казалась чудною: столь несходны они были характерами. Но дружба сия как раз-то и основывалась на самом различии свойств!

Ведущий 2 : Как мнения,  так и поступки наших друзей были различны…

(звуки пожара)

Эраст :  А помнишь пожар в пансионе? Дом загорелся ночью, я вскочил неодетый, разбудил товарищей, тушил огонь, спасал драгоценные вещи нашего профессора.

Леонид : И не думал о собственных, да ещё,  когда всё сгорело,  сказал мне с чувством: «Я всего лишился! Но в общих бедствиях хорошо забывать себя!» Очень дурно! Человек создан думать сперва о себе! Иначе нельзя стоять свету! Хорошо? Хорошо то, что я успел поправить твою безрассудность: я спас сундуки и книги наши.

Эраст : Да, а в другой раз и меня спас.

(шум толпы, крики)

Мы шли по мосту и вдруг увидели: мальчик упал в реку! Я ахнул и бросился в воду.

(шумный всплеск воды, крики)

 Леонид : А я дал рыбакам рубль…

(громкий звук упавшей монеты)

и велел спасти тебя. Они вытащили тебя вместе с мальчиком через пять минут…

(все звуки затихают)

Эраст : Ты бранил меня, называл глупцом безумным и … плакал!

(труба, сигнал «сбор»)

Ведущий 1 : Они в одно время оставили пансион и вместе отправились в армию.

(звуки боя)

Леонид : Ты твердил: «Надобно искать славы!»

Эраст : А ты говорил: «Долг велит служить дворянину…». Я бросался в опасности и от излишней запальчивости попал в плен.

(труба, сигнал «отбой»)
(торжественный марш)

Леонид : Я заслужил славу благоразумного офицера и крест Георгия. Когда мир освободил тебя, ты так радовался моему возвышению.

(орган, царский гимн)

Ведущий 1 : После войны оба героя перешли в службу гражданскую и здесь тоже наглядно показали несходство своих свойств.

Ведущий 2 : Один служил благоразумно и достиг высоких чинов.

Ведущий 1 : Другой не прислуживался и вскоре был вынужден службу оставить.

(одинокая балалайка, мелодия народной песни)

Эраст : Я служил государству и не намерен был угождать начальству!

Леонид : Любезный друг! Никакие таланты не возвысят человека без угождения.

(реквием)

Ведущий 1 : Эраст умер ещё молодым.

(Эраст уходит)

Ведущий 2 : Леонид не был на его погребении.

Леонид : Бездушный труп уже не есть друг мой!

(кульминация реквиема)

Ведущий 2 : Леонид дожил до самой глубокой старости, наслаждаясь знатностью, богатством, здоровьем и …спокойствием.

(Леонид уходит, ведущие выходят на середину сцены)

Ведущий 2 : Государь и государство уважали его заслуги, разум, трудолюбие и честность.

Ведущий 1 : Но никогда и никто не имел к нему искренней привязанности, … (пауза)
… кроме Эраста…

(гонг, занавес)


© Норейко Галина Марковна
Москва, 2017 год


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.