Жанна д Арк. Экранизации. Люк Бессон
ЗА ДОСТОЙНУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ ОБРАЗА СВЯТОЙ ЖАННЫ ДЭ АРК!
Часть 2. ПРОСТИТЕ, НО ТАК НЕЛЬЗЯ!
(мысли по поводу фильма Люка Бессона «Жанна д’Арк»)
Ну что же – эти мои слова прозвучат сейчас очень резко – но смягчить их более я уже просто не в силах – итак уже смягчил, ослабил мое возмущение, насколько это оказалось возможным… Фильм Люка Бессона «Жанна дАрк», 1999, Columbia pictures – я бы разорвал вдребезги, на мелкие части все их отснятые материалы и бросил бы их в костер! Вот так – посмотрел минут десять, даже меньше, и возникло сильнейшее жгучее желание опрокинуть столы этих знаменитых кинематографистов, увенчанных всевозможными лаврами!
О – какие тонкие уловки – вроде бы – и придраться-то не к чему – да, время было страшное, да - все ужасы имели место! Однако – сразу же чувствуется – вибрация-то фильма – НЕ ТА! НЕ ТА – совершенно! Даже когда показывают маленькую Жанну – вот, вроде бы – ну чем не идеальное начало – такая чудесная набожная девочка, и так далее… Однако – не то, не то, ВСЕ – НЕ ТАК, НЕ ТО!... Почитайте чудесное художественное произведение Марка Твена «Жанна д’Арк» (перевод – ОБЯЗАТЕЛЬНО СЕМЕЖОН, ТИМОФЕЕВА – ТОЛЬКО ЭТОТ!!!) – любимую книгу писателя, которую он посвятил своей жене Оливии на 25-летие их свадьбы – почитайте, и, возможно, вы поймете всю эту тонкую, но чрезвычайно важную разницу!
Да, и Марк Твен пишет обо всех ужасах – но он пишет, строго основываясь на исторических источниках, не выдумывая то, чего не было – как, например, этой ужасной гибели матери Жанны – гибели, выдуманной больным воображением создателей фильма и столь смачно, маниакально смакуемой ими на первых же нескольких минутах киноленты – совершенно отвратительный мерзкий позорный ход режиссера и других создателей фильма!…
(Поверьте – вот и хотел бы сказать конкретнее об этом моменте фильма – но не могу, ибо даже на бумагу нет желания излагать эту тьму – а в фильме нас, зрителей, заставляют смотреть это своими глазами!..) Даже помимо совершенной порочности этого «хода» с точки зрения искусства, нравственного и духовного чувства, чисто исторически этот момент – просто совершенная ужасная ложь, ибо мать Жанны – Изабелла Роме – намного пережила свою знаменитую дочь, пережила всю ту войну и в 1455 году присутствовала на очень трогательном мероприятии (простите за это несколько избитое слово!) памяти Жанны в Соборе Парижской Богоматери, положившем начало Процессу по ее реабилитации…
(Слышал мнение, что в том совершенно отвратительном эпизоде – сестра, а не мать Жанны… На это скажу – даже если бы так – это ничего не меняет по сути, да и НЕТ НИКАКИХ указаний в литературе – например, в подробной детальной строго исторической книге Режин Перну и Мари-Вероник Клэн – на то, что у Жанны была такая сестра – намного ее старшая, и что с ней случилась такая трагедия – нет ниаких указаний!.. )
Марк Твен пишет так, что даже дети малые вполне могут читать весь его чудесный роман - ДАЖЕ ДЕТИ МАЛЫЕ!!! (я, например, в десять лет прочел его – и он запал мне в самое сердце, и на всю жизнь, как вижу теперь) – хотя, повторюсь, и ужасы все там переданы! Понимаете? – Есть же своя этика искусства! Возьмите, например, роман «Князь Серебряный» Алексея Толстого – там показаны все ужасы опричнины, все ужасы времен Ивана Грозного – КРОВАВОГО – но показаны так, что автор уважает нравственное чувство читателя, и мы можем читать это, и уж тем более автор не сочиняет тех ужасов, которых НЕ БЫЛО – как это делают создатели фильма о Жанне д’Арк Люка Бессона!.. (Кстати, читал, что историки – многие серьезные уважаемые историки – как говорится, плюются по поводу исторической достоверности фильма…)
Марк Твен сразу проникся всей воистину Божественной атмосферой, закутывающей всю жизнь Жанны – Божественной, то есть всегда глубоко человечной! Человечной, то есть простой, теплой, трогательной, дорогой сердцу самого простого человека – то, к чему хочешь протягивать руки в самые трудные моменты и в самые радостные тоже – как к ласковому костру на лесной опушке в ночи! Включающей всегда внутреннюю устойчивость, здравый смысл, радость – чистую чудесную радость жизни! И особенно в детстве Жанны радость эта была столь изобильна!
И далее всегда – Бого-вдохновение не имеет НИЧЕГО ОБЩЕГО – РОВНЫМ СЧЕТОМ НИЧЕГО – с этой болезненной неуравновешенной экзальтацией Жанны, показанной в фильме (Мила Йовович – при всем уважении – не то, не то, не то совершенно!!!) Кстати, еще одна чудесная книга – на сей раз ЧИСТО ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ – «Жанна д’Арк» - Regine Pernout, Marie-Veronique Clin “JEANNE D’ARC”, я купил ее давно уже, она издана в русском переводе в Москве в 1992 году, издательская группа «Прогресс»…
Видите ли? – К примеру, Марк Твен подметил что-то очень важное, без чего просто не выйдет никакой внутренней психологической правды – ни в передаче образа Жанны, ни в фильме в целом… Американский писатель включил в свой роман довольно много юмора! Юмора! И – драгоценного тепла сердца, много дорогих трогательных красивейших моментов – хотя, повторюсь, вся обстановка-то была тогда просто совершенно ужасна!.... Какое-то внутреннее равновесие…
И – о столь драгоценные моменты духовного подъема – массового духовного подъема народа!!! Когда по щекам людей льются слезы радости – Господне вино!...
Опять же – это не имеет ничего общего с фанатизмом как синонимом невежества! И – понимаете – грань-то здесь – о какая тонкая грань между истинным духовным подъемом и фанатизмом! Вроде бы – и там, и там – слезы, крики, люди машут руками, готовы взяться за оружие!.. Однако – в одних случаях это является просто проявлением невежества, дикости, омраченности, фанатизма, а в других – явлением столь драгоценного возжигания Духа, возгорания пламени святого Божьего в сердцах самых простых людей!...
Эти тонкие грани невозможно объяснить, если человек не подошел к этому сам или сама – хотя бы на некое близкое расстояние, когда достаточно протянуть руку…
Маленькое отступление от сюжета. Буквально два дня назад я впервые посмотрел художественный фильм «Ромео и Джульета» 2013-ого ода, режиссер Карло Карлеи… О – как хотел бы я, чтобы кто-то, какой-нибудь коллектив оказался на такой же высоте, как создатели этого чудесного фильма – чтобы создать воистину адекватную киноленту – художественную, но и документально верную при этом – о Жанне д’Арк!...
Этот фильм «Ромео и Джульета» - воистину, пример такого грамотного одухотворенного подхода!.. Свет, дух святой драмы Шекспира… Мера, тонкость, соответствие… Свет Бога через человека – вечное великое Таинство!... Я не идеализирую, возможно, и там можно найти недостатки – но, по-моему, все же на высоте! Все же на высоте оказались создатели фильма! Вот бы так и по истории Жанны!!!...
Картина: Жанна Дева. Старинная картина... Прошу прощения - больше информации пок не раздобыл! Если вы, уважаемая администрация, против добавления картинки - пожалуйста, известите меня - я удалю, или сделайте это сами...
Свидетельство о публикации №218011000913