Двенадцать палочек. Дед. Продолжение

                Жил Народ – Светозарый Род. Жил, да не тужил…


-Здравия, Деда!
-Ой, Святоборушка! Здравия, Внучок! Ты как здесь? Как прорвался?
-Через реку пришёл. Ты вешки ставил?
-Ага. А кто ж ещё?.. Тропа набита? Не замело?
-Добрая тропа, Дед. Благодарю! Полем то сейчас не прорваться, ложки замело, глубоко.
-Да, до вёсны теперь, не сунешься. Ты в дом заходи, я сейчас двор дочищу.
-Так давай подсоблю. Вдвоём-то всё веселей.
-Ну, коль так… Лопата знаешь где.
-Конечно.
-Верхонки мои возьми токмо. В перчатках не дело.
-Да нормально.
-Ну, как знаешь.
А снег продолжал идти и идти, крупными хлопьями. Укрывая собой и без того заснеженные Обские просторы.
-Слушай, Деда, у меня же сын родился.
-О, как! А чего молчишь?..
-Так вот и говорю. Затем и приехал, чтоб ты имя дал. Отец сказал, что ты меня Святобором назвал. Вот и Правнука нареки, будь добр.
-Тут дело такое… Отец сам чует, как чадо назвать стоит. А тебя да… помог наречь. Но Батя твой, сам чуял. Из вежливости ко мне пришёл, сын ведь мой.
-Так и я не чужой. Ты старший в Роду, к кому ещё идти?.. Слушай, правда, дай верхонки. Руки застыли.
-Воот, не слушаешь старика. На верстаке возьми, там, в сарае. Когда мальчонка-то родился? Правнук стало быть мой… Ты где там? Нашёл?
-Нашёл. Так правда теплее.
-Ну, а то! Родился-то когда, говорю?
-Осемьнадцатаго Бейлетъ.
-О, как! В День Спасителя Расы! Ну, добре!
-Эт, чего значит?
-Добрый знак, говорю. Утром, вечером?
-Утром! Пятый час, стодвадцать первая часть.
-Хмм, надо же… А Лето у нас Семь тысяч пятьсот осемьдесят четвёртое… Ты сам то, что думаешь? Как видишь?
-Добромiръ или Доброславъ, может?..
-Да, нет… Доброгоръ тогда уж.
-Добре, Деда! Любо!
-Да ты, кидай, кидай!
-За тобой, Дед не поспеть! Как так далеко кидаешь?
-Ну, с Дедом своим кидал, мальцом был, научился кой чему.
-Это тот, что Дед Иван?
-Он самый! Иван Андреич.
-Слушай, Деда! Почему тебя все по-разному зовут?
-Как это по-разному?
-Ну, как… Мы детьми были, за глаза тебя все Дед-Светъ звали. Бабушка тебя вообще Тошей зовёт, почему-то?.. А дядя Кудеяръ приходит, или вон сын Ведамiра, тебя вообще Ведагором называют. Ты кто, Дед?
-Дед-Свет, говоришь… Ну, пусть так… Хоть горшком назови…
-Да, ты не обижайся, Деда. Мы ж любя!
-Ты что, внучок?! Интересно просто, вот так узнавать… Столько лет спустя. А Светъ он везде Светъ.
-Обиделся, таки…
-Нее, за чаем расскажу, потом.
-Ты может в город, хоть на зиму? У нас места много.
-Что устал снег чистить?
-Мокрый весь. Но устать не устал, пока.
-Накой мне в город-то? На Оби жили испокон веку. На Оби и будем жить!
-Да, ты прав. Тоже сюда перееду.
-Ага… Как твой Батя. Собирается всё. Уже полвеку.
-Точно перееду, Летам к осьмидесяти.
-Ааа, ну, хоть так.
-Ты ведь тоже не сразу сюда перебрался, Дед?..
-Не сразу. Ума хватило в итоге.
-Ты мне вот, что скажи, чему Доброгора учить?
-Да погодь ты… Учить… Учитель. Дай ребятёнку пожить. Нож в люльку положил?
-Положил.
-Какой?
-Свой. Тот, что ты дарил.
-Вот же… Папаша… Свой ему скуй. А твой нож, это твой нож. Внуку подаришь, али правнуку.
-Добро!
-А учить будешь… Чуток позже. Батя твой знает, чему учить. Али ко мне привезёшь.
-Да у тебя летом и так детей тут полно. Внуков-то Слава Роду много.
-Нехай, справимся! Хоть научу в двенадцать палочек играть. А то и знать не знаете-то игр наших.
-Во что? Как не знаем? Вышибалу помню, ты учил. Пекаря помню. Царя горы.
-Не было у нас «царя горы», «Сопка» у нас называлась. Это ваши, городские названия уже.
-Так что за игра-то ты говоришь?
-«Двенадцать палочек» она и есть «Двенадцать палочек». Как прятки, только прытче.
-Расскажешь?
-Неси вон камень у крыльца.
-Примёрз.
-Ну, ёжкин кот… Кирпич в сарае возьми. И дощечку, коротенькую. Там стоят справа.
-Дед, а ты куда столько напилил-то их? Накой?
-В творило. В погреб, чтоб не загреметь. Вот как раз и поменяешь завтра. Ты ж с ночёвкой?
-Конечно!
-Ставь кирпич на ребро, и дощечку по-серёдке. Ага, как качелю.
-Что дальше?
-Прутик найди в сарае, там для плетени оставались. Наломай на двенадцать частей. Един покороче сделай.
-Готово.
-Давай сюда. Тяни! Так, теперь я. Теперь ты. Пока короткий кто-то не вытянет.
-Понял.
-Ага. Ты значит водишь. Смотри, кладём палочки все эти на один конец дощечки, нижний. А на верхний со всей силы, резко, ногой. Палочки разлетаются. Пока ты их собираешь, все прячутся.
Палочки собрал, сложил, пошёл искать. Кого первого нашёл, бежишь к дощечке. Кричишь его имя и ногой по качеле этой, катапульте. Пока он собирает - все прячутся. И так дальше…  Если он первый до дощечки добежал, крикнул твоё имя и успел палочки раскидать, то ты снова водишь. Собираешь, складываешь, ищёшь. Ясно?
-Да, Деда. Здорово! А мы почему не играли в такое?
-А разве все игры упомнишь? Много их было у нас-то. Не то, что теперяча. Всё электроника кругом.
-Нее, я своим не дам. Помню, как ты меня отучал от этой гадости. Благодарен тебе, Дед!
-Ну, что? Играем?
И Дед-Светъ выкрикнул моё имя, резко ударив ногой по дощечке. Палки разлетелись, а Он исчез.
Пока я собирал, искал их в снегу, не было слышно ни хруста снега, никакого другого звука. И следов Его я так и не нашёл. Какое-то время бродил по двору, заглядывал и в сени, и в сараи и в летнюю кухню… Но Деда нигде не было.
Потом на моём плече возникла Его рука, сжала плечо крепко, но ласково. И Дед сказал:
-Пошли пить чай!
Он улыбался, лицо Его было розовым от морозца, глаза светились. И в них я почему-то узнал себя, маленького. Лет двенадцать отроду. Сразу вспомнил, как Дед учил меня зарываться в листве, сливаться с деревьями, и не шуршать травой. Стало стыдно, что не применил Чуй в Его поиске. Так себе я ученичёк…
-Надо чаще играть, Дед!
-Приезжай! Детей летом много, научишься.
Мы пили чай, из одному Ему известных трав. Ели малиновое варенье. И особый дедов мёд, каченный уже в ноябре, густой как янтарь. В печи трещали дрова, а мы говорили о Доброгоре…
Деду шло сотое Лето.


30 Бейлетъ 7526 Лето от СМЗХ
Светозаръ сын Александра внук Иванов правнук Андреев праправнук Максимов.


Рецензии