Доверие

Верить-не верить – это диалектическое единство противоположностей. Одно невозможно без другого.

1. Примат доверия. Без примата доверия не может существовать ни одно общество – от семьи до государства.
2. Примат доверия это однозначно инстинктивное явление, генетически закрепленное не только у человека, но и у всего животного мира. Животные (домашние и дикие) не только доверяют своим сородичам, а также иным не хищным соседям по региону обитания, но и человеку.
3. Примат доверия включается с самого рождения. До определенного возраста примат доверия является практически абсолютным по отношению к родителям и более старшим. Интересно, что после младенчества начинает появляться (развиваться) у ребенка способность ко лжи (изначально, как хитрость для достижения своей цели или для избегания наказания за непослушание).
4. Примат доверия работает при обучении (не только в школе, но и в течение всей жизни). Мы доверяем учебникам и иным печатным изданиям, так как воспринимаем их как официально признанные. Аналогично мы воспринимаем и другие СМИ. Уровень доверия к официальным государственным СМИ, чаще, выше, чем к остальным СМИ. Уровень доверия к остальным СМИ варьируется во времени.
5. Примат доверия работает в течение всей жизни и по отношению к представителям власти (их высказываниям, которые мы невольно принимаем за официальную позицию власти).

Подрастая, дети начинают видеть и понимать, что взрослые не всегда говорят правду. В свою очередь, в процессе взросления происходит  увеличение количества лжи в словах и действиях. То есть, идет репродукция лжи. При сохранении примата доверия взаимоотношения сохраняются, а при потере примата идут конфликты и окончательный разрыв.

Доверие базируется на вере в то, что все (слова и дела) – это правда.

Недоверие базируется на вере в то, что все или часть – это неправда.

А на что опирается вера?

Вера опирается на определенную информацию, знания. И, если ты во что-то веришь, то считаешь это правдой или неправдой.

Информация и знание в реальной жизни это не совсем одно и то же.

По-научному (теоретически), знание - это информация и ее полное понимание. Но на самом деле знание и понимание отличаются количественно даже в науке. Понимание того, что знаешь, всегда гораздо меньше. Самое интересное заключается в том, что понимание не зависит от уровня образованности. Способность к пониманию также заложена генетически (т.е. доступность конкретного человека к генной информации). Это подтверждается следующим:
1. Первобытные люди (ранее и те, кто сейчас в этом развитии находятся) имеют понимание некоторых природных вещей лучше , чем современный образованный человек.
2. Мудрецы античного мира, не имея образования в современном понимании, тем не менее понимали суть многих вещей.
3. И сейчас есть люди без достаточного образования, которые понимают в чем-то больше, чем образованные люди.

Но в обыденной жизни абсолютное большинство людей считают информацию  равносильной знанию. Доверие к информации интуитивное или эмоциональное, или связано ее официальностью (см. выше). Но отсутствие понимания сути данной информации приводит к неправильным выводам и поступкам.

Конечно, в течение жизни практический опыт приводит к формуле: доверяй, но проверяй.

Однако, по вышеуказанным причинам – это не всегда реально. Особенно сейчас, когда информационные потоки быстры, широки и глубоки, а доступ к первоисточнику отсутствует.

Обычный человек, например, знает, как устроено общество (государство). Возможно, даже знает о функциях государства. Но полного понимания этих функций нет, т.к. они не всегда расшифрованы или опубликованы. Пониманию этих функций обучают (должны обучать) людей, которые должны войти или входят в различные структуры власти (т.е. государства).

Чаще всего обычный человек не видит разницы между понятиями страна и государство. Ставит между ними знак равенства. Но с философской и политологической точки зрения  государство – это структура Власти в стране. И когда говорят о независимости государства, то это имеется в виду независимость власти от народа (избирателей). При том, что в Конституции написано, что народ – источник власти. Вот такие парадоксы. И это приводит к тому, что действия власти не всегда отвечают желаниям народа, эту власть избравшего. Отчасти это связано с такой функцией государства, как урегулирование отношений (достижения компромисса мнений) между различными социально-экономическими группами страны (включая национальные, религиозные и пр). Но это все внутри страны.

О сути функций государства во внешней политике люди знают (и понимают) совсем мало. Конкретное содержание определенных внешних функций является просто секретом от народа. Ну, кроме разве что разведывательной деятельности. Но в таком же плане есть ряд неофициальных действий (устные договоренности, секретные соглашения и т.п.).

Это может быть странным (для обычного человека), но ничего необычного в этом нет. Это сложилось в процессе исторической практики во всем мире.

Обычный человек судит о действиях своего или иного государства (власти) со своего уровня («колокольни»). И думает, что люди во власти должны думать также как он. По той простой причине, что там человек вроде бы такой же, как и я. Но в реальности это не совсем так. У структуры власти, в которой находится человек, несколько иные морально-этические нормы, чем у обычного человека. И это, в принципе, нормально, т.к. свои морально-этические отличия в реальности есть у всех групп населения (этнические, религиозные, социально-экономические), которые имеются в государстве.

Люди во власти четко придерживаются (сознательно или нет) следующих правил:
1. Политика (внутренняя и внешняя) – это концентрированное выражение экономики.
2. Война – это продолжение политики иными средствами.
Есть такое достаточно известное выражение: войны развязывают люди, достаточно знакомые друг с другом, а воюют и умирают на войне люди, незнакомые друг с другом.


Рецензии