Жанна д Арк. Экранизации. Клеменс Поэзи

(Уважаемая администрация сайта! Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если вы сочтете это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)



ЗА ДОСТОЙНУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ ОБРАЗА СВЯТОЙ ЖАННЫ ДЭ АРК!


Часть 5. НЕСООТВЕТСТВИЕ – ИСТОРИЧЕСКИ И ДУХОВНО!

(по фильму «Молчание Жанны» с Клеменс Поэзи в главной роли)


Дорогие уважаемые читатели этих скромных немногих строк! Как я уже отметил, в силу ряда причин пишу очень и очень кратко, поэтому в любом случае многое останется здесь невыраженным – а, лучше сказать – останется как хороший повод для дальнейшего общения по искусству, на что лично я очень надеюсь и чему был бы рад!

Здесь же хотел бы сделать лишь ряд очень кратких штрихов, набросков, заявлений… Сам фильм этот в оригинале называется «Жанна плененная» и начинается с кадров, когда мы видим героиню истории стоящей где-то типа балкончика на верхушке башни, или замка, и вот она шепчет молитву – просит прощения у Господа за то, что замыслила самоубийство – и далее «киношная» Жанна просто падает оттуда вниз – выбрасывается, причем плашмя, именно как акт самоубийства, который, правда, не увенчался успехом, не достиг поставленной цели…

Ну что же? – Именно по этому поводу я и выбрал заоловок этой части исследования – НЕСООТВЕТСТВИЕ – исторически и духовно! Вот, к примеру, что я прочел в этой связи (специально искал!) в уже упомянутой чудесной замечательной исторической документальной книге французских женщин-историков Режин Перну и Мари-Вероник Клэн «Жанна дАрк». Позволю себе привести лишь одно СТРОГО ИСТОРИЧЕСКОЕ свидетельство из этой книги. Уже во время Процесса, а именно, в понедельник 12 марта 1431 года, Жанне пришлось объясниться по поводу прыжка из башни замка Боревуар (который действительно имел место вскоре после ее пленения англо-бургундцами):

«Я сделала это не от отчаяния, но в надежде спасти тело свое и отправиться на помощь многим простым людям… А после побега я была на исповеди и просила прощения у Господа» (часть 1, глава 7, раздел «Собственно Процесс»).
А ранее Жанна говорила, что тогда до нее дошли сведения, что англичане (или бургундцы, бывшие с ними заодно) обещали убить всех жителей города Компьен, начиная с возраста семи лет, и поэтому она – Жанна – очень переживала и задумала ту – вторую уже – попытку побега – ПОБЕГА, а не самоубийства, как это показано в фильме французских кинематографистов! Согласитесь – различие ощутимое – как исторически, так и в трактовке, в понимании, осмыслении всего образа Жанны!

Лично я – лишь увидел эти первые кадры фильма – сразу захотел от него отвернуться, отстраниться, дистанцироваться (и так и сделал, пусть даже и посмотрев еще несколько далее)! Я сразу подумал, почувствовал в сердце – нет, что-то не то! Не то, не то, не так! Это – не Жанна! (Хотя она, правда, говорила, что предпочла бы смерть английскому плену…) Мне сразу показалось, что, вообще – вряд ли оправданно начинать фильм о Жанне с времен ее пленения, и тем более – с этого эпизода, и – тем более – делая столь явную столь существенную подмену – ПОДМЕНУ САМОГО ЗАМЫСЛА И ДУХА ФРАНЦУЗСКОЙ ГЕРОИНИ!!!...

(Жаль, что это делают сами французы – и эта столь любимая мною актриса Клеменс Поэзи – просто совершенно чудесная трогательно чистая красивая  Наташа Ростова из фильма «Война и Мир» Роберта Дорнхельма!..)

Да и далее – что-то не то… К примеру, резанул эпизод, когда Жанна выбивает протянутую ей чашку с целительным напитком  - протянутую с искренним милосердием рукою врача… Резануло восприятие вообще то, как представлен внутренний мир Жанны плененной… (Повторюсь – вообще не считаю оправданным сужать рамки фильма пленом, даже процесс остался за бортом – то есть вообще – ни детства Жанны, ни времени при дворе и на войне, ни процесса…)…

Да, конечно же – в плену девушке было ТЯЖКО – очень тяжко, однако столь же несомненно – она оставалась Жанной, оставалась самою собой – а это – образ не тот – НЕ ТОТ, что возникает из фильма… Что и потрясает людей уже полтысячи лет – ребенок, нежный чистый ребенок из Евангелия Иисуса Христа, соединенный с мужеством Воина, с абсолютным мужеством, благородством и зрелым Бого-вдохновением… И неповторимое обаяние Юности… Понимаю, различие тонкое, и трудно это выразить словами…

Надо просто читать эти книги – роман Марка Твена (ЛИШЬ в переводе Семежон, Тимофеевой!) и чисто  документальный труд Режин Перну и Мари-Вероник Клэн… И – надо сделать еще некое уже чисто духовное усилие – или молитву – чтобы Господь помог сонастроиться… «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!..»

Картина - Жанна Дева перед обвинителем... ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ - не знаю имя художника! если вы, уважаемая администрация, против - пожалуйста, известите меня - и я удалю картину - либо сделайте это сами - как вам удобнее!..


Рецензии