Гуманизм

Гуманизм – феномен «общественного сознания» постхристианского времени. Он декларируется ныне, в самых широких кругах общества, как уважение к «личной идентичности» человека, что является, возможно, наиболее значительным идеалом современной эпохи, который мог бы быть сравним с Евангельским благовестием. Гуманистическим мировоззрением пытаются заменить мировоззрение христианское, во всём, что касается божественного достоинства человека и сообразности человечества божеству. – Самодостоинство и самодостаточность человечества без божества – это суть идей Гуманизма. Наиболее заметны результаты этой подмены в забвении «лица» как кат. В отделении «лица» от пон. «личности». От христианского (евангельского) мировоззрения и его богословия, как попытки утверждения в Боге человеческого «ума» и всей системы познания человеком окружающего его «реального бытия», т.е. общения меж собой «нетварного бытия» и «тварного бытия». Гуманизм - далее Г., пытается соединить «личность» с идеей об автономной морали, провозгласить теорию «автономной морали личности», присущей в одинаковой степени каждому «индивидууму». Разрывается связь «личности» и «лица», как тварного образа с нетварным образом. Этим Г. утверждает синонимическую идентичность «личности» и «индивида». Он укореняет человека не в божественном образе, а в «индивиде» – человеке животном  и «плотском», являющемся частью мировой природы, плодом природной эволюции, саморазвившемся, возвысившемся и усложнившемся до моральных феноменологий и экзистенций.
Гуманистическая экзистенциальная философия полагается в основание познания мира и познания человеком самого себя. Мир опознаётся гуманистическим мировоззрением как однородная монистическая онтологическая реальность. Что является возвращением «сознания» в античность. Отказом от откровенного богословия Евангелия и возвратом к языческой философии.
В мировоззрении Г. – человек это диалектика двойственности: как «личность» – индивидуальна психология; и как социум – социальная психология. Его «духовность» - лишь иллюзорный сон его психики – «душевности».
Познание в Г. – научно и рационально.
А познание иррациональное признаётся Г. только в рамках «психологического портрета личности», которыми и призываются ограничить всю свою деятельность мастера литературы, музыки и всех прочих искусств. Здесь Г. ставит на стражу своих интересов собственную гуманистическую этику и эстетику.
Проблемы «личности» и «личностной идентичности» сегодня злободневны, как проблемы поисков высшего идеала. И никто, по-видимому, так и не признает того факта, что раз этот идеал не найден по сию пору, то он уже: и не будет, и не может быть найден. Ибо «личность»  и «лицо» находятся в неразрывной онтологической связи! И, следовательно, никакие психологические усилия «сознания», как исторические, так и экзистенциальные, не смогут оторвать их друг от друга.
Необходимо помнить, насколько глубока и нерушима связь, соединяющая само происхождение пон. «личности» с патристическим богословием и экклезиологией. «Лицо» и «личность» - живая реальность - исключительный продукт христианства, Евангельско-патристической мысли. Вне этого истока глубочайший смысл «личного бытия» и «личностного бытия» не может быть постигнут.
«Личность» вне «лица» не имеет оправдания своего существования!
Христианская философия, таким образом, определяет Г. как: - «Психологический феномен безрелигиозного, нерелигиозного или внерелигиозного «сознания», которое выпадает из области реальной онтологии в область онтологии иллюзорной. Путём психологического моделирования самых разнообразных моделей окружающей его реальности и конструировании соответствующих этим моделям реальности психологических конструктов внутри себя самого».


Рецензии