Научная философия как она есть. Глава 12. Определе

Глава 12.

Определение философии


«Философия – это логика науки»
(Рудольф Карнап)

Вначале резюмируем предыдущие главы. В них мы определили, что собой представляют суть, смысл, задача и цель философии как науки. Здесь повторим:
Суть философии – познание истины (познание сущности вещей и явлений);
Смысл философии – служение человечеству (улучшение качества жизни);
Задача философии – формирование научного мировоззрения;
Цель философии – создание объективной картины мира (научной картины).
Теперь, исходя из вышеназванных определений сути, смысла, задачи и цели философии мы должны дать точное определение непосредственно самой научной философии.
Итак, что же такое научная философия? Вот наше определение:
Философия – это наука об истине, так как сама суть философии заключается в познании истины, в изучении истинности значимых явлений и знаний; задача философии сводится к формированию научного мировоззрения с целью создания объективной картины мира. Смысл философии состоит в служении человечеству. Так как основная задача философии – это формирование научного мировоззрения, то её можно назвать также и наукой о мировоззрениях. Главная же цель философии, как уже говорилось, – создание объективной картины мира.
Таково, на наш взгляд, действительное и полное определение философии как науки.
На этом можно было бы и закончить разговор об определении философии, да и вообще о научной философии, хотя бы на том основании, что никто сегодня не воспринимает философию такой, какой она есть на самом деле, то есть как науку об истине. Многим философам это кажется слишком простым и незначительным определением.
К тому же вряд ли философы будут воспринимать её таковой, ещё и потому что никуда не делись и активно работают те дискредитирующие факторы философии, о которых мы уже говорили выше. Они всегда будут актуальны, всегда будут влиять на философов. Поэтому для слишком большого числа «заинтересованных лиц» гораздо выгоднее считать философию мировоззрением, а не наукой. Ведь если это не наука, а мировоззрение, то и утверждать «философ» может всё, что угодно, что ему выгодно. И это будет называться философией, а он, естественно, философом.
Фактически на современном этапе развития философии большинство философов (кто-то умышленно, а кто-то по непониманию) считают философию мировоззрением. И для большей объективности уточняют, что философия – «теоретическое ядро мировоззрения», что несомненно верно, но с большой и обязательной оговоркой. Теории могут быть как научные, так и не научные, и антинаучные. Например, религиозные теории, метафизические теории, идеологические теории. Следовательно, и «теоретическое ядро мировоззрения» уже не будет являться научным, а порой оно просто антинаучно. И то, из чего состоят подобные «теоретические ядра мировоззрения» философией назвать нельзя, а тем более научной философией. Так, некогда расистская теория оправдывала рабство, утверждая приоритет одной расы над другой, полагая, что негры не являются людьми, что они полуобезьяны, приспособленные для труда. Конечно, можно назвать это философией расизма, так как сегодня модно называть философией всё, что угодно. Но всё же в истинном значении слова это не является философией. И уж явно это не научная философия. Не хотелось бы марать нацистской идеологией и подобными антинаучными теориями даже само слово «философия».
Поэтому необходимо признать, что, хотя философия и является «теоретическим ядром мировоззрения», однако не всякого мировоззрения! Следовательно, «теоретическое ядро мировоззрения» далеко не всегда и не у всех является философией, и не каждое мировоззрение можно отнести к философии. Нередко это «теоретическое ядро» построено на суевериях, религиозных мифах, антинаучных теориях, идеологических установках.
Теоретическим ядром мировоззрения философия может быть лишь тогда, когда она является наукой! Никак иначе. Иначе она сама перестаёт быть философией. А наукой она может быть только при строгом соблюдении всех четырёх её составляющий, названных выше: сути, смысла, задачи и цели.
Как мы уже говорили, основная задача философии – мировоззренческая. Поэтому философия также является наукой о мировоззрениях, как видно из определения. И это сбивает многих с толку: они считают философию мировоззрением, что в корне не верно.
Рассмотрим некоторые определения философии, широко распространённые сегодня, но являющиеся, мягко говоря, не совсем верными.
Самый доступный интернет-ресурс «Википедия», а также «Новейший философский словарь» (2003 года) и некоторые другие источники дают такое определение философии:

«Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира».

Здесь утверждается, что философия – это «особая форма познания мира». Запомним это. Далее, один из «Кратких словарей философских терминов» даёт нам сразу несколько определений философии:

«Философия – форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.).
Философия – это культура разумного мышления, которое осуществляется в рационально-понятийной форме.
Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, система взглядов».

И всё это в одном словаре! Итак, уже здесь мы видим, что философы никак не могут определиться с тем, что же такое философия. То это «особая форма познания», то «форма общественного сознания», то «культура разумного мышления», то «мировоззрение». Википедия, кстати, тоже добавляет, что по мнению многих современных философов «философия представляет собой скорее мировоззрение».
Однако господа философы должны понимать, что «познание», «сознание», «мышление» и «мировоззрение» – это не одно и то же. Все эти понятия имеют разные определения и разные значения. Следовательно, и философия не может быть и тем, и другим, и третьим, и четвёртым одновременно. Одна беда – подавляющее число философов, даже с учёными степенями, этого не понимают. Они мешают всё в кучу, и философия получается и жнец, и чтец, и на дуде игрец.
Возьмём для примера учебник по философии 2002 года А.Г. Спиркина. Сначала в учебнике утверждается:

«Философия – это наука. (…) В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим».

В предыдущих главах мы говорили о том, что взгляд на философию, как науку о всеобщем, давно устарел. Но философы крепко держатся за эту устаревшую идею. И сбивает их на эту дорогу всё та же мировоззренческая задача философии, которую они путают с сутью философии.
Однако в данном определении учебника нам важно то, что так или иначе философия сначала признаётся наукой. Но далее в этом же учебнике утверждается иное:

«Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать».

Опять мы видим скатывание в другие определения. Теперь философия – это «форма общественного и индивидуального сознания». То есть, философия – это сознание. Далее в том же учебнике Спиркин пишет:

«Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества…»

Тут философия уже – мировоззрение. Снова в одном учебнике встречается несколько определений философии. Снова мы видим всё ту же «святую троицу» современного понятия философии: наука о всеобщем, форма сознания (или мышления), мировоззрение. И эта троица кочует из учебника в учебник, из одной научной философской работы в другую. Можно рассмотреть десятки других работ и учебников всё с тем же итогом.
Видимо, вскоре философы, чтобы быть до конца последовательными, должны будут во всеуслышание заявить, что наука, сознание и мировоззрение суть одно и то же. И тогда любое мировоззрение, даже самое примитивное, из которого можно вывести хоть какую-то теорию, смело можно будет объявить наукой! Что, собственно, в России уже произошло с теологией. И это не удивительно при современном состоянии русской философии, которая практически вновь стала служанкой религии.
Поэтому мы не тешим себя надеждой, что в ближайшем будущем в России изменится ситуация, относительно состояния философии. Для этого должно произойти гораздо больше времени, так как должно измениться самосознание людей, занимающихся философией, то есть, самосознание самих философов.
А пока русская философия будет строиться по типу представлений о плоской земле, держащейся на трёх китах, и эти три кита философии будут представлять всё ту же «святую троицу философии», о которой упоминалось выше: наука о всеобщем, форма сознания, мировоззрение. Эта троица так и будет кочевать из учебника в учебник и затуманивать мозги профессорам и студентам, которые будут верить, как в плоскую землю, в то, что определение философии уже само по себе относится к вечным неразрешимым вопросам.

Полностью книгу можно прочитать на сайте "Школа научной философии - Филоистика"


Рецензии