Рождение нового искусства
Самые первые фильмы были весёлыми, комедийными. Вероятно, создатели их ещё не предполагали, в кого вырастет их дитя; но у комических актёров, в их игре, иногда чувствовалось что-то грустное, которое не все замечали. Макс Линдер, такой весёлый и по-парижски лёгкий на экране в какие-то моменты становился грустным, и чувствовалась в нём какая-то обречённость. Чарли Чаплин, Бестер Китон, Гарольд Ллойд, … в их веселье на экране всегда было немного грусти. Конечно, эту грусть не все чувствовали, ведь синематограф был зрелищем для народа; но он становился всё более полезным, так как постепенно всё теснее смешивался с искусством. Макс Линдер, такой светлый и весёлый в своих ролях в кино, покончил жизнь самоубийством… Значит киноплёнка передаёт не только то, что написано в сценарии, а и минутные, внезапные чувства актёров.
Первый период развития этого нового искусства считают с 1895 года до окончания 1-й мировой войны. Уже в этот период кино получило широкое распространение. В 1913 году Осип Мандельштам написал своё стихотворение
Кинематограф
Кинематограф. Три скамейки.
Сантиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы злодейки.
Не удержать любви полёта:
Она ни в чём не виновата!
Самоотверженно, как брата,
Любила лейтенанта флота.
А он скитается в пустыне –
Седого графа сын побочный.
Так начинается лубочный
Роман красавицы-графини.
И в исступленье, как гитана,
Она заламывает руки.
Разлука, бешеные звуки
Затравленного фортепьяно.
В груди доверчивой и слабой
Ещё достаточно отваги
Похитить важные бумаги
Для неприятельского штаба.
И по каштановой аллее
Чудовищный мотор несётся,
Стрекочет лента, сердце бьётся
Тревожнее и веселее.
В дорожном платье, с саквояжем,
В автомобиле и в вагоне,
Она боится лишь погони,
Сухим измучена миражем.
Какая горькая нелепость:
Цель не оправдывает средства!
Ему – отцовское наследство,
А ей – пожизненная крепость!
Так передал поэт краткое содержание старого, немого фильма, и, читая его стихотворение, мы можем почувствовать и любовь, и страсть и горе… Значит, синематограф уже был принят зрителями как искусство. И не только, он стал популярнее театра, потому что был гораздо более доступен.
Актёры пользовались техникой театрального исполнения, восполняя отсутствие звука мимической игрой. Постепенно режиссёры стали более использовать общие и крупные планы, что помогло расширять пространство, в котором происходило действие. Постепенно стали использовать монтаж, отпадала необходимость пояснительных подписей. Актёрам же приходилось использовать только жесты и мимику.
В американских фильмах начало чувствоваться явное присутствие режиссёра. Просияла звездой Мэри Пикфорд.
На экранах наряду с заграничными фильмами стали появляться и русские, и вот уже настало время родиться художественному кино! Сегодня нам знакомы имена актёров этих немых тогда фильмов, и мы помним их: Веру Холодною, Ивана Мозжухина, Худолеева,.. и помним созданные ими образы.
В 20-е годы, считающиеся 2-м периодом развития киноискусства в России, появились кинорежиссеры Протазанов, Перестиани, Бек-Назаров,… начали экранизировать русскую классику, появились фильмы «Анна Каренина», «Война и мир», «Песнь торжествующей любви» по И.Тургеневу, «Цветы запоздалые» по рассказу А. Чехова, «Екатерина Ивановна» и «Анфиса» по драмам Л. Андреева, кстати, это он окрестил кинематограф названием «Великий немой». Шаляпин снялся в «Псковитянке». Создавались фильмы и по переводным романам, появилась экранизация «Счастье вечной ночи» Матильды Серрау.
Бурно экранизировались романсы («Ямщик, не гони лошадей», «Искорки пожара», «Ты сидишь у камина»… )
В трудные голодные послереволюционные годы появился шедевр немого кино – фильм Протазанова «Отец Сергий» по повести Л.Толстого с Мозжухиным в главной роли.
После войны в России стали появляться немецкие фильмы, впервые на экранах зрители столкнулись с экспрессионизмом, ещё не очень понимая, что это.
На рубеже 30-х годов была освоена техника записи звука на киноплёнку.
*Экспрессионизм — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.
Свидетельство о публикации №218011101389
Анатолий Кульгавов 17.06.2018 18:21 Заявить о нарушении