Лимаревский конный завод 1822 г
1. Строительство завода (1818 – 1822 г.г.)
После скоропостижной смерти императрицы Екатерины Второй в 1796 году российский престол унаследовал её сын Павел Петрович. Новый император Павел Первый оказал влияние на развитие коннозаводства в Российской империи. Согласно его указа от 1-го апреля 1799г. была образована «Экспедиция Государственных конских заводов» (просуществовала до 1817г.) во главе с обер-шталмейстером, генерал - поручиком Василием Ребиндером. По рекомендации В. Ребиндера в Беловодском коннозаводском округе, где с 1767 года занимался разведением лошадей Деркульский конезавод, предполагалось открыть ещё три завода, чтобы «ремонтировать кирасирские (тяжёлой кавалерии) и лёгко-конные полки и доставлять обществу хороших заводских лошадей за умеренную цену». - [ См. Д.М. Дубенский. Конские заводы Европейской России, Кавказа и Тургайской области.Исторический очерк их развития. С-Пб., с.., с. 4. ] Но в марте 1801г. император Павел Первый был убит заговорщиками из своей свиты и строительство новых конных заводов на Беловодской земле, в том числе и Лимаревского, осуществлялось уже при императоре Александре Первом под контролем обер-шталмейстера графа Николая Зубова.
Строительство административного и производственных зданий Лимаревского конного завода начато в апреле 1818 году. Но ещё в 1815г. в Беловодскую коннозаводскую волость прибыли чиновники Экспедиции Государственных конских заводов М. Кролевский и А. Кутепов, которые вместе с директором Беловодских конных заводов, статским советником Николай Семёнович Кологривовым подобрали место для строительства и составили смету будущих затрат. Проект этого конезавода, в том числе и заводской Св. Александра-Невской церкви, создал архитектор ( с 1816г. ) «всех дворцовых конюшен и заводов» Александр Сергеевич Кутепов. В рапорте от 30 июля 1815 года он писал следующее : «Ездил я в Беловодские Конские заводы … и сделал сообразно Деркульскому заводу подробные всем строениям планы, фасады и сметы; сделал генеральное расположение всем строениям сообразно заводу Деркульскому и другой план расположения иначе для лучшего виду с большой дороги, лежащей от Беловодска к Воронежу …». Поездка Александра Сергеевича в наши края была не случайной. После того как он успешно справился с проектами реконструкции Бронницкого и Починковского заводов в Московкой губернии, его назначили в 1816 году архитектором всех «дворцовых конюшен и заводов» и поручили проектировать строительство Лимаревского конного завода. Александр Кутепов, видимо, взял за основу своего проекта наработки («акварели») Д. Жилярди и А. Григорьева. Поэтому главная конюшня Лимаревского завода, также как Хреновского и Деркульского, имеет форму буквы «Е» в честь императрицы Екатерины II. Но, в Лимаревской главной конюшне появляются два круглых манежа в углах здания вместо одного центрального, как было в Деркульском заводе. Александр Сергеевич Кутепов создал целый архитектурный ансамбль, который украшался величественной башней и великолепной церковью Св. Александра Невского. К сожалению, эти здания не сохранились. За проектирование и строительство Лимаревского конного завода А. С. Кутепов был награждён орденами Св. Владимира IVст. и Св. Анны II ст. и повышен в чине. А. Кутепов не был женат и не имел семьи. Он всю жизнь посвятил архитектуре и создал ряд архитектурных шедевров - собор Пресвятой Богородицы в Ростове, ансамбли построек в Починковском и Лимаревском конных заводах. В 1838 году Александр Кутепов в чине Коллежского советника (полковника) ушёл в отставку и проживал в Москве. 6 апреля 1855 г. Александр Сергеевич Кутепов скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище. В начале 19 века архитектурная культура в России была на таком высоком уровне, что даже провинциальные сельскохозяйственные комплексы становились памятниками монументальной архитектуры, в которых были воплощены «благородная простота и спокойное величие». Основоположники русского классицизма, знаменитые зодчие России - Осип Бове, Василий Стасов, Доменико Жилярди, Александр Кутепов и Афанасий Григорьев в первой четверти 19-го века принимали активное участие в проектировании и строительстве конных заводов и церквей при них в стиле «сельскохозяйственного ампира». Архитектурные комплексы всех конезаводов были идентичны и состояли из трёх зон - производственной (конюшни, ветлазареты, мастерские, склады), административной (управление завода, квартиры управляющего и ветврача, дом для приезжих, школа наездников) и приусадебного парка. Строгость и простота архитектуры, порядок и благоустройство территории - это основные требования ко всякому коннозаводскому комплексу. - [См. И. Телятников. История и архитектура конных заводов. «Коневодство и конный спорт», №7, 1990, с.8 - 10 ]
Подготовка к строительству Лимаревского завода началось в 1817г. с завоза строительных материалов и закладки фундаментов будущих зданий. Для ускорения строительства Н. С. Кологривов использовал солдат-«рекрутов». Контролировали ход строительства непосредственно Н. С. Кологривов и первый смотритель (управляющий) завода штабс-ротмистр Максим Кролевский, а затем (с 1818г.) подполковник Михаил Фогель. - [См. Е.В. Кожевников. Лимаревский конный завод. Донецк. 1972, с.5]. Что позволило снизить затраты на строительство служебных и производственных зданий завода с 278тыс. до 212 тыс. рублей. В сентябре 1822 года возведение заводского комплекса было успешно завершено. – [ См. Зезюлинский Н.Ф. Исторические исследования развития российского коневодства. С-Пб. 1897, вып. 3, с.77]. Культура и эстетика производства и быта в конном заводе была высокой. Все служащие от конюха до нарядчика (бригадира) имели полувоенную форму и опрятный вид, управляющие и их домочадцы в быту и в общении придерживались столичных («петербургских») манер. «Барская цивилизованность», строгая производственная дисциплина военного завода, чистота и порядок на его территории - все это производило впечатление и положительно влияло на отношение к делу и быту у заводчан («конюшков») и проживающих возле конных заводов крестьян – украинцев. Многие из них хотели, чтобы их дети учились в коннозаводских училищах, которые были созданы Высочайшим Указом императора Николая Первого в 1843г. по инициативе Главноуправляющего коннозаводства империи, генерала от кавалерии, графа Василия Васильевича Левашова. Училище в Лимаревском заводе было открыто в 1844 году, находилось в двухэтажном здании и в нём обучалось от 15 до 30 мальчиков - «кантонистов» (детей конюхов, нарядчиков и других работников конных завода).
2. Дореволюционное состояние завода и его руководители.
Лимаревский завод создавался как государственный военный завод для разведения, ремонта и пополнения лошадьми лейб-гвардейских кавалерийских полков империи. Уже в 1820г. из Одессы привели 29 лошадей арабской породы. – [Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф – 411, оп.1, д. 15. ] В 1820 – 30-х годах здесь разводили лошадей арабской, чистокровной, ростопчинской и орловской верховой породы. В 1850г. завод обязали дополнительно разводить лёгких упряжных лошадей для артиллерии. На 1 января 1862г. в конном заводе имелось 219 жеребцов 4-х леток, в том числе 99 меринов. Кобыл не было. Коллектив работников завода насчитывал 168 человек, в том числе чиновников - 5, нарядчиков (бригадиров) и конюхов - 163. - [РГИА. Ф – 419, оп.1, д. 35, л. 7 - 8]. В 1863 году в Лимаревский завод перевели из Хреновского конезавода отделение арабских лошадей. Лимаревский конный завод был разделён на «кровный рассадник арабских лошадей» (78 голов) и «сводную конюшню» (172 головы) и получил название «Лимаревское казённое конское депо». - [А.А. Ильменский. Указы и правительственные распоряжения относящиеся до государственного коннозаводства …С-Пб., 1910, с. 123] Кроме лошадей арабской породы в Лимаревском депо разводили арденов и першеронов для конно-артиллерийских полков. Арабские лошади Лимаревского рассадника оказали большое влияние на коннозаводство России. Но в январе 1885 г. указом императора Александра Третьего было утверждёно мнение Госсовета империи о преобразовании «арабского рассадника» в завод полукровных английских лошадей верховой породы. - [А.А. Ильменский. Указ. соч., с. 172] Перед заводом была поставлена задача - на основе чистокровной английской и орлово-ростопчинской пород произвести полукровную верховую лошадь высокого качества.
В 1900 году в Лимаревском конном заводе было 660 лошадей, в том числе 17 жеребцов - производителей и 174 кобылы. Для сельхозработ имелось 100 волов (быков). Коллектив завода состоял из 108 конюхов и 17 служащих. - [РГИА. Ф – 412, оп. 4, ч. 2, д. 3678]. В 1910 г. на Всероссийской конской выставке в Москве демонстрировались лучшие по красоте и грации лошади Лимаревского завода : жеребцы Гетман и Гектограф. – [Е.В. Кожевников. Указ. соч., с. 13 - 14]
Во все периоды становления и развития российского конезаводства на Беловодщине главной фигурой в конных заводах были управляющие (смотрители) заводов. Они были и военными, и финансистами, и хозяйственниками в одном лице.
В дореволюционное время смотрителями (управляющими) Лимаревского конного завода были : штаб-ротмистр Максим Кролевский, полковники Михаил Фогель и Пётр Рогачёв (участник Отечественной войны 1812 г. и взятия Парижа, награждённый за участие в сражениях серебряными медалями «1812г.» и «1814г.». ), подполковники Степан Иванов и Андрей Нордберг, барон фон Герлах.
Во второй половине 19-го века Лимаревский конный завод стал ведущим в Российской империи в деле выращивания лучших пород лошадей - чистокровных, арабских, англо-арабских, арабо-рысистых. И в этом была большая заслуга управляющего конным заводом Эраста Сергеевича Зволянского. Эраст Зволянский родился в Санкт-Петербурге 9 ноября 1818 г. Его отец - штабс-капитан Черниговского драгунского полка, участник Отечественной войны 1812 г. с Наполеоном и заграничных походов Русской армии в 1813 - 1814 г.г., был из рода малороссийских мелкопоместных дворян Екатеринославской губернии. Эраст в 1836 году окончил столичную «Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров» и был зачислен корнетом в Лейб-Гвардии Конно-Гренадёрский полк императорской армии. В 1840-е годы Э. Зволянский успешно прошёл путь от прапорщика к званию штабс-капитана и с 1849 г. уже сам преподавал в «Школе гвардейских подпрапорщиков …». Во время Крымской войны капитан Зволянский командует эскадроном Лейб-Гвардии Конно-Гренадёрского полка и за участие в военных действиях был награждён бронзовой медалью «В память о войне 1853 – 1856 г.г.» на «георгиевской» ленте и был повышен в чине. В 1859 году в звании полковника был приглашён на службу в Главное управление государственного коннозаводства. Осенью 1860 года Э. С. Зволянский был назначен управляющим Лимаревского конного завода и в ноябре принял завод у полковника барона фон Герлаха. На 1 января 1862г. в Лимеревском конном заводе имелось 219 жеребцов 4-х леток, в том числе 99 меринов. Кобыл не было. Коллектив работников завода насчитывал 168 человек, в т. ч. 155 конюхов и рядовых работников. Зволянскому помогали управлять коллективом 5 чиновников : ст. ветеринар Илья Михайлович Подтягин, письмоводители - Голубов Иван Гаврилович и Алексеев Иван Алексеевич, писарь Иван Васильевич Кудрявцев и берейтор Иван Павлович Лебедев и 8 нарядчиков: Колокольцев Афанасий Антонович, Леонтьев Степан Леонтьевич, Максимов Тимофей Яковлевич, Павлов Василий Андреевич, Пастухов Андрей Фёдорович, Синегубкин Василий Никитович и Яковлев Яков Матвеевич. В 1863 году в Лимаревский завод перевели из Хреновского конезавода отделение арабских лошадей. Конный завод был разделён на «кровный рассадник арабских лошадей» (78 голов) и «сводную конюшню» (172 головы) и получил название Лимаревское казённое конское депо. Сводную конюшню возглавил ст. ветеринарный лекарь Василий Петрович Дудниченко, затем – Митенс Александр Петрович. Кроме лошадей арабской породы в Лимаревском депо разводили арденов и першеронов для конно-артиллерийских полков. Арабские лошади Лимаревского рассадника оказали большое влияние на коннозаводство России. Во всех положительных переменах в деятельности конного завода в 1860 – 1870-е годы ведущую роль играл его управляющий. За эти успехи Эраст Сергеевич был награждён орденами - Св. Анны, Св. Владимира и Св. Станислава и в 1869 г. получил звание генерал-майора. С 1872 г. Э. С. Зволянский - член Главного управления государственного коннозаводства Российской империи. К тому же, до 1882 г. он совмещал должности управляющего Беловодского коннозаводского округа и Лимаревского конного завода. В 1882 году Эраст Сергеевич в звании генерал-лейтенанта ушёл в отставку. Жил в столице, умер в декабре 1889 года и был похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.
В 1882 году конный завод возглавил подполковник Владимир Николаевич Чебышев ( генерал-майор с 1906г.). Ему пришлось исполнять указ императора Александра III от января 1885 г., в котором было утверждено мнение Госсовета империи о преобразовании «арабского рассадника» в завод полукровных английских лошадей верховой породы. Перед заводом была поставлена задача - на основе чистокровной английской и орлово-ростопчинской пород произвести полукровную верховую лошадь высокого качества. Во время преобразования завода сводную конюшню возглавлял ст. ветврач Десслер Николай Яковлевич. В 1900 году в Лимаревском конном заводе было 660 лошадей, в том числе 17 жеребцов -производителей и 174 кобылы. Для сельхозработ имелось 100 волов (быков). Коллектив завода состоял из 108 конюхов и 17 служащих. В 1910 г. на Всероссийской конской выставке в Москве демонстрировались лучшие по красоте и грации лошади Лимаревского завода: жеребцы Гетман и Гектограф.
Продолжил дело Чебышева полковник Евгений Александрович Вилламов (генерал-майор с 1913г., в 1918 – 1920 г.г. - в армиях УНР, гетмана Павла Скоропадского и Антона Деникина. Умер в эмиграции в 1942г.)
В управлении конном заводом и Чебышев, и Вилламов опирались на помощников - полковника Гульковского Николая Николаевича, ротмистра Шаумана Сергея Викторовича, штабс-ротмистров Николая Ивановича Яковлева и Андрея Ивановича Базилевича, поручика Вазагова Андрея Васильевича. Ветеринарную службу в заводе осуществляли ветврачи - Балл Лев Давыдович, Мыльцев Константин Петрович и Чураев Сергей Николаевич, и ветфельдшера - Антонов Михаил Иванович, Костев Егор Иванович и Щерба Гаврило Михайлович. Деловодство вели письмоводители - Коновалов Спиридон Васильевич и Пелюченко Астаний (Стахий) Григорьевич, и конторские работники Прибытко Петр Васильевич и Пугач Селиверст Васильевич. Непосредственно работу конюхов организовывали и контролировали нарядчики (бригадиры) - Брюховецкий Григорий Васильевич, Демидов Макар Андреевич, Еремягин Андрей Николаевич, Прибыткин Фёдор Степанович, Синегубкины Михаил Николаевич и Иван Михайлович. Обучением «конномальчиков» и тренингом молодняка лошадей занимались штутмейстеры - Демидов Макар Андреевич и Спорыхин Фёдор Петрович. В эти годы начали свою трудовую деятельность конюх Кононенко Павел Николаевич и братья Кузоятовы. Один из них - Фёдор Петрович Кузоятов в январе 1918 года был избран председателем Беловодского волостного совета крестьянских и солдатских депутатов. Он сделал карьеру советского работника, дослужился до заместителя председателя ЦИК УССР, но в 1937 г. попал под репрессии и был расстрелян.
Последний дореволюционный управляющий конного завода полковник (генерал-майор с 1917г.) Андрей Николаевич Чаплин успешно осуществил осенью 1915 г. эвакуацию лошадей и персонала Яновского конезавода из Восточной Польши на Беловодщину и в 1916г. был назначенный управляющим Лимаревским заводом. А. Н. Чаплин был строгим руководителем военного времени, привыкший в Яновском заводе к дисциплинированным работникам – полякам, но, по мнению рабочих Лимаревского завода, был «деспот, регулярно пользовавший хлыстом конюхов за нерадивость». За что и поплатился жизнью.
Во время так называемого «Беловодского крестьянского восстания», 8-го января 1919 года группа из 10 «новолимаревских и царёвских повстанцев» во главе с бывшим солдатом Колокольцевым Иваном Афанасьевичем и «большевиком» Николаем Пелихом захватила здание управления завода, избила и разоружила помощников управляющего конного завода прапорщика Зёрнышкина Григория и писаря Стахия Пелюченка. При попытке арестовать управляющего генерал – майора А.Н. Чаплина произошла перестрелка. В результате были убиты А. Чаплин и И. Колокольцев, ранены Н. Пелих и П. Кузнецов. - [ Государственный архив Луганской области (далее ГАЛО), Р – 1275, оп. 1,д. 3, л. 63 – 64 и д. 5, л. 171 - 172]
3. Завод в 1918 – 1920-е годы.
В лихие годы гражданской войны (1918 – 1921 г.г.) Лимаревский, как и все конные заводы Беловодщины , подвергся разграблению и разорению. Особо активно участвовали в грабеже конезавода и бандитизме жители хутора Царёвского» (южная часть Новолимаревки) - [ГАЛО. П – 4, оп. 1, д. 506, л. 9]. Именно из местных «повстанцев» состояла банда «атамана» Павла Шпака, терроризирующая население в 1921 г. Досталось заводу и от участников гражданской войны. Часть лошадей завода увели конники баварской кавалерийской дивизии немцев в 1918 г., часть передали решениями рабочкома и ревкома отрядам Красной Армии зимой 1919 г., часть экспроприировали пришлые и местные «махновцы» в 1920 году. А всю вину за гибель конского поголовья завода возложили на «белоказаков» и «деникинцев». Но, когда представители Донской армии генерала П. Краснова позволяли себе брать лошадей конезавода, они нарывались на неприятность. Свидетельством тому служит телеграмма от 16 января 1919 г. – «Подполковнику Дублянскому. Прошу сообщить генералу Фицхелаурову по чьему распоряжению Вами взято 17 лошадей в Лимаревском конезаводе. Лошадей теперь же возвратить и. д. управляющего заводом … и об исполнении доложить. Полковник Попов». - [Российский государственный военный архив (далее РГВА). Ф – 40137, оп. 1, д. 2, л. 67 ]. Генерал Антон Иванович Деникин в своих приказах лета 1919 г. грозил подчинённым наказанием по законам военного времени за изъятия лошадей из конных заводов. - [ГАЛО. Ф – 1205, оп. 1, д. 1 ]
В докладе комиссии, назначенной генералом А.И. Деникиным, «О состоянии Харьковской губернии после освобождения от большевиков», в 1920 г. отмечалось : « за 5-ть месяцев хозяйствованием большевиков уничтожены почти окончательно 4 государственных конных завода в Старобельском уезде: Лимаревский, Новоалександровский, Стрелецкий и Деркульский». Возрождать коннозаводство на Беловодщине было поручено полковнику Шкуропатскому Евгению Диамидовичу и штаб-ротмистру Льву Афанасьеву, резиденция которых находилась в здании администрации Лимаревского конного завода. Летом 1919г. они направили в Полтавский и Екатеринославский конные заводы за жеребцами-производителями нарядчиков Лимаревского завода Михаила Брюховецкого и Дмитрия Синегубкина. - [ГАЛО. Р – 1261, оп. 1, д. 1, л. 14.] В декабре 1920 г. «деникинцы» покинули Беловодщину, где установилась рабоче-крестьянская советская власть.
С 1921 г. Лимаревский завод функционировал как совхоз, в котором вместо разведения лошадей занимались земледелием и свиноводством. Разорённым войной «конесовхозом» управляли поочерёдно Ф. Костогрызенко, .. Нехаенко, В. Парфёнов, Г. Брюховецкий и Т. Безбородин. - [ГАЛО. Р – 2290, оп.1, д. 3, л. 1 - 3]
18 августа 1923 г. управляющим Лимаревского конесовхоза был назначен Иван Порфирьевич Радченко. В «наследство» ему достались : кирпичный дом управляющего с двумя флигелями, погребом и ледником. Требующий ремонта двухэтажный кирпичный дом, предназначенный для канцелярии, заводского училища и квартир специалистов. Кирпичный дом помощника управляющего (превращённый в клуб им. Т.Шевченко) и деревянный дом ветврача. Главная конюшня, в которой из 140 денников целыми были только 36. Манеж без украденных кровельного железа на крыше, стропил, окон и барьеров. Разорённые баз для волов, сараи для овец и «холодные варки» (конюшни) без крыш. Из животных конесовхоз имел в наличии : 10 рабочих лошадей, 17 волов, корову с телёнком, 5 свиней 18 овец. –
[ГАЛО. Р – 2290, оп. 1, д. 3, л. 135 - 137 ] И. П. Радченко много сделал для восстановления хозяйства и 7 ноября 1927 года, в 10-ю годовщину Октябрьской революции, торжественно был открыт возрождённый конный завод. В отремонтированную главную конюшню завели 27 лошадей, переданных в Лимаревский из Стрелецкого конного завода. Всего по распоряжению Наркомзема УССР в завод передали 94 полукровных и чистокровных лошадей из Деркульского, Новоалександровского и Стрелецкого заводов. С восстанавливаемым поголовьем работали начкон Д. А. Храповицкий и опытные коневоды Иван Антонович Гнидин,Михаил Васильевич Брюховецкий, Иван Лукич Костромец, Павел Николаевич Кононенко и Фёдор Ефимовмч Глазунов. В 1929 г. завод имел 146 лошадей, в том числе закупленные за границей чистокровные жеребцы Кер Волян («Летящее сердце») и Блек Хаук («Чёрный сокол»), а также «сыновья» знаменитого жеребца Бристона - Балакучий и Бескарный. – [ГАЛО. П – 4, оп. 1, д. 506, л. 23] За эти годы укрепилась и материально-техническая база полеводства. Если в 1925 г. конесовхоз имел 5 тракторов «Фордзон», то в 1930 г. уже имелось 19 «фордзонов» и 4 трактора «Ойль Пуль» -[ГАЛО. П – 51,оп.1, д. 14, л. 120 и д.381, л. 36]
4. Довоенный период развития конного завода.
В конце декабря 1928 г. директором конного завода был назначен Иван Германович Косаренко, который возглавлял хозяйство до мая 1931 г. При нём завод пополнился профессиональными кадрами конников. Были приглашены на работу тренеры Иван Николаевич Лакс и Салтан Алексеевич Хестанов, и жокеи - Анатолий Лакс, Иван Шемарыкин и Никифор Дудак. Начкон Андрей Данилович Безъязычный обустроил хороший скаковой круг и сформировал два тренотделения. - [См. «Коневодство и конный спорт», 1968, №3] В начале 1930-х годов лимаревский жеребец Пахучий был отправлен в Москву под седло наркома обороны СССР Климента Ефремовича Ворошилова. В ответ в 1931 году Лимаревсий конный завод получил почётное звание «имени К. Е. Ворошилова» и нового руководителя Якова Павловича Смирнова. Начконом конезавода в 1934 г. был назначен Владимир Николаевич Самоволов. Несмотря на то, в 1933 и 1934 годах конезавод передал Деркульскому заводу группу англо-арабских кобыл и всех лошадей орлово-ростопчинской породы, работа по разведению высококровной лошади продолжалась вплоть до 1941 года. На основе целеустремлённого подбора и отбора жеребцов-производителей и кобыл в 1930-е годы в заводе был создан своеобразный тип достаточно крупной, с правильным экстерьером, нарядной по общему «рисунку» высококровной лимаревской лошади! Эти лошади стали побеждать на ипподромах СССР. На основе целеустремлённого подбора и отбора жеребцов-производителей и кобыл в 1930-е годы в заводе был создан своеобразный тип достаточно крупной, с правильным экстерьером, нарядной по общему «рисунку» высококровной «лимаревской» лошади! Эти лошади стали побеждать на ипподромах СССР. «Дочь» Керр Воляна и Фрины кобыла Фаворитка на Пятигорском ипподроме в восьми стартах одержала восемь побед. Кобыла Героиня в 1935 г. выиграла Дерби. В 1936 г. состоялся триумф «лимаревских» скакунов (тренер Салтан Хестанов) на Тбилисском ипподроме. В скачке на Большой приз - Дерби участвовали три жеребца завода - Бальзамин, Барбарис и Пассив. Жеребец Пассив под жокеем Василием Максимовым выиграл эту почётную скачку, вторым был жеребец Барбарис (жокей Кругликов) и третьим - Бальзамин (жокей Михаил Пелих). - [Е. В. Кожевников. Указ. соч., с. 22 – 25 ]
В конце лета 1935 года начальник Окружного отдела НКВД Л. М. Ходос в докладной записке секретарю Старобельского ОК КП (б)У И. Пелевину дал следующую характеристику конному заводу : «Госконзавод №61 им. Ворошилова, директор т. Смирнов, имеет лошадей 972 головы и к концу года доведёт их количество до 1064. Будет окончено строительство (начато в 1932г) новой конюшни на 72 конеместа и зернохранилище. Но 350 голов на зиму ставить негде. [ГАЛО. П – 4, оп. 1, д. 798, л. 142.]
Начальник НКВД округа не упомянул о пожаре, который произошёл в конном заводе в ночь на 1-е мая того же года и в результате которого погибло 15 племенных лошадей, 2 вола и пострадал один рабочий. Бюро Беловодского райкома партии обвинила директора завода т. Смирнова и секретаря заводского парткома т. Полянского в «потере классовой бдительности» и объявило выговоры. -
[ГАЛО. П – 51,оп. 1, д. 298, л. 48 - 51] Окружной отдел НКВД о пожаре не упомянул, но на заметку данную халатность дирекции завода, видимо, взял.
В июне 1936 года конные заводы Беловодщины, в том числе и Лимаревский, посетил маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый. На ст. Чертково его встречал бывший директор завода И. Г. Косаренко. С. М. Будённый как главный куратор коневодства СССР остался доволен состоянием конных заводов Беловодщины. - [«Колгоспна правда» от 22 июня 1936 г., с. 1 - 2] В августе 1937 г. Смирнов Я. П. был переведён директором Стрелецкого завода. Коллектив Лимаревского возглавил Гнидой Григорий Карпович. Новому директору пришлось пережить тревожную зиму 1937 – 1938 года - в заводе произошёл падёж лошадей. Старобельский отдел НКВД обвинил «во вредительстве» и арестовал ветврача завода Биркина. Под следствие попал начкон В. Самоволов и бывший директор Я. Смирнов. Осенью 1938 г. Смирнов Я. П. был приговорён «Тройкой» УНКВД по Луганской области к расстрелу (реабилитирован в 1959 г.) Г. К. Гнидой пригласил на должность начкона Оноприча Андрея Йосиповича и стал налаживать работу завода. В 1939 г. в Лимаревском конном заводе имелось 854 лошади, в том числе племенных – 579 и рабочих - 275, волов – 203, овец – 974, свиней – 275, 9661 га. земли, 21 трактор и 7 комбайнов. Коллектив конезавода насчитывал 308 рабочих и 23 специалиста. - [ГАЛО. П – 4, оп. 1, д. 381, л. 20 - 23] В тот же год на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве экспонировалась группа выращенных в Лимаревском заводе лошадей - чемпион орлово-растопчинской (русской верховой) породы вороной жеребец Браслет, кобыла Биология, родной брат Браслета жеребец Баянчик, кобылы Колумбия и Корона. - [Е. В. Кожевников. Указ. соч., с. 26] Наладив производственную дисциплину в заводе, Г. К. Гнидой передал управление коллективом новому директору т. Савченко В 1940 г. Лимаревский конезавод занял 1-е место среди конных заводов СССР по выполнению производственной программы. - [ГАЛО, П – 51, оп. 1, д. 63, л. 4]
5. Конный завод в военные и послевоенные годы (1941 – 1972 г.г.)
Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 года прервало мирный труд советских граждан и лимаревских коневодов. Мужская часть рабочих конного завода ушла на фронт. 152 жителя Новолимаревки погибли, защищая свою советскую родину и освобождая Восточную Европу от нацизма и фашизма. Война стремительно приближалась к Беловодскому району. 23 октября 1941г. на Луганщине началась эвакуация на восток трудоспособного населения, промышленных предприятий, материальных ценностей, запасов сырья и продовольствия, общественного скота (лошадей, коров, овец) и элитных лошадей конных заводов Беловодщины. Эвакуацию за Дон основной части поголовья Лимаревского конного завода успешно осуществили бригадиры завода под руководством начкона Андрей Йосиповича Оноприча. Но весной 1942 г. лошадей вернули в завод, а во время июльской эвакуации коннозаводские табуны попали под бомбардировку немцев в районе Миллерово и понесли невосполнимые потери. Оставшихся лошадей разобрали кавалерийские части 5-го Кавкорпуса Красной Армии.
Во время оккупации (июль – декабрь 1942 г.) в конезаводе, который теперь назывался «Лимаревским госимением», находился немецкий обоз по «ремонту» лошадей и гужевых транспортных средств немецкой армии. Конный завод непосредственно подчинялся «Областному управлению государственных имений» и должен был заниматься растениеводством. В то же время в административном здании Лимаревского конного завода находилась «Беловодская сельхозкомендатура» - территориальное отделение областной «Виртшафскомандо» (ВИКДО – 9). Этой «сельхозкомендатуре» (комендант Гоппе Бирах) подчинялись все «обхозы» (бывшие колхозы) Беловодского, Марковского и Меловского районов.-[ ГАЛО. П – 1790, оп. 1, д. 265, л. 6.]
После освобождения в январе 1943 г. района от немецко-фашистских оккупантов, начался долгий и сложный процесс восстановления народнохозяйственного комплекса. Разорённый войной Лимаревский конный завод в 1943 г. возглавил Калинин Иван Алексеевич. Началось комплектование завода полукровными и чистокровными кобылами конезаводов СССР, а также лошадьми Деркульского и Новоспасовского конных заводов, прибывших из эвакуации. С 1944 до 1946 года конный завод возглавлял Калюжный Иван Фёдорович. В эти годы завод продолжал разводить полукровных верховых лошадей, тренингом которых непосредственно занимались тренеры Иван Иванович Демчинский, Михаил Яковлевич Пелех и Александр Сергеевич Горох. Их стараниями, несмотря на то, что в 1946 г. сменилось 7-мь (!) директоров, появились первые успехи испытаний лошадей на ипподромах страны. В 1947 – 1948 г.г. на Львовском ипподроме в скачках на именные и традиционные призы не было равных лимаревскому жеребцу Кудеснику. В скачках на Бакинском ипподроме лучшим был жеребец Сейф. В 1950 г. на Одесском ипподроме верховые лошади тренера Вениамина Ивановича Кононенко заняли 31 призовое место. В этих достижениях лимаревских верховых полукровок есть и заслуга жокеев Павла Никитовича Бондаря, Павла Акимовича Надольного, Ивана Фёдоровича Козачука и Ивана Ефимовича Корниенко, а также ветврача Ивана Егоровича Костева, конюхов - Павла Николаевича Кононенко, Александра Порфирьевича Конопли и Ивана Лукича Костромца - [Е. В. Кожевников. Указ. соч., с.29 – 30, 53 - 56]
В феврале 1947 года Лимаревский конный завод возглавил опытный руководитель и знаток коневодства Дмитрий Иванович Гаркавец. Его биография заслуживает особого внимания. Дмитрий Иванович родился в феврале 1906 г. в Миргороде Полтавской губернии. Начальное образование в народном училище. В советское время продолжил обучение и в 1927 году окончил Харьковский зоотехнический институт. Свою трудовую деятельность Дмитрий Гаркавец связал с коневодством.
С 1933 до 1941 года он работал начконом в Деркульском конном заводе, где достиг значительных успехов в выведении новой «русской верховой» породы лошадей на основе традиционной «орлово-ростопчинской» В июне 1941 Дмитрий Иванович был мобилизован в Красную Армию и был направлен в 42-й отдельный стрелковый полк Юго-Западного фронта. Он участвовал в обороне г. Киева и Кавказа. С 1943 до 1946 года служил в Сибирском ВО в должности капитана административной службы. За участие в боевых действиях Д. И. Гаркавец был награждён медалями «За оборону Киева» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945». Став руководителем конного завода Д. И. Гаркавец вместе с начконом Мальцевым Ананием занялся восстановлением поголовья высококровной верховой лошади «лимаревского» типа. При нём завод во второй половине 1949 г. приступил к выращиванию рысистых лошадей орловской породы. Сюда передали кобыл этой породы из Курганского, Чесменского, Лозовского, Терского и других конных заводов СССР. В 1948 году Лимаревский и другие заводы района в очередной раз посетил зам. министра сельского хозяйства СССР по коневодству С.М Будённый, который поручил Д. И. Гаркавцу организовать в конном заводе выращивание рысистых лошадей орловской породы. Во второй половине 1949 г. в завод передали кобыл этой породы из Курганского, Чесменского, Лозовского, Терского и других конных заводов СССР.
С 1950 и в последующие годы в заводе использовались жеребцы-орловцы Бекас, Вальдшнеп, Лансье и др. Селекционная работа специалистов завода дала первые результаты. В 1950-е годы на беговых дорожках ипподромов Харькова и Москвы успешно выступал «сын» Лансье жеребец Лиман, установивший 18 рекордов резвости. В 1961 году заводу поручили выращивать лошадей русской рысистой породы.
Для этого из Ягельницкого в Лимаревский завод перевели более 100 лошадей, в том числе 2 жеребца и 32 кобылы. Благодаря целенаправленной работе коллектива конников завода - тренеров Семёна Филимоновича Цыбука и Ильи Антоновича Кабыки. наездников Бориса Пелеха и Ивана Сухорода, конюха Петра Павловича Половинко и др., вскоре на ипподромах страны появились резвые лимаревские рысаки. Славу заводу принёс в 1964 г. тёмно гнедой жеребец Ковыль, который под управлением наездницы Марии Бурдовой на Московском ипподроме выиграл Большой Всесоюзный приз - «Дерби», а вороной жеребец Нокаут стал в 1968 – 1969 г.г. всесоюзным рекордсменом иноходью. Только с 1961 по 1967 г. включительно питомцами Лимаревского завода на ипподромах страны было выиграно 1909 первых мест (227 – на Московском ипподроме, 1032 – на Одесском, 457 – на Харьковском и др).- [Е. В. Кожевников. Указ. соч., с. 40 - 46] Кроме тренинга рысаков в заводе стали заниматься конным спортом. Подготовку лошадей и спортсменов к соревнованиям по конкуру ( до 1999 г.) проводил тренер Александр Петрович Борисов. За эти годы конный завод превратился в многоотраслевое сельхозпредприятие, в котором кроме коневодства динамично развивалось полеводство, животноводство и овцеводство. В 1966 г. директор Д. И. Гаркавец за успешное выполнение заводом производственных планов был награждён орденом Ленина, а управляющий отделением конезавода Иван Григорьевич Надольный был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В сентябре 1969 года Д. И. Гаркавец передал управление конным заводом Владимиру Максимовичу Майджи. Коневодство для Дмитрий Ивановича было смыслом всей жизни, поэтому он не ушёл на заслуженный отдых и до 1978 года работал на должности начальника кончасти, т. е. начконом. оставшись начальником кончасти. Через три года, в 1972 г., завод отмечал 150-летие своего основания. Поздравительную телеграмму заводчанам прислал С.М. Будённый. Верховный Совет УССР наградил хозяйство «Почётной грамотой», а директор завода Майджи В.М. получил звание «Заслуженный зоотехник УССР». - [ «МК» от 27 мая 1972 г. ] Конный завод достойно встретил свой юбилей - уровень рентабельности превысил 50%, прибыль достигла почти 600 тыс. рублей. Это позволило благоустроить центральную усадьбу и отделения завода. Были построены новые здания школы, детского сада, больницы, ателье бытового обслуживания, жилые дома, конюшни и животноводческие фермы. В честь юбилейной даты по проекту скульптора Н. В. Можаева и архитектора В. М. Житомирского в Новолимаревке установлен памятный знак с барельефным изображением скаковой лошади.
6. Конный завод в конце 20-го - начале 21 века.
В конце 1970- х и в 1980-е годы в конном заводе менялись директора - Анатолий Андреевич Оноприч ( 1978 – 1981), Иван Григорьевич Надольный (1981 – 1984) и Михаил Дмитриевич Гавриленко (1984 – 1988). Несмотря на частую смену руководства, завод продолжал успешную производственную деятельность. Хозяйство занималось полеводством и получало высокие урожаи зерновых, имело высокопродуктивное стадо КРС и отару овец. Коллектив завода славился своими передовиками - трактористами Бондарем Алексеем Степановичем (награждён орденом Трудового Красного Знамени), Славгородским Яковом Егоровичем (награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени) и Гляненко Иваном Сергеевичем(награждён орденом Трудового Красного Знамени), дояркой Мержвинской Галиной Николаевной (награждена орденом Знак Почёта), чабанами Жовтоноженком Дмитрием Васильевичем (награждённым орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почёта) и Караванцевым Трофимов Яковлевичем (награждён орденом Знак Почёта), бригадиром тракторной бригады Надольным, Петром Ивановичем (награждён орденом Трудового Красного Знамени) и шофёром Кононенко Юрием Ивановичем (награждён орденами Трудового Красного Знамени и Трудовой Славы 3-й ст.) и др. В кончасти, которую с 1978 до 1980 г. возглавлял начкон Николай Васильевич Починков, а затем до 1984 г. - Михаил Дмитриевич Гавриленко, работали опытные коневоды - Кононенко Вениамин Иванович (награждён орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов), Кононенко Виктор Вениаминович, Кононенко Ирина Анатольевна, Горбань Екатерина Васильевна и Клещёв Борис Петрович. Благодаря их стараниям и профессионального мастерства рысаки завода становились победителями и призёрами бегов на ипподромах страны.
В 1979 г. жеребец Настрий на Всесоюзных соревнованиях в Ростове-на-Дону был признан лучшей лошадью из породы русских рысаков по экстерьеру. В 1980 г. он выиграл Большой приз в Финляндии. В 1981 г. на Одесском ипподроме жеребец Карнавал выиграл приз Барса – родоначальника орловских рысаков. Жеребец Граб под управлением наездника Дмитрия Ваната выиграл 20 традиционных призов - Элиты, Москвы, им. Будённого и другие. В 1985 г. гнедой жеребец Накал установил два Всесоюзных рекорда в беге рысью под седлом. – [ Н.Ф. Дятченко. Беловодск. Л., 1993, с 199 ]
В 1988 году коллектив конного завода возглавил Иван Иванович Кудря. В 1990-е годы завод ещё сохранял достаточно высокий уровень производства. В 1991 г. вороной жеребец Прогул выиграл Большой Харьковский четырёхлетний приз - «Дерби». Затем в течении пяти лет подряд выигрывал приз «Элиты», а в 1995 г. на Московском ипподроме выиграл международный приз «Мира». В 1996 г. на Одесском ипподроме Прогул выиграл приз «Золотой Дюк». Всего Прогул под управлением наездника А. Порученко на Харьковском ипподроме выиграл более 40 призов. Славу конезаводу принесли в эти годы жеребец Компас - победитель Большого украинского четырёхлетнего Дерби (1992г.) и приза «Дунайская волна» (1994г.) и кобыла Отмель (Галифакс – Ондатра), которая в 1996г. под управлением мастера-наездника Евгения Ковальского выиграла Одесское и Харьковское Дерби. В 1997 году конный завод торжественно отметил своё 175-летие. Торжества прошли на заводском ипподроме, где собрались сотни местных жителей и гостей, которые с удовольствием посмотрели бега «лимаревских» рысаков и скачки лошадей Деркульского и Стрелецкого конных заводов. В этот юбилейный год завод ещё располагал и достаточной материально-технической базой, и поголовьем КРС и овец, и поголовьем в 380 племенных лошадей орловской и русской породы. 70 наиболее резвых «лимаревских» рысаков проходили испытания на Киевском, Харьковском и Одесском ипподромах. В 1998 г. гнедая кобыла Севрюга (Галифакс – Сатира) под управлением наездника Юрия Качмаря выиграла Большой Одесский четырёхлетний приз – Дерби.
Аграрная реформа президента Л. Кучмы коренным образом изменила отношение государства к рентабельным сельхозпредприятиям. Начался процесс передачи земель и материальных ценностей колхозов и совхозов в частные руки в виде земельных и имущественных паёв. «Распаёвка» затронула и конные заводы. На этих государственных специализированных предприятиях создали так называемые КСП, земли которых в виде паёв раздали работникам завода. В результате в хозяйстве осталось немного более 4 тыс. гектаров сельхозугодий. Это подорвало кормовую базу животноводства хозяйства, реализация государству продукции которой давало основной доход конному заводу. К тому же, рыночные отношения окончательно подорвали финансовую стабильность завода. Конный завод стал выживать, опираясь только на успехи работников конной части. В конце нулевых годов лошади орловского и русского рысистого отделений конезавода стали заметными в заездах на Одесском ипподроме. В 2008 году кобыла Спаржа под управлением наездника 1-й категории Александра Кузьменко выиграла приз Днепра и приз памяти Д. Стасенко. В 2009 г. кобыла Фигура (Глобус – Фуксия) под управлением наездника А. Кузьменко стала призёром (2-е место) в заездах на призы Президента Украины и Галифакса и на дистанции 3200 м. установила рекорд резвости (4,22,5). Призёрами стали кобылы Опала (3-я в заезде на приз Осеннего открытия) и Графика (3-я в заезде на приз Президента Украины). В 2010 году эти же рысаки подтвердили свою резвость и стали призёрами ряда престижных призовых заездов. Кобылы - Фигура, Опала и Спаржа, заняли 2-е места в заездах соответственно на приз Одесского ипподрома, Большого Одесского 4-х летнего приза - Дерби и на приз Гильдейца. К тому же кобыла Опала выиграла приз Дистанционного открытия для лошадей рысистых пород. Во всех этих успешных заездах «лимаревские» рысаки выступали под управлением наездника 1-й категории Александра Кузьменко. В 2011 году конный завод пережил стресс - хозяйство перестало получать государственную дотацию для проведения селекционно-племенной работы и неожиданной смены руководства - вместо И. Кудри директором назначили местного предпринимателя Сергея Семёновича Титаренко. А вот призовых мест на Одесском ипподроме в этот год лошади завода не заняли. В 2012 год Лимаревский конный завод вступил в новом статусе. Он стал филиалом государственного предприятия «Коневодство Украины». Вскоре исполняющим обязанности управляющего филиалом был назначен И. И. Кудря. Теперь конный завод, имея 210 голов лошадей рысистой и орловской пород и 48 рядовых работников и специалистов, продолжил селекционную работу в новых условиях подчинения и финансирования. Учитывая мизерные суммы, поступающие на поддержание деятельности завода от ГП «Коневодство», коллектив конного завода был вынужден использовать собственные источники доходов - выращивание зерновых и масленичных культур и продажу молодняка лошадей . В среднем завод в год продавал 20 голов молодняка. В 2012 г. возобновилось участие «лимаревских» рысаков в бегах на дорожке Одесского ипподрома и дало первые результаты. Кобыла Грация под управлением А. Кузьменко была второй в заезде на приз Гильдейца. Призёром стал и жеребец Нектар - сын приобретённого в 2009 году американского чистокровного рысака Аспарагуса. В 2013 году порадовали работников конного завода кобылы - Оттепель (Пересвет - Освита), выигравшая под управлением наездника Ивана Палкина приз Открытия на Киевском ипподроме, и Огнёвка (Пересвет - Освита), которая на Одесском ипподроме выиграла Большой приз Открытия для 4-х летних кобыл и была 2-й в заездах на призы Министерства агрополитики Украины, Гугенотки и Гильдейца. Обе лошади выступали под управлением наездника Александра Кузьменко. Под его же управлением 2-й были кобыла Подкова (приз памяти графа Орлова и приз Дубровского конезавода) и 3-м жеребец Памир (приз Ветра). Под управлением наездницы Т. Чепелевской кобыла Паника (Казус - Порука) была 2-й в заезде на Осенний Орловский приз. 2014 год стал триумфом кобылы русской рысистой породы Фольги (Пересвет - Фасция), которая под управлением А. Кузьменко выиграла Большой приз Открытия, приз им В. О. Витта и приз Гугенотки.
В этом же году кобыла Паника (Казус – Порука) была 2-й в заезде на приз Румбы.
Трагические и кровавые события на востоке Украины приостановили в 2015 году участие лошадей конного завода в бегах на Одесском ипподроме. Но, уже в 2016 г. «лимаревские» рысаки стали радовать руководство и работников завода своей резвостью и завоёванными призами. В этот год кобыла Ока выиграла заезды на призы - в честь «Дня Победы», «Дня Конституции» и памяти Стасенко. Тогда же заявил о себе очень резвый жеребец Очаг который победил своих соперников в заездах на Летний приз и приз «Будущности». Всего же в этот беговой сезон рысаки конного завода под управлением мастер-наездника А. Кузьменко одержали на Одесском ипподроме 11 побед.
В 2017 году лошади конного завода продолжили победную серию выступлений на беговых дорожках ипподрома «Южной Пальмиры». Настоящий фурор вызвал жеребец Очаг, став победителем Большого Одесского приза - Дерби, и выигравший заезды на призы - в честь «Дня Победы», памяти Витта и приз Одесского ипподрома. Добавили в копилку побед лошадей конного завода и кобылы - Орегона, выигравшая Зимний дистанционный приз Открытия, приз Гугенотки Большой кобылий приз Открытия, и Камея, победившая в заездах на приз Ветра и Вступительный Орловский приз. Жеребцы конного завода Очаг, Гигант и Оренбург в беговых сезонах 2018 – 2019 годов успешно продолжили победную традицию и выиграли 12 призов, в т.ч. почётный приз «Элиты». Все достижения в эти непростые для хозяйства годы стали возможными благодаря труду и профессиональному мастерству истинных конников завода - Пелиха Олега, Егорова Александра, Надольного Сергея, Дубовика Александра, Чуприны Владимира, Гребенника Михаила и др. Успехи на беговой дорожке Одесского ипподрома существенно не поправили финансовое состояние конного завода. Хозяйство в 2019 году вынуждено было продать 48 голов 2-х летних лошадей. Следующий, 2020 год стал «выходным» для рысаков конного завода от выступлений на бегах в Одессе. Не принёс радостных дней от побед в заездах на традиционные призы и 2021 год, хотя выступавшие жеребцы рысистой породы Оливер и Сервиз под управлением молодого наездника Дмитрия Кузьменко продемонстрировали неплохую резвость на Одесском ипподроме. Внезапная смерть 24 декабря 2021г. руководителя завода Ивана Ивановича Кудри осложнило производственную деятельность хозяйства и подготовку к празднованию 200-летия основания конного завода. Коллектив временно возглавила гл. бухгалтер Самольцева Любовь Алексеевна. В конном заводе приступили к подготовке празднования юбилея основания - начались ремонтные работы конюшен и других помещений. Начавшаяся 24 февраля 2022 года специальная военная операция по освобождению территории республик Донбасса от украинских неонацистов, внесла радикальные изменения в статус конного завода и перспективы его дальнейшего существования и развития. Лимаревсий конный завод №61 весной 2022 г. перестал быть филиалом ГП "Коневодство Украины" и перешёл под юрисдикцию правительства ЛНР. 31 марта завод посетил министр сельского хозяйства ЛНР Ю. А. Пронько. Директором завода был назначен опытный зоотехник Пётр Григорьевич Татарчук. Есть надежда, что 2022-й год может стать переломным в судьбе старейшего конного завода Луганщины.
В. Степанов - историк, член Союза краеведов Украины.
Беловодск - Новолимаревка. 2022г.
Свидетельство о публикации №218011101743
Михаил Леонидович Обухов 04.02.2023 12:47 Заявить о нарушении