Сорванный урок

               
    Обычно на первый урок в класс Анатолий и Андрей входили после первого звонка. Это было постоянно, их никто из одноклассников об этом даже и не спрашивал.  Одни думали, что, поскольку им дорога в город из деревеньки Яново занимала больше часа, то им ценна каждая минута,  а приходить раньше, и чесать языки было просто напрасно потерянным временем или непростительной роскошью. Другие думали, что они просто хвастаются. Пойди, пойми этих деревенских.
    А вообще они были простыми ребятами, оба среднего роста. Впереди обычно шёл Анатолий, а в шаге от него шагал Андрей.  Отличниками они не были, но в хвостах не ходили.  Были немногословны, особенно Андрей.
    Вначале учебного года они сидели на задней парте, около печки, но учителя заметили, что они отвлекаются и не всегда слушают учителя. С согласия классного руководителя их пересадили на первую парту, прямо перед учителем, но и там им делали опять-таки замечания.  Как выяснилось после, разгадка была простая, они готовились к следующему уроку. Дома им читать было некогда, а помогали матерям по хозяйству – наносить надо было из колодца воды, приготовить дров, расчистить снег или вскопать огород, так как их матери были на  колхозной работе и уходили с рассветом, а отцы не вернулись с войны.
     У школьников заканчивался учебный год.
У десятиклассников, как  выпускников школы, впереди были ответственные экзамены, оценки которых могли повлиять на аттестат зрелости, как итоговые оценки всего процесса обучения.
    Сегодня, на первый урок Анатолий и Андрей вошли в класс за какие-то секунды до первого звонка. Одноклассники удивились, и не единожды. Во-первых, вошли до первого звонка, а во- вторых,  это главное, Андрей, нёс букет цветов. Ребята прошли немного быстрее обычного, достали из сумок всё необходимое для урока, а цветы положили на стол учителя. Девчата и ребята удивлённо пожимали плечами, недоумённо переглядывались, но их не спрашивали, ни о чём, да и расспрашивать было некогда.
      Тут открылась дверь и вошла с классным журналом Александра Николаевна, учитель по русскому языку и литературе. Она быстро прошла около ряда  парт  к   столу. Увидев цветы, в недоумении остановилась, и,  пересилив любопытство, положила на стол журнал.  Посмотрев на цветы, она  взглянула на притихших учеников.
     -Кто-то забыл  цветы на столе,- просто сказала она.
    Двадцать пять пар блестящих глаз  напряжённо смотрели на неё.   В классе стояла тишина.  Андрей с Анатолием повернулись к классу, и они вдруг одновременно вспомнили, что не предупредили старосту класса, Верку Снегирёву, чтобы она от имени всех  её и поздравила. Верка выскочка, любит быть впереди всех, потому её и избрали старостой.  В данный момент Верка  также вопросительно смотрела по сторонам и ничего  не понимала.  Прошли  затянувшиеся  секунды. Александра Николаевна смотрела на учеников, а те смотрели на неё.
      Ничего не оставалось делать, как исправлять свой промах. Встал Андрей.
    - Александра Николаевна! – немного смущённо начал он,- я вам отвечу, потому что, моя фамилия первая в алфавите, да и на первой парте сижу, да я и, в конце концов, должен быть мужчиной, - Андрей немного улыбнулся  и, повернувшись полубоком, чтобы видеть и учителя и своих одноклассников, - продолжал:
   -Эти цветы мы всем классом хотели бы преподнести вам!
   -Это, по какому же случаю такие торжества? – растерявшись, и немного смутившись, спросила Александра Николаевна, продолжая стоять.
   -Случаев много, все и не перечислишь. Во-первых, на дворе весна, - мы имеем права поздравить женщину цветами. По статистике семьдесят восемь процентов женщин любят цветы, и мы думаем, что вы входите в это число. Цветы, это радость. Да вас букетами особо и не баловали.
    Мы думаем, -продолжал Андрей, - что наши цветы,  выращенные в палисаднике собственными руками, выбросившие  свои соцветия  и отблагодарившие за заботу своим цветением, доставят вам больше радости, чем те, которые куплены в цветочных магазинах. Здесь каждый стебелёк, каждое соцветие символично представляет  нас всех поодиночке, и образуем этот букет. Палисадник, в котором выросли эти цветы, это наш  10 “Г”, а вы тот садовник, который вырастил эти цветы.
   Лицо  Александры Николаевны вспыхнуло и, не переставая, продолжало гореть. Этот жар она почувствовала сама, но не в силах была его унять и стояла теперь  удивлённая и смущённая.
   -Конечно, - продолжал взволнованно Андрей, и было видно, что он не готовил эту речь специально, а говорил экспромтом от всего сердца, - благодарность всем учителям   скажут отличники на выпускном вечере, не то, что я, середнячок. Они скажут, может  даже стихами, но эти  поздравления будут не конкретно каждому лицу, а огульно, всем.
     Мы же персонально поздравляем вас, Александра Николаевна,- он развернулся к ней лицом, взял со стола букет и протянул ей, - поздравляем  как учителя русского языка и литературы, научившей нас хорошо знать и владеть этим языком.
   Александра Николаевна, смущённо улыбаясь, посмотрела на притихших учеников и,  робко протянув обе руки, приняла неожиданную благодарность.
   Теперь уже, как – то быстро успокоившись, Андрей говорил просто, будто не было никаких присутствующих в классе, а говорил просто с одним человеком, со своей учительницей.
  -Конечно, пригодятся  нам в жизни и другие науки, для расширения познаний, а  вот русский  язык вы нам  прочно дали на всю жизнь, где бы мы ни жили. Спасибо вам за это. Вы научили нас грамоте, правильно говорить, писать и понимать, и на литературных героях разбирали, что хорошего и что плохого может быть в человеке. Вы учили нас видеть жизнь  не только в розовом свете, но и  воспринимать её в реалии.  Кроме программного материала  вы  в нашу голову, в наше  сознание вложили  много практических  советов. Как хороший психолог вы научили чувствовать и познавать человека. Мы испытываем к вам самые признательные чувства, чувства уважения и благодарности.
   Казалось бы, этим монологом можно было и закончить, но Андрей продолжал:
   -Мы фактически, стали  преемниками, мы первое поколение, которое вырастили вы. Больше того, когда вы только что окончили свой десятый класс, как мы сейчас, то ваши ребята прямо с выпускного вечера пошли в военкомат.  Вы защищали наше поколение, всех нас от врагов и наставили на путь истинный. Мы преклоняем перед вами голову и колени, и, надеемся преисполнить наш долг перед вами
  -Вы преувеличиваете немного, я не была вашим защитником  во время войны, - запротестовала  учительница.
   -Нет, вы скромничаете, Александра Николаевна.  Да, вы не были на передовой, но вы были вторым фронтом, а он был не менее  важным. Вы не сидели, сложа руки, вы помогали фронту, - вы копали противотанковые рвы и работали.  У меня опыта меньше вашего, но я прочувствовал это на себе, когда болеет мой брат и мечется в жару и находится в изнеможении, то я очень переживаю за него, хочется помочь ему и готов сам взять его боль на себя.  Такое происходило и с вами. На передовой опасно, но сердечную боль вы переживали больше, тем более, что на фронте были родственники, все одноклассники,  друзья, а может и любимый.
   При этих словах у Александры Николаевны брызнули слёзы, она, заслонив глаза платочком, опрометью бросилась к дверям. Ноги несли её, натыкаясь за выступы парт. Она проскочила  узкий проход, и скрылось в проёме дверей.
  Наступила гнетущая тишина. Сколько  она продлится, никто не знал. Каждый думал о сказанном монологе Андрея, о своей учительнице.
    Тишину разрушила  Вера Снежина.  Она с шумом и демонстративно вылезла  из-за парты, подошла к учительскому столу и протянула руки, чтобы забрать классный журнал и цветы. Здесь же уставилась огненным взглядом на ещё  стоящего в такой же позе Андрея и недовольным, вызывающим и повышенным голосом  спросила :
   -Кто тебе уполномочивал приносить эти цветы и толкать свою речь? 
   -А я живу без уполномоченных, без подсказок и имею своё желание и мнение, -спокойно на вызов ответил Андрей
    -Так и говорил бы от своего имени, а то расписываешься за весь класс.
   Здесь же,  выходя из себя, но сдерживаясь, встал  на защиту Андрея,  уже  Анатолий.
   -Сразу чувствуется, что  ты, Вера, имеешь живого отца, живёшь за его спиной и многого не понимаешь. Убавь свою прыть и умерь эгоизм. Научись уметь  властвовать собой.  Если ты против “его речи“, то идите с единомышленниками в учительскую и скажите, что Андрей наговорил глупостей, и сами извинитесь перед ней. Андрей сказал то, что он чувствовал. Я бы тоже так сказал. И ещё одно, журнал и цветы отнесёте в конце урока, пусть она немного успокоится.
  -Посиди и ты, тоже успокойся, - добавил Андрей  и с чувством выполненного долга сел за парту.
              8 мая  1957 г,

 


Рецензии