Сорванный урок
Обычно на первый урок в класс Анатолий и Андрей входили после первого звонка. Это было постоянно, их никто из одноклассников об этом даже и не спрашивал. Одни думали, что, поскольку им дорога в город из деревеньки Яново занимала больше часа, то им ценна каждая минута, а приходить раньше, и чесать языки было просто напрасно потерянным временем или непростительной роскошью. Другие думали, что они просто хвастаются. Пойди, пойми этих деревенских.
А вообще они были простыми ребятами, оба среднего роста. Впереди обычно шёл Анатолий, а в шаге от него шагал Андрей. Отличниками они не были, но в хвостах не ходили. Были немногословны, особенно Андрей.
Вначале учебного года они сидели на задней парте, около печки, но учителя заметили, что они отвлекаются и не всегда слушают учителя. С согласия классного руководителя их пересадили на первую парту, прямо перед учителем, но и там им делали опять-таки замечания. Как выяснилось после, разгадка была простая, они готовились к следующему уроку. Дома им читать было некогда, а помогали матерям по хозяйству – наносить надо было из колодца воды, приготовить дров, расчистить снег или вскопать огород, так как их матери были на колхозной работе и уходили с рассветом, а отцы не вернулись с войны.
У школьников заканчивался учебный год.
У десятиклассников, как выпускников школы, впереди были ответственные экзамены, оценки которых могли повлиять на аттестат зрелости, как итоговые оценки всего процесса обучения.
Сегодня, на первый урок Анатолий и Андрей вошли в класс за какие-то секунды до первого звонка. Одноклассники удивились, и не единожды. Во-первых, вошли до первого звонка, а во- вторых, это главное, Андрей, нёс букет цветов. Ребята прошли немного быстрее обычного, достали из сумок всё необходимое для урока, а цветы положили на стол учителя. Девчата и ребята удивлённо пожимали плечами, недоумённо переглядывались, но их не спрашивали, ни о чём, да и расспрашивать было некогда.
Тут открылась дверь и вошла с классным журналом Александра Николаевна, учитель по русскому языку и литературе. Она быстро прошла около ряда парт к столу. Увидев цветы, в недоумении остановилась, и, пересилив любопытство, положила на стол журнал. Посмотрев на цветы, она взглянула на притихших учеников.
-Кто-то забыл цветы на столе,- просто сказала она.
Двадцать пять пар блестящих глаз напряжённо смотрели на неё. В классе стояла тишина. Андрей с Анатолием повернулись к классу, и они вдруг одновременно вспомнили, что не предупредили старосту класса, Верку Снегирёву, чтобы она от имени всех её и поздравила. Верка выскочка, любит быть впереди всех, потому её и избрали старостой. В данный момент Верка также вопросительно смотрела по сторонам и ничего не понимала. Прошли затянувшиеся секунды. Александра Николаевна смотрела на учеников, а те смотрели на неё.
Ничего не оставалось делать, как исправлять свой промах. Встал Андрей.
- Александра Николаевна! – немного смущённо начал он,- я вам отвечу, потому что, моя фамилия первая в алфавите, да и на первой парте сижу, да я и, в конце концов, должен быть мужчиной, - Андрей немного улыбнулся и, повернувшись полубоком, чтобы видеть и учителя и своих одноклассников, - продолжал:
-Эти цветы мы всем классом хотели бы преподнести вам!
-Это, по какому же случаю такие торжества? – растерявшись, и немного смутившись, спросила Александра Николаевна, продолжая стоять.
-Случаев много, все и не перечислишь. Во-первых, на дворе весна, - мы имеем права поздравить женщину цветами. По статистике семьдесят восемь процентов женщин любят цветы, и мы думаем, что вы входите в это число. Цветы, это радость. Да вас букетами особо и не баловали.
Мы думаем, -продолжал Андрей, - что наши цветы, выращенные в палисаднике собственными руками, выбросившие свои соцветия и отблагодарившие за заботу своим цветением, доставят вам больше радости, чем те, которые куплены в цветочных магазинах. Здесь каждый стебелёк, каждое соцветие символично представляет нас всех поодиночке, и образуем этот букет. Палисадник, в котором выросли эти цветы, это наш 10 “Г”, а вы тот садовник, который вырастил эти цветы.
Лицо Александры Николаевны вспыхнуло и, не переставая, продолжало гореть. Этот жар она почувствовала сама, но не в силах была его унять и стояла теперь удивлённая и смущённая.
-Конечно, - продолжал взволнованно Андрей, и было видно, что он не готовил эту речь специально, а говорил экспромтом от всего сердца, - благодарность всем учителям скажут отличники на выпускном вечере, не то, что я, середнячок. Они скажут, может даже стихами, но эти поздравления будут не конкретно каждому лицу, а огульно, всем.
Мы же персонально поздравляем вас, Александра Николаевна,- он развернулся к ней лицом, взял со стола букет и протянул ей, - поздравляем как учителя русского языка и литературы, научившей нас хорошо знать и владеть этим языком.
Александра Николаевна, смущённо улыбаясь, посмотрела на притихших учеников и, робко протянув обе руки, приняла неожиданную благодарность.
Теперь уже, как – то быстро успокоившись, Андрей говорил просто, будто не было никаких присутствующих в классе, а говорил просто с одним человеком, со своей учительницей.
-Конечно, пригодятся нам в жизни и другие науки, для расширения познаний, а вот русский язык вы нам прочно дали на всю жизнь, где бы мы ни жили. Спасибо вам за это. Вы научили нас грамоте, правильно говорить, писать и понимать, и на литературных героях разбирали, что хорошего и что плохого может быть в человеке. Вы учили нас видеть жизнь не только в розовом свете, но и воспринимать её в реалии. Кроме программного материала вы в нашу голову, в наше сознание вложили много практических советов. Как хороший психолог вы научили чувствовать и познавать человека. Мы испытываем к вам самые признательные чувства, чувства уважения и благодарности.
Казалось бы, этим монологом можно было и закончить, но Андрей продолжал:
-Мы фактически, стали преемниками, мы первое поколение, которое вырастили вы. Больше того, когда вы только что окончили свой десятый класс, как мы сейчас, то ваши ребята прямо с выпускного вечера пошли в военкомат. Вы защищали наше поколение, всех нас от врагов и наставили на путь истинный. Мы преклоняем перед вами голову и колени, и, надеемся преисполнить наш долг перед вами
-Вы преувеличиваете немного, я не была вашим защитником во время войны, - запротестовала учительница.
-Нет, вы скромничаете, Александра Николаевна. Да, вы не были на передовой, но вы были вторым фронтом, а он был не менее важным. Вы не сидели, сложа руки, вы помогали фронту, - вы копали противотанковые рвы и работали. У меня опыта меньше вашего, но я прочувствовал это на себе, когда болеет мой брат и мечется в жару и находится в изнеможении, то я очень переживаю за него, хочется помочь ему и готов сам взять его боль на себя. Такое происходило и с вами. На передовой опасно, но сердечную боль вы переживали больше, тем более, что на фронте были родственники, все одноклассники, друзья, а может и любимый.
При этих словах у Александры Николаевны брызнули слёзы, она, заслонив глаза платочком, опрометью бросилась к дверям. Ноги несли её, натыкаясь за выступы парт. Она проскочила узкий проход, и скрылось в проёме дверей.
Наступила гнетущая тишина. Сколько она продлится, никто не знал. Каждый думал о сказанном монологе Андрея, о своей учительнице.
Тишину разрушила Вера Снежина. Она с шумом и демонстративно вылезла из-за парты, подошла к учительскому столу и протянула руки, чтобы забрать классный журнал и цветы. Здесь же уставилась огненным взглядом на ещё стоящего в такой же позе Андрея и недовольным, вызывающим и повышенным голосом спросила :
-Кто тебе уполномочивал приносить эти цветы и толкать свою речь?
-А я живу без уполномоченных, без подсказок и имею своё желание и мнение, -спокойно на вызов ответил Андрей
-Так и говорил бы от своего имени, а то расписываешься за весь класс.
Здесь же, выходя из себя, но сдерживаясь, встал на защиту Андрея, уже Анатолий.
-Сразу чувствуется, что ты, Вера, имеешь живого отца, живёшь за его спиной и многого не понимаешь. Убавь свою прыть и умерь эгоизм. Научись уметь властвовать собой. Если ты против “его речи“, то идите с единомышленниками в учительскую и скажите, что Андрей наговорил глупостей, и сами извинитесь перед ней. Андрей сказал то, что он чувствовал. Я бы тоже так сказал. И ещё одно, журнал и цветы отнесёте в конце урока, пусть она немного успокоится.
-Посиди и ты, тоже успокойся, - добавил Андрей и с чувством выполненного долга сел за парту.
8 мая 1957 г,
Свидетельство о публикации №218011101752