Мemories

ВАЖНОЕ:

*    Запись 1

Сюжет хорошего рассказа можно пересказать в одном предложении.
Пересказ сюжета должен содержать три обязательные вещи: обозначение героя (1), обозначение события (2) и обозначение финала (3).
Иногда, по желанию, может быть дополнен определениями (4) или уточнениями (5).

Пример:

А)    Хочу написать рассказ о женщине (1), которая утратила интерес к жизни из-за трагедии в семье (4), но через несколько лет неожиданно попала в череду необъяснимых событий (5), в результате которых начала заниматься эзотерикой (2), ездить на обучение (5) и в одной из поездок спасла маленького ребёнка от гибели (3), использовав новые знания (5).

Б)    Рассказ о амбициозной молодой (4) женщине (1), которая целеустремленно воплощает в жизнь "карту желаний, составленную в детстве (5), но столкнувшись с предательством, доводит себя до нервного срыва (5), начинает вести себя неадекватно (2) и в результате теряет все, чего так долго добивалась (3)

В)    Талантливый (4) учёный (1) открывает альтернативный способ получения энергии (5), пытается внедрить своё изобретение (5), но пробиться через бюрократические кабинеты не может (5), понимает несвоевревременность своего открытия (2), тихо умирает в доме для престарелых, его бумаги сдают в макулатуру случайные люди (3).

Г)    Рассказ о том, как деревенская (4) девушка (1) идёт в лес по грибы, попадает в аномальную зону, где сталкивается с необъяснимым явлением (5), приобретает дар предвидения (2), благодаря которому узнает об опасности, грозящей сельчанам (5), находит способ вернуться домой (5) и убеждается в том, что изменить предназначенное невозможно (3).

Д)    Рассказ о капитане(1) грузового космического корабля, который нарушает инструкцию, берёт на борт пассажира(2) со странным багажом(4), что приводит к гибели корабля и необратимому изменению личности капитана(3).

Е)    Рассказ о том, как мужчина и женщина(1), любившие друг друга, но расставшиеся по ряду причин (4), встречаются, проводят вместе день (2) и, осознав, что не могут понять друг друга и преодолеть прошлые обиды и разногласия (тут 4 или 5?), расстаются вновь (3)


*    Запись 2

А)    Классическое построение композиции (по последовательности и объему частей) убережет вас от перекосов, в т.ч. обеспечит логику изложения событий.
Б)    Правила можно нарушать, если вы твердо представляете себе цель этих нарушений.


*    Запись 3

Фигура героя позволяет автору перевести идею из абстракции в конкретику, материализовать ее.
Действия героев создают сюжет, который, в конечном итоге, тоже служит для материализации идеи. В финале торжествует тот персонаж, который наиболее полно олицетворяет идею автора.

Иерархия героев обязательна. Ступени иерархии:
Главные,
Второстепенные,
Служебные.

ГЛАВНЫЕ – это:
Главный герой, полностью олицетворяющий идею, он же протагонист.
Главный герой, оппонирующий идее, он же антагонист. По этой фигуре возможны вариации и даже разделение ее на несколько персонажей.
Главные герои являются основными двигателями сюжета, без них сюжет невозможен.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ – это герои, оттеняющие идею. Разделять их можно по степени отношения к главному герою, по сути, к идее (доброжелательные и враждебные), по участию в «настоящем»* действии (действующие лица или закадровые)
* от понятия «настоящее время», т.е. том, которое совпадает временем действия.
Основная функция второстепенных героев – служить для понимания образа главного героя, олицетворяющего идею, т.е. протагониста. Второстепенные герои не двигают сюжет, а помогают двигать (вот эту разницу осмыслите и возьмите на вооружение, это важно).

СЛУЖЕБНЫЕ ГЕРОИ служат для создания панорамы действия, массовости, если она необходима. Роль в продвижении сюжета у них надо категорически отбирать и передавать ее второстепенным героям. Вообще, служебных героев лучше переводить из статуса действующих лиц в элементы описания.

Хороший рассказ обнаруживает тенденцию к уменьшению количества героев (за счет исключения служебных и уменьшения количества второстепенных).

Подробность описаний героев уменьшается сверху вниз по иерархической лестнице (для главного – максимум описаний).


*       Запись 4

Описания демонстрируют характеристики героев, места и времени действия и др.
Все описания должны быть подчинены единой цели – характеризовать то, что важно для идеи произведения.
Описание создает картинку и служит для формирования нужного (согласно замыслу автора) эмоционального впечатления.
Если описание приобретает статус автономной сцены, то оно становится отдельный сюжетным элементом.


Рецензии